ДонНТУ   Портал магистров

История возникновения фирменного стиля в дизайне

История возникновения фирменного стиля уходит корнями в 11 век в эпоху рыцарства. В это время появляется понятие герба. Именно рыцарские гербы, их цвета и девизы стали предшественниками фирменного стиля.

В средневековой Европе герб был отличительным знаком своего владельца и отражали информацию о нем. На создание гербов не жалели средств, используя услуги лучших художников. Шло время, и роль герба в тогдашнем обществе увеличивалась. По нему судили о знатности и статусе владельца. К тому же его нельзя уже было выбрать просто так. Они создавались, учитывая многочисленные заслуги владельцев, которые даровали короли и богатые сеньоры своим подданным, и передавались через поколения.

Главным элементом фирменного стиля можно назвать фирменный, или товарный, знак, или логотип.

В средние века появились цеховые корпоративные марки. Например, по ценам, значительно выше цен конкурентов, продавались полотно из Оснабрюка или саксонский фарфор. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение клейма, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

История возникновения фирменного стиля неотрывно связана с развитием торговли. Прототипом товарных знаков стали клейма, которые привешивали к товару. Впоследствии их начали изготавливать на металлических пластинках. Их же использовали и как печати. Эта традиция не обошла и Россию, где в 1774 году указом предписывалось клеймение российских товаров, чтобы отличить их от иностранных.

В середине 19 века в США и в Западной Европе возникли предпосылки возникновения торговых марок, которые призваны были выделять крупного производителя в конкурентной торговой среде.

Дальше история возникновения фирменного стиля связывалась с развитием в постиндустриальную эпоху сферы услуг. Она стала не менее важной, чем сфера производства. Поэтому для различных фирм, оказывающих услуги, создать фирменный стиль было просто необходимо. [2]

Считается, что первооткрывателем фирменного стиля стал немец Петер Беренс. В начале ХХ века крупные немецкие компании, такие как AEG и Siemens начали использовать программу фирменного стиля. Важнейшим событием в в развитии фирменного стиля того времени было приглашение Петера Беренса художественным директором Всемирного электро-технического концерна AEG (1906), для которого ранее работали Адольф Мессель и Отто Экманн. Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для ее успешного продвижения на мировом рынке требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяева фирмы интересовались не столько эстетикой вещей, сколько задача завоевания мирового рынка. Петера Беренса пригласили для создания фирменного стиля, охватывающего не только продукцию рекламу, но и производственные помещения. Подобный заказ означал, что появилась необходимость в создании индивидуального облика компании, разработки единого стиля изделий, их фирменной идентификации. Петер Беренс первый воплотил эту концепцию на практике. Для AEG Беренс проектировал каталоги, прейскуранты, электроприборы, выставочные стенды, а также производственные здания и квартиры для рабочих. Художник-практик, пришедший в дизайн от станковой живописи и графики, он один из первых ощутил новые задачи, встающие перед дизайнером в индустриальном обществе. Петер Беренс очень последовательно проводил линию на подчинение разнообразной продукции одному принципу стилеобразования. Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов - шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации. Геометризация формы, ее предельная ясность, отражали и техническую точность производственного процесса, и социокультурную обозначенность вещи (чайник из элемента кухонной утвари стал украшением столового буфета и принадлежностью церемонии чаепития). Открытый Беренсом способ перевода технических требований в пластические решения путем использования тех малых степеней свободы, которая представляет техника, свидетельствует о его большом художественном таланте. Разработанная для АЭГ Беренсом программа явилась по сути одной из первых программ "фирменного стиля", получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности. [1]

В последние десятилетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций - формирование фирменного стиля. Иногда для обозначения этого понятия используется термин «брэндинг». И это неудивительно, ведь основная роль брэндинга в предпринимательской деятельности оказалась приблизительно той же, что и личного клейма ремесленника.

Современный фирменный стиль состоит из набора элементов, основными из них являются следующие:

  1. Товарный знак. Подразумевает под собой уникальное обозначение, позволяющее индивидуализировать товары, чтобы потребитель мог отличить их от схожих товаров других производителей.
  2. Логотип. Это форма товарного знака, определенный символ или надпись. Так же, как и любой из элементов фирменного стиля, выражает индивидуальность предприятия.
  3. Фирменный блок — это сочетание некоторого количества традиционных элементов стиля, которые употребляются наиболее часто.
  4. Фирменный лозунг (слоган) — своеобразный девиз фирмы, отражающий ее философию, цели деятельности.
  5. Фирменные цвета. Каждая фирма выбирает для себя собственный набор цветов, который используется при создании логотипа, товарного знака, а так же часто каким-либо образом связан с характерной особенностью компании.
  6. Фирменный комплект шрифтов — это способ уникального отображения текста в носителях фирменного стиля компании.

Сложив все эти части воедино, компания начинает выделяться на фоне конкурентов, притягивая к себе новых клиентов. Необходимо лишь грамотно использовать все, что относится к элементам фирменного стиля в продвижении. Немаловажно правильно разместить их на всем, что определяет имидж компании: товарах, форме сотрудников, транспортных средствах и т.д. Фирменный стиль также должен создаваться исходя из той сферы, в которой действует фирма, чтобы казаться «белой вороной».

Пример фирменного стиля компании

Пример фирменного стиля компании

Существует множество примеров компаний, потерпевших крах из-за пренебрежения этой важной частью бизнеса.

Кроме всего прочего, стиль всей компании во многом определяет стиль ее руководителя. Многие успешные компании стали таковыми, благодаря харизматичности человека, возглавляющего ее. Так, когда-то это был, к примеру, Стив Джобс, который влюблял покупателей не только в продукцию компании Apple, но и в себя самого, став кумиром для огромного количества людей во всем мире. Сегодня мир покоряет Илон Маск, ведь далеко не каждый осмелится превратить запуск космической ракеты в шоу, поместив внутрь автомобиль вместо манекена, правда?

В заключении следует сказать, что фирменный стиль сегодня является, возможно, определяющим фактором успеха компании на рынке. От его правильного формирования зависит то, насколько успешно фирма будет взаимодействовать с партнерами и клиентами. Фирменный стиль повышает конкурентные преимущества и эффективность пропагандистской кампании. Именно по этим причинам важно относиться к его созданию с особой ответственностью.

Магистры, которые имеют схожие с моим увлечения

  1. Тилинина Н.Ю. - "Маркетинг в социальных сетях"
  2. Кандаурова А.О. - "Айдентика и брендинг"


  1. Крылов И.В. «Теория и практика рекламы в России» - М.: Центр, 1996.
  2. Мещанинов А.А. «Образ компании» - М.: Типография «Новости», 2001.