Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Внимание! На момент написания данного реферата магистерская работа не завершена. Предполагаемая дата завершения – май 2020 г. Полный текст работы, а также материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Содержание

Введение

В настоящее время дизайн играет важную роль в становлении на рынке любой компании или производства. Что касается Web– технологий, наибольшее внимание уделяется пользовательскому опыту (UX). Ввиду этого, появляется острая необходимость в разработке эффективной стратегии исследования пользовательского опыта на основании существующих методов.

1. Актуальность темы

У каждого проекта, выпускающего свой уникальный товар на интернет площадках, есть возможность остаться невостребованным. А с развитием интернет– технологий вопрос повышения конкурентоспособности Web– сайтов становится все более актуальным. Важным пунктом при создании эффективного сайта является юзабилити. Пригодность использования или юзабилити (англ. «usability» – возможность использования, полезность) – это «свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью» [1].

Именно проектирование пользовательского интерфейса (UX) – это процесс, который команды разработчиков используют для создания продуктов и процессов проектирования взаимодействия пользователя с продуктом. Это включает в себя разработку всего процесса приобретения и интеграции продукта, включая аспекты брендинга, дизайна, удобства использования и функциональности. Существует огромное количество методов исследования в этой области. Но многие из них имеют ряд недостатков или использование только одного метода является недостаточным для полного анализа. Но именно грамотное юзабилити принесет новых клиентов, удержит старых, а также повысит позиции в поисковых системах [2].

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

В области пользовательского опыта имеется широкий спектр доступных методов исследования, начиная от проверенных методов, таких как лабораторные исследования юзабилити, до тех, которые были разработаны совсем недавно, например, немодерируемые онлайн– оценки UX.

Проблема заключается в невозможности использования полного набора методов для одного проекта. Но большинство проектов останутся в выигрыше, используя несколько методов исследования и от объединяя их идеи. К сожалению, многие команды разработчиков используют только один или два метода, с которыми они знакомы. Ключевой вопрос – что делать и когда именно этот метод принесёт наилучший результат.

В данной работе ставится задача разработки алгоритмов исследования пользовательского опыта на основе анализа существующих методов в этой области. Реализация поставленной задачи базируется на использовании методов и средств компьютерных информационных технологий. [1].

В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

  1. Выполнение анализа существующих методов в области исследования пользовательского опыта.
  2. Обоснование целесообразности создания алгоритмов исследования пользовательского опыта, как бизнес– процесса.
  3. Формирование ключевых требований, которым должны удовлетворять разрабатываемые алгоритмы.
  4. Разработка моделей и алгоритмов исследования потребительского опыта на основе объектно– ориентированного подхода.
  5. Апробирование сформированной методики исследования пользовательского опыта, оценка её эффективности.

Объектом исследования в данном случае является рынок рекламы – место, где встречаются спрос и предложение на рекламные услуги. Рынок рекламы представляет собой самостоятельный сектор экономики, в рамках которого взаимодействуют субъекты этого рынка – рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители и потребители рекламы. Под предметом исследования в работе понимаются методы анализа удовлетворенности потребителей рекламной продукции и способы изучения полученных данных.

Апробация

Апробация исследований по данной работе проходила на следующих конференциях:

  1. Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование в рамках V Международного Научного форума Донецкой Народной Республики (ИУСМКМ– 2019): Х Международная научно– техническая конференция (студенческая секция), 22– 24 мая 2019, г. Донецк;
  2. Программная инженерия: методы и технологии разработки информационно– вычислительных систем (ПИИВС– 2018);
  3. IV Международная научно– практическая конференция «Бизнес– инжиниринг сложных систем: модели, технологии, инновации BECS– 2019» 14– 16 ноября 2019 года.

4. Обзор исследований и разработок

В наши дни ведутся активные разработки и тестирования в области исследования пользовательского опыта в различных IT– сферах. Они основываются на использовании современных методов разработки моделей и алгоритмов, в том числе объектно– ориентированного подхода.

4.1 Обзор международных источников

Длительное время активно ведутся исследования в области анализа пользовательского опыта, которые порождают новые и эффективные модели и методы его исследования. Хотелось бы выделить некоторых зарубежных экспертов данной тематике: Дж.Саурро, Н. Нильсен, А. Волтер, Д.Энгельбар, и другие.

4.2 Обзор национальных источников

Вопрос анализа и обзора методов исследования пользовательского опыта активно изучается и среди российских ученых. К их числу относится Галеев И.Х. в своей исследовательской работе проводит сравнительный анализ юзабилити систем[7]. Также можно выделить научные исследования Иванова С.Ю., посвященные проектированию интерфейсов и моделей пользователей[8] и Кушевой Д.С, научная работа которой посвящена важности соблюдения юзабилити– правил для интернет– ресурсов[9].

4.3 Обзор локальных источников

В результате обзора работ студентов Донецкого национального технического университета было выявлено, что некоторые студенты также занимались вопросами, связанными с дизайном веб– проектов:

  1. Мазур Д.М. Разработка алгоритмов оценки интерфейса интернет– страниц и навигации в пределах страниц методами интеллектуального анализа [10];
  2. Шинкаренко В.С. Анализ аудитории и прогнозирование посещаемости интернет ресурса [11];

Однако вопросы исследования пользовательского опыта ранее не были освещены, хотя они имеют ряд существенных отличий, связанных с дизайном и психологией восприятия пользователем продукта.

Значение исследования аудитории

Дизайн – итеративный процесс. Если что– то не подходит, мы возвращаемся на начальный или нужный этап и проектируем заново. Схема выглядит следующим образом:

  1. Определить контекст использования и потребности (сформировать user flow, определить эмпатию пользователей).
  2. Разработать дизайн– решение.
  3. Создать прототип или внедрить.
  4. Оценить на соответствие требованиям и KPI
  5. Модель итеративного процесса

    Рисунок 1 – Модель итеративного процесса

Исследования аудитории помогут быстрее принимать решения касательно корректировок, которые необходимо внести. Вы сможете:

  1. убедиться, что целевая аудитория продукта выбрана правильно;
  2. понять цели, мотивы, ожидания и контекст использования;
  3. проверить идеи и новые концепции для развития продукта;
  4. выяснить, как воспринимается продукт по сравнению с конкурентами

6. Методы исследования пользовательского опыта

Все методы можно просмотреть в трехмерной структуре со следующими осями:

Каждое измерение обеспечивает способ исследования с точки зрения вопросов, на которые они отвечают, и целей, для которых они подходят.

Ключевое различие между исследованиями отношений и исследованиями поведений в том, что первые изучают мнение пользователей, а вторые – их действия (очень часто они совершенно разные).

Между этими двумя крайностями лежат два самых популярных метода, которые будут полезны: тестирование юзабилити и «полевые» исследования. Один из них подразумевает наблюдение за пользователем в процессе выполнения поставленных задач, а другой, наоборот, подразумевает наблюдение за клиентом в привычных для него условиях. Используя полученную смесь самооценок и поведенческих данных можно двигаться к любому концу этого измерения, хотя рекомендуется склоняться к поведенческой стороне.

Трехмерная модель исследования пользовательского опыта

Рисунок 2 – Трехмерная модель исследования пользовательского опыта

Все исследования пользовательского опыта условно делятся на две группы. Качественные исследования собирают и генерируют данные о поведении пользователя, основываясь на непосредственном наблюдении за ним. В то время как количественные исследования получают данные косвенно, посредством инструментов или измерений.

Из– за характера их различий, качественные методы гораздо лучше подходят для ответов на вопросы есть ли проблемы и как их исправить, а количественные методы, насколько эффективными были принятые решения и что именно пользовалось популярностью.

График приоритетных методов исследования

Рисунок 3 – График приоритетных методов исследования

Третье различие связано с тем, как и используют ли вообще участники исследования продукт или услугу. Это может быть описано как:

Так же возможен гибрид из вышеперечисленного.

Сочетание и развитие этих методов позволит наиболее эффективно выстраивать дальнейшие бизнес– процессы компании, повысит качества предоставляемых услуг, в которых будут более полно учтены интересы потребителей.

Cтратегия

Рисунок 4 – Стратегия (анимация: 11 кадров, 7 циклов повторения, 30,4 килобайт)

Таким образом, планируется разработка алгоритмов на основе анализа существующих методов в области исследования пользовательского опыта. Реализация поставленной задачи будет выполнена на основе объектно– ориентированного подхода. Также планируется пошаговое внедрение алгоритмов на предприятии для улучшения качества предоставляемых услуг и оценки эффективности разработанных алгоритмов с учётом интересов пользователей.

Выводы

Хотя многие методы исследования, основанные на опыте пользователей, берут свое начало в научной практике, их цели не всегда являются чисто научными, и их все же необходимо скорректировать с учетом потребностей заинтересованных сторон. Анализ исследований пользовательского опыта необходим для любой организации, предоставляющей свои услуги в Интернете. Для успешного создания и ведения веб– сайта требуется периодический анализ интернет ресурса на правила юзабилити. Если на первом этапе удаётся создать веб– сайт по всем основным юзабилити принципам, то в дальнейшем при доработке сайта всё равно потребуются новые внедрения, как со стороны дизайна, так и технически. Необходимо обратить внимание на юзабилити не только при проектировании сайта, но и при любом новом изменении и доработке.

В конце концов, успех работы зависит от влияния интерфейса на улучшение взаимодействия с пользователем соответствующего веб– сайта или продукта.

Список источников

  1. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: UX для начинающих: практическое руководство. Часть 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/pechkin/blog/301290/.
  2. What 18 UX experts say makes a good UX designer [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://userpeek.com/blog/what– makes– a– good– ux– designer/ .
  3. Тидвелл Дж. Разработка пользовательских интерфейсов.– Питер, 2007– 480 с.
  4. Я. Нильсон Элементарные основы юзабилити [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webmascon.com/topics/testing/14a.asp .
  5. Joseph S. Dumas, Janice C. Redish. Practical Guide to Usability Testing. – Intellect Books, 1999. – 404 с.
  6. Ben Shneiderman, Catherine Plaisant. Designing the User Interface: Strategies for Effective Human– computer Interaction. – Addison Wesley, 2004. – 672 с.
  7. UX– дизайнер[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://buduguru.org/profession/19 .
  8. Кейт Мейер Какой метод выбрать для исследования аудитории сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/design/39317– kakoy– metod– vybrat– dlya– issledovaniya– auditorii– sayta .
  9. Мазур Д.М. Разработка алгоритмов оценки интерфейса интернет– страниц и навигации в пределах страниц методами интеллектуального анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2013/fknt/mazur/links/index.htm .
  10. Шинкаренко В.С. Анализ аудитории и прогнозирование посещаемости интернет ресурса[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.ru/2006/fvti/shynkarenko/diss/index.html .
  11. Designing User Interfaces for International Use [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nngroup.com/books/designing-user-interfaces-international-use/.