Включает в себя все действия, которые мы делаем автоматически, не задумываясь, но которые, тем не менее, используют приобретенный ранее опыт. Простейшим примером является случай, когда похожесть (наличие большой величины ассоциации) текущей ситуации St на некоторую прошлую ситуацию Si (возможно, обобщенную), в которой действие А приводило к возникновению положительных или избавлению от отрицательных эмоций, приводит к тому, что в ситуации St также выполняется действие А.
В общем случае условнорефлекторное поведение основывается на понятии побуждения.
Пусть {Е} - совокупность сформированных в памяти понятий, в терминах которых производится описание ситуаций. Будем считать, что в качестве Е могут фигурировать свойства ситуаций либо описания конкретных или обобщенных действий.
Побуждением, отнесенным к данному Е, будем называть неосознанное стремление в текущей ситуации достичь или предотвратить достижение Е, а в случае, если Е достигнуто, сохранить его или от него избавиться. Будем считать, что величина побуждения Р(Е) при стремлении достичь или сохранить Е принимает положительные значения, а при стремлении избежать или избавиться - отрицательные и определяется тем: 1) какой вклад в эмоции ожидается получить при достижении или предотвращении Е и 2) какова сложность приводящей к этому последовательности действий.
Заметим, что формирование эмоций и побуждений, по существу, является функцией единого рекурсивного механизма, который преобразует ситуации получения эмоций в цели будущего поведения, а при приближении к поставленной цели (или удалении от нее) обеспечивает возникновение эмоций.
Вычисление величин побуждения Р(Е) для каждого Е Î {Е} происходит постоянно в процессе ассоциаций текущей ситуации St с прошлыми ситуациями Si и их обобщениями. При этом предполагается, что различные вхождения в описания ситуаций одного и того же понятия Е связаны между собой каналами, проложенными в коммутационной среде, которые возникали при осознания фактов наличия Е в этих ситуациях. Теперь эти каналы позволяют быстро сопоставлять соответствующую этим вхождениям информацию.
При вычислении Р(Е) величины эмоций, полученных в каждой из ситуаций Si, как бы распределяются в виде величин v(Е) между их возможными причинами, т.е. теми Е, которые предшествовали возникновению эмоций в Si, но не присутствуют в St. Чем больше отличие St от Si, тем меньшее значение v(Е) придется на каждое из таких Е. Если таким Е оказывается действие, то соответствующая ему величина побуждения Р(Е) может быть представлена в виде v(Е)/(1+q(E)), где q(E) - сложность выполнения этого действия, определяемая, например, затратами энергии или времени. Если в качестве Е выступает свойство ситуации, то соответствующая ему величина v(Е), в свою очередь, распределяется между его причинами и т.д., пока причинами не окажутся действия. Наоборот, от действий величины q(E) передаются следствиям этих действий, следствиям следствий и т.д., сложность которых оценивается минимумом суммы пришедших на них величин q(E). Таким образом, вычисление величин побуждения реализуется двумя встречными процессами расплывания значений v(Е) и q(E), текущих соответственно от следствий к посылкам и от посылок к следствиям и использующих для этого, так же как процесс ассоциации, связи как между соседними элементами памяти, так и в коммутационной среде.
В общем случае условнорефлекторное поведение представляет собой автоматическое выполнение действий, имеющих достаточно высокую величину побуждения, вычисление которой происходило при ассоциации содержимого памяти лишь с информацией, получаемой от сенсорного входа. Процесс организации такого поведения соответствует одному шагу ассоциации, когда, получая информацию непосредственно от сенсорного анализатора (см. рис. 1), не затрагивая поля внимания, память посылает команды эффекторам. Подавляющее большинство задач, возникающих в обыденной жизни, решается человеком именно на этом уровне. К ним относятся: организация привычных движений (ходьба, катание на лыжах, вождение автомобиля, вязание, пение, чтение стихов наизусть, большая часть организации речи и пр.). Цель обучения в значительной мере в том и состоит, чтобы перевести решение задач с медленного многошагового сознательного уровня на условнорефлекторный, быстрый уровень, когда задачи решаются за один шаг работы памяти.