История команды F–1 Scuderia Ferrari

Мое увлечение формулой началось еще в детстве, когда я впервые увидел трасляцию гонки по телевизору. Звук 10–цилиндровых двигателей, исходящий из телевизора привлек внимание семилетнего ребенка. Я не знал названия всех команд, поэтому стал поклонником той, название которой было знакомым. В то время пилотами формулы были: уже семикратный чемпион – Михаэль Шумахер, его партнер по команде – Рубенс Барикелло, также один из их главных противников – Хуан Пабло Монтойя, и молодые, будующие чемпионы Кими Райкконен и Фернандо Алонсо. Скорее всего, эти фамилии не знакомы большинству людей, даже интерисующихся спортом, но они для меня были сравни Коби Брайанту в баскетболе и футболисту Зинедину Зидану.

Феррари – самая титулованная команда в Формуле–1. На счету итальянской конюшни шестнадцать побед в кубке конструкторов, а её пилоты пятнадцать раз становились чемпионами мира. Сама конюшня Феррари была основана Энцо Феррари ещё в 1929 году, который стал одним из первопроходцев в строительстве гоночных автомобилей [1].

 

Основатель команды – Энцо Феррари [2]

Феррари дебютировала в первом чемпионате Формулы–1 в 1950 году, правда не на дебютном гран-при Великобритании, а на второй гонке сезона в Монако. Пилот Скудерии Альберто Аскари занял второе место, проиграв победителю Хуану–Мануэлю Фанхио один круг. Аскари пришлось подождать два года, чтобы стать чемпионом мира.

Свой первый кубок конструкторов Феррари удалось завоевать в 1961 году. Причем борьба за звание чемпиона развернулась как раз между двумя гонщиками итальянской команды: Филом Хиллом и Вольфгангом фон Трипсом. В самом конце сезона во время гран-при Италии случилось страшное – фон Трипс погиб в аварии. Чемпионом в том сезоне стал Хилл. Через три года Феррари удалось повторить золотой дубль, тогда чемпионом стал Джон Сертис.

После этого Феррари несколько ушёл в тень, и только с приходом молодого менеджера Луки ди Монтедземоло жеребцам удалось выйти из кризиса. Первым звёздным сезоном стал сезон 1975 года, когда Ники Лауда стал чемпионом, одержав восемь побед, а Феррари завоёвывает долгожданный кубок конструкторов. В 1976 году Лауда должен был стать чемпионом, но попал в страшную аварию на Нюрбургринге, когда он около минуты находился в пылающем болиде. Несмотря на серьёзные ожоги, Ники вернулся в гонки и до последнего сражался за звание чемпиона, но уступил это звание Джеймсу Ханту в последнем гран-при сезона [1].

 

Никки Лауда пилотирует Ferrari 312 T2, 1976 год [2].

По–настоящему золотые годы Феррари начались с приходом в команду Михаэля Шумахера. Его тандем с Рубенсом Баррикелло долгие годы первенствовал в Формуле–1. В период с 1999 года по 2004 Феррари неизменно выигрывал Кубок Конструкторов, и только в 1999 Михаэль Шумахер не стал чемпионом, исправив эту ошибку уже в 2000 [1].

 

Михаэль Шумахер [1]

Сезон 2001 года стал первым для целого ряда пилотов, в будущем ставших лицом Формулы–1. В заездах королевы автоспорта дебютировали Кими Райкконен, Хуан–Пабло Монтойя и Фернандо Алонсо. В целом сезон прошёл под знаком тотального превосходства Шумахера, но не команды в целом, и лишь иногда лидеру навязывали борьбу его младший брат Ральф Шумахер, выступавший за Уильямс, и пилот Макларена Дэвид Култхард. Немецкий гонщик оформил свой четвёртый титул победой на Гран–при Венгрии досрочно – за 5 гонок до конца сезона, а на следующем за Венгрией Гран–при Бельгии одержал 52–ю победу, и, обогнав Алена Проста, стал абсолютным рекордсменом Формулы–1 по этому показателю.

Следующий 2002 год прошёл под полным и безоговорочным превосходством команды Феррари. Пилоты Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло выиграли 15 гонок из 17, а Шумахер финишировал во всех гонках сезона на подиуме. Михаэль Шумахер стал чемпионом, выиграв Гран–при Франции, за 6 этапов до окончания сезона, и, став 5–кратным чемпионом, сравнялся по этому показателю с Хуаном–Мануэлем Фанхио.

В отличие от предыдущих лет царствования, в 2003 году наметился спад в результатах команды, чему способствовали аварии Рубенса Баррикелло, вызванные падением мотивации, и резкий технологический рост команд–соперников Скудерии. Михаэль победой в США, как и в 2000 году практически гарантировал себе титул. Финальное Гран–при сезона, проходившее традиционно в Японии, выиграл Рубенс Баррикелло, а Шумахер финишировал на восьмом месте, гарантировавшем ему рекордный в истории шестой чемпионский титул. Кубок Конструкторов в 5 раз подряд выиграла Скудерия Феррари.

В 2004 году Феррари в очередной раз триумфально победила. Шумахер выиграл 13 гонок из 18 и досрочно стал чемпионом мира в 7–й раз в своей карьере и 5–й подряд в Феррари. Баррикелло, набрав 114 очков, завоевал вице–чемпионство, и таким образом, Феррари и её пилоты оставили соперников далеко позади [2].

 

Ferrari F–2004 [3]

Но в 2005 году в успехе команды неожиданно произошёл перелом. Победу в чемпионате одержали Рено и её пилот Фернандо Алонсо, а Шумахер и Феррари оказались на третьих местах, не сумев даже навязать им борьбу. По завершении сезона команду покинул Баррикелло, и место второго пилота занял Фелипе Масса. Но в 2006 году Скудерия вернула себе прежнее могущество и вплоть до последней гонки шла борьба за чемпионский титул между Шумахером и прошлогодним чемпионом, пилотом Рено, Алонсо. Несмотря на все усилия Феррари и её пилотов, победа в чемпионате вновь досталась Алонсо и Рено, а Феррари уступила Рено всего 5 очков. Михаэль Шумахер, завоевавший серебро чемпионата, покинул Формулу–1, уступив своё место в Феррари бывшему пилоту Макларена Кими Райкконену.

С уходом Михаэля Шумахера Феррари впал в некий ступор, который продолжался до 2007 года, когда Кими Райкконен в драматичнейшем финальном гран-при сезона сумел вырвать чемпионское звание, подарив заодно Феррари и кубок конструкторов. Этот кубок достался конюшне из Маранелло и в следующем году, однако Фелипе Масса не стал чемпионом из-за обгона Льюиса Хэмильтона Тимо Глока в одном из последних поворотов гран-при Бразилии. В 2012 году Фернандо Алонсо был невероятно близок к чемпионству, но, в итоге, уступил Себастьяну Феттелю всего три очка [1].

 

Фернандо Алонсо – победитель Гран–при Европы 2012 г. [4].

В 2013 году Фернандо повторил успех вице–чемпиона, в то время как Феттель досрочно стал чемпионом в четвёртый раз, оставив испанца по очкам далеко позади – 397 против 242 у Алонсо. Феррари заняла третье место в Кубке конструкторов. В конце сезона стало известно, что Фелипе Масса покинет Феррари, уйдя в Уильямс, а на его место в команду вернулся Кими Райкконен.

Вопреки ожиданиям сезон 2014 года оказался для Скудерии провальным. Обновленный состав гонщиков не выиграл ни одной гонки. Руководство команды досрочно прекратило контракт с Алонсо, который истекал только в 2016 году, и подписало контракт с 4–кратным чемпионом мира Себастьяном Феттелем. По ходу сезона команду покинул Стефафано Доменикалли, а 10 сентября 2014 года Лука де Монтеземоло объявил о своей отставке с поста президента Феррари [1].

 

Себастьян Феттель [5]

К началу сезона 2015 в Феррари сменилось практически всё руководство. На тестовых заездах было объявлено, что в команду вернулся Рори Бирн. Тот самый Рори Бирн, который вместе с Жаном Тодтом, Россом Брауном и Михаэлем Шумахером творили одну из самых ярких страниц в истории Скудерии Феррари в Формуле 1. Дела команды пошли на поправку, но всё же на равных конкурировать с лучшей командой турбоэры формулы–1 Мерседес не получалось. Себастьян Феттель делал всё что мог, но сумел выиграть лишь 3 гонки в чемпионате. Практически до самого конца сезона он боролся за второе место в чемпионате пилотов, однако сход на гран-при Мексики поставил крест на этих перспективах. Тем не менее, команда более чем уверенно финишировала на втором месте в Кубке конструкторов, опередив Уильямс и Ред Булл.

В 2016 году Феррари серьёзно разочаровала своих поклонников. Ожидалось, что команда постарается прервать гегемонию Мерседес в чемпионате, но в итоге красная конюшня проиграла не только немецкой команде, но и Ред Булл, оставшись лишь на третьем месте в Кубке конструкторов [1].

На предсезонных тестах в Барселоне перед началом сезона 2017 года машины Феррари выглядели очень быстрыми. Себастьян Феттель вступил в борьбу с Льюисом Хэммилтоном за чемпионский титул, а Кими Райкконен всячески помогал команде и своему партнеру, завоевывая подиумы и важные очки для того, чтобы оказать Сопротивление доминирующим Мерседесам. Во второй половине сезона команду преследовали неудачи и начала подводить силовая установка, что позволило Льюису Хэмильтону оформить чемпионство за уже на гран–при Мексики.

В сезоне 2018 года борьба с Мерседес продолжилась. До середины сезона Себастьян Феттель и Льюис Хэмильтон имели равные шансы на оформление пятого чеспионского титула, но как и впрошлом году, вторая половина чемпионата была за немецкой командой. В итоге вторая позиция за Себастьяном и третья за Кими Райкконеном.

 

Ferrari SF–71H [6]

Награды и достижения

Побед в Кубке конструкторов: 16 (1961, 1964, 1975, 1976, 1977, 1979, 1982, 1983, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2007, 2008)
Побед в чемпионате гонщиков: 15 (1952, 1953, 1956, 1958, 1961, 1964, 1975, 1977, 1979, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2007) [1].

Список литературы

  1. Команды формулы–1 Феррари: гонки, пилоты, статистика, история [Электронный ресурс].
  2. Феррари (команда Формулы–1) – Википедия [Электронный ресурс].
  3. Все победители Гран При Японии с 2000 года [Электронный ресурс].
  4. Fernando Alonso, Scuderia Ferrari at GP de Espana – Formula 1 Fotos [Электронный ресурс].
  5. Феттель, Себастьян – Википедия [Электронный ресурс].
  6. 2018 Japanese GP – Sebastian Vettel (Ferrari) [Электронный ресурс].
  7. Похожие работы магистров

    Гузь Александр Григорьевич – Автогонки в классе Формула 1.