МЕХАНИЗМ МЫШЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕГО РАБОТЫ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

4 СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Процесс переключения внимания осознаваем. Это значит, что человек на протяжении какого-то времени может дать себе отчет, т.е. посредством некоторого ассоциативного запроса вспомнить, на что и в каком порядке обращалось его внимание. По существу, слово "осознать" можно рассматривать как синоним выражения "обратить внимание на ассоциируемый объект", а слово "сознание" - как синоним "память об ассоциации".

В частности, если вспоминается (т.е. вновь поступает в поле внимания и заносится в память с модальностью "из памяти") только что виденный объект, говорят об осознании факта видения этого объекта; если образ конкретной собаки вызывает в памяти ассоциацию с ранее сформированным обобщенным понятием "собака", говорят об осознании того, что в данный момент видится собака. Осознан может быть построенный в памяти закон, возникшее желание, стоящая задача и пр. Осознан (вспомнен) может быть и сам факт осознания. Лишь при наличии осознания, которое позволяет производить перегруппировку в описании естественного хода событий и соединять вместе разбросанные по памяти элементы, появляется возможность сопоставлять и находить общее в различных процедурах поиска, путях рассуждений, решениях задач и пр. Следует подчеркнуть, что осознание возможно лишь при наличии канала, по которому информация из памяти может поступить в поле внимания и таким образом быть еще раз записана на новом месте памяти. Именно это отличает сознательную систему от условнорефлекторной.

Естественно, что процесс ассоциации, вычисления важностей и формирования объекта, на который должно переключиться внимание, как и любой другой процесс, протекающий в промежутке времени между двумя последовательными переключениями внимания, не может быть осознан, так как не попадает в поле внимания, а потому не запоминается. В самом деле, в противном случае возник бы порочный круг, поскольку каждое одиночное переключение внимания требовало бы многократного предварительного переключения внимания. Лишь в результате вспоминания и анализа последовательности объектов, проходивших через поле внимания, человек может прийти к выводу, что его внимание переключалось на интуитивно важные объекты (контрастные, эмоционально окрашенные, перспективные при решении стоящей задачи и пр.).

Итак, в памяти имеется информация двух типов: 1) основные данные, к которым относятся описания ощущений, эмоций, выполняемых действиях, законов, задач и путей их решений, словом, все, что проходило когда-то через поле внимания, сохраняется в неизменном виде, а потому всегда доступно осознанию; 2) соответствующие основным данным вспомогательные параметры, такие, как величины ассоциации, важности, надежности предсказания и пр., постоянно перевычисляемые в процессе ассоциаций, управляющие ходом последующих ассоциаций и используемые в процессах обучения, постановки и решения задач, возникновения вторичных эмоций, переключения внимания, посылки команд эффекторами и пр.

При осознании поступающая из памяти и вновь заносимая туда информация заносится вместе с текущими значениями тех вспомогательных параметров, которые определяли способ ее ассоциации (см. ниже), в результате чего они фиксируются в памяти в виде данных основного типа. Именно так происходит, например, осознание обобщения, стоящих задач и пр.

Расчленение мыслительного процесса на сознательный и бессознательный позволяет отделить основанный на ассоциации процесс параллельной (быстрой) обработки вспомогательной информации, идущий как бы в промежутке времени между двумя последовательными переключениями внимания, от последовательного (медленного) процесса заполнения памяти через поле внимания основной информацией.