Пока память пуста, поведение может управляться лишь сосредоточенным в сенсорном анализаторе механизмом безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы, частным случаем которых можно считать и спонтанную двигательную активность, играют в процессе развития человека важную роль. Позволяя быстро формировать правильные реакции в простых, но важных для жизни ситуациях, а в менее важных ситуациях правильно реагировать лишь с относительно большой вероятностью, они выполняют следующие функции: 1) на начальном отрезке жизни, когда благодаря опеке родителей у человека (или животного) есть возможность жить в максимально упрощенном мире, они позволяют существовать при отсутствии опыта и лишь постепенно его накапливать: 2) увеличивая по сравнению с чистой случайностью вероятность правильных реакций, они ускоряют накопление положительного опыта, а тем самым и процесс обучения.
Сенсорный анализатор, получая информацию от органов чувств, производит ее первичную обработку, в процессе которой строится, в частности, некоторое описание наблюдаемой картины мира и вычисляются начальные компоненты важностей отдельных элементов этого описания. Все это передается в кратковременную память и посредством поля внимания может быть занесено в основную память.
Если входная информация удовлетворяет условиям применимости безусловнорефлекторного действия, сенсорный анализатор подает через выходной буфер соответствующие команды эффекторам. Так, например, младенец, ощущая в своей руке какой-либо предмет, сжимает пальцы, зажмуривает глаза при ярком свете, отдергивает руку от горячего и пр. Для каждой такой команды вычисляется значение важности, которое зависит от степени удовлетворения соответствующего условия. Если эта важность превышает важность аналогичных команд, посылаемых из памяти (при пустой памяти такие команды отсутствуют - их важность равна нулю), эффекторы выполняют инстинктивные действия. В противном случае выполняются условнорефлекторные или сознательные действия.
К разряду инстинктивных (внутренних) действий можно отнести и формирование первичных целей - побуждений (см. ниже), осознание которых приводит к возникновению соответствующих желаний. Каждой из таких целей соответствует определенная величина эмоции, которая будет получена при достижении цели.
При выполнении инстинктивного действия не только соответствующая ему команда, но и ее контекст в виде содержимого кратковременной памяти и испытываемых при этом эмоций имеют достаточно высокие важности, в результате чего то и другое попадает, как правило, в поле внимания, а оттуда - в основную память. Таким образом, механизм безусловного рефлекса осуществляет начальную загрузку основной памяти, которая, занимаясь накоплением и обобщением результатов его работы, в дальнейшем принимает на себя практически все управление поведением.
Инстинктивное поведение не использует при своей организации никакие внешние механизмы мотивации. Это, однако, не имеет места для других уровней. В основе условнорефлекторного и сознательного поведения лежат ранее испытанные эмоции или сформированные на инстинктивном уровне побуждения.
Эмоция - это величина, способная принимать как положительные, так и отрицательные значения и характеризующая меру получаемого в данный момент удовольствия или неудовольствия. Она является основной оценкой качества состояния организма и отношения к нему внешней среды. Посредством формирования желаний или нежеланий совершения тех или иных событий эмоции определяют цели будущего поведения, которое направлено на максимизацию некоторого их интеграла. Эмоции возникают, т.е. становятся не равными нулю, в ответ на совершение тех или иных событий. Как уже говорилось, они делятся на первичные, не зависящие от состояния памяти, и вторичные, значения которых определяются ассоциациями с содержимым памяти. Получаемое в данный момент времени удовольствие или неудовольствие определяется суммарным значением всех соответствующих этому моменту первичных и вторичных эмоций.
Первичные эмоции возникают в результате изменения во времени значений жизненно важных параметров, таких, как температура тела, давление крови, количество в ней кислорода или сахара и пр. Каждому из таких параметров r соответствует значение нормы ro.
По мере удаления текущего значения r от нормы или приближения к ней формируется отрицательная или соответственно положительная аддитивная компонента эмоций Эtr, которая может быть представлена в виде
Эtr = (r-r0)(k-lr'),
где r'- производная от r по времени, k и l - некоторые положительные коэффициенты, которые в первом приближении можно считать постоянными.
Первичные эмоции согласованы с безусловнорефлекторными действиями в том смысле, что последние часто приводят к избавлению от отрицательных или достижению положительных первичных эмоций. Это, однако, не означает, что механизм безусловных рефлексов управляется первичными эмоциями - он действует самостоятельно по принципу стимул-реакция. Безусловные рефлексы и первичные эмоции являются, по существу, различными выходами одного и того же устройства (сенсорного анализатора), различными следствиями одних и тех же условий.
Вторичные эмоции зависят от состояния памяти. Им определяется эмоциональный настрой системы, т.е. одни и те же события в зависимости от состояния памяти могут, вообще говоря, вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.
Простейший тип вторичных эмоций - это эмоции, возникающие в результате ассоциации данного (реального или воображаемого) события с бывшими ранее аналогичными событиями, сопровождавшимися возникновением эмоций. Эмоции этого типа пропорциональны мере неожиданности (контрасту) данного события в данной ситуации и среднему значению ассоциированных эмоций с весами, равными важностям соответствующих им событий на данный момент времени. Такого рода эмоции возникают, когда мы слышим в свой адрес хвалебные или ругательные слова. Изначально (пока мы не знаем языка) эти слова, как и все прочие, не вызывают в нас никаких эмоций. Лишь благодаря тому, что произнесение этих слов когда-то сопровождалось приятными или неприятными для нас событиями, теперь эти слова сами вызывают соответствующие эмоции. При этом если мы с уверенностью ждем похвалы, а нас ругают, ответные отрицательные эмоции обычно бывают значительно больше (возникает дополнительное чувство обиды), чем в случае, когда мы не уверены в похвале.
Другим важным типом вторичных эмоций являются эмоции, возникающие в ответ на событие, способствующее или препятствующее достижению целей, стоящих в данный момент перед системой. Эмоции такого типа определяются тем, насколько с приходом этого события упрощается или усложняется достижение этих целей, каковы в данный момент их важности и какие эмоции ожидается получить в результате их достижения. Тем самым данный тип реализует в себе некоторый интеграл эмоций, ожидаемых в будущем. Эмоции этого типа возникают, в частности, когда мы приобретаем или теряем какую-либо вещь, решаем задачу, находим закон и пр.
В общем случае испытываемая в текущей ситуации St вторичная эмоция Э(t) представляется суммой компонент Эti, каждая из которых соответствует некоторой определяемой прошлым опытом и фиксированной в памяти целевой ситуацией Si (возможно, обобщенной) и может быть представлена в виде
Эti = Эiati(m + na'ti - pa't0i),
где аti - величина ассоциации ситуаций Si и St; a'ti и a't0i - соответственно реальное и ожидавшееся изменения величины ассоциации в результате выполнения текущего события; Эi - соответствующая Si величина эмоции; m, n и р - некоторые положительные константы.
Таким образом, возникновение вторичных эмоций связано с операциями предсказания и интегрирования по памяти. Их вычисление - процесс бессознательный.