На главную | На предыдущую | На следующую |
Электронная библиотека | Ссылки |
Проскурнина Екатерина Николаевна
1. РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛОМ И ПРЕДПРИЯТИЯ В ЧАСТНОСТИ
В условиях качественно новой ситуации развития хозяйственного комплекса Украины усиливается актуальность разработки теоретических и методических вопросов формирования новой региональной политики, центральным звеном которой является развития внешнеэкономической деятельность регионов.
Вне фактора международного сотрудничества и, прежде всего не уровне первичного предпринимательского звена практически невозможно добиться решения задач глубокого реформирования воспроизводственного комплекса Украины, вывода страны из затяжного кризиса, рационализации экономики. Становление рыночных отношений на современном этапе требует двоякого видения проблематики внешнеэкономической деятельности. В связи с этим возникает и соответствующее отношение к ней как, с одной стороны, к объекту целенаправленного организационно-экономического воздействия с целью стимулирования предпринимательской активности и налаживания устойчивых саморегулирующихся рыночных связей и механизмов, а с другой - как к ускорителю прогрессивных рыночных связей и механизмов, а с другой - как к ускорителю передовых технологических и организационных идей в области управления общественно-производственными системами.
При этом основных хозяйственным звеном, опосредующим процесс интернационализации экономической жизни, является подразделение организаций ее базового уровня - предприятия, фирмы и другие жизнеспособные в условиях рынка самостоятельные единицы предпринимательского типа, нацеленные на достижение гармонизированных с общественным интересами максимальных показателей прибыльности, коммерческого оборота, технического перевооружения.
Развитие - это важнейшее задание, которое стоит перед человечеством. Сегодня более миллиарда жителей планеты. То есть пятая часть населения земли живет на средства, которые составляют мене одного доллара в день. Тем не менее, за последние сорок лет многие развивающиеся страны достигли прогресса, продвигаясь вперед поразительными темпами, в некоторых и них средние доходы возросли более чем в пять раз. Следовательно, мы наверняка можем сказать, что быстрое непрерывное развитие не является призрачной мечтой - это вполне достижимая реальность. Поэтому внешнеэкономическую деятельность необходимо рассматривать в качестве существенного фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности как на уровне отдельных предпринимательских структур, так и масштабах страны, который, вместе с тем, не может не соответствовать общему состоянию и особенностям развития всей воспроизводственной сферы. Следовательно, основу рыночной экономики составляет товарное производство. Полноценное товарное производство на уровне страны невозможно без международного разделения труда и вовлечения каждой страны во внешнеэкономическую деятельность, что дает прибыль от реализации страны в тех или иных отраслях производства. Что касается химической промышленности, то повышение конкурентоспособности в данной отрасли возможно в настоящий момент только за счет привлечения крупных иностранных инвестиций с целью модернизации химического производства и повышения его эффективности путем снижения энергопотребления, потребления сырья и повышения процента использования мощностей.
Проводимые в Украине экономические реформы, направленные на создание реальных рыночных условий хозяйствования, охватывают также и внешнеэкономическую деятельность, которая объективно является неотъемлемой частью экономики любого в той или иной мере экономически развитого государства.
Примечательно, что первые мероприятия в области реорганизации экономики Украины были осуществлены, прежде всего, в сфере внешнеэкономической деятельности еще в рамках бывшего СССР. Это положило начало либерализации ВЭД в Украине, и, прежде всего благодаря ослаблению государственной монополии в этой области, обеспечение непосредственного выхода на внешние рынки производственных предприятий, объединений и других хозяйственных организаций. Много проблем возникает и в сфере формирования системы управления хозяйственной и внешнеэкономической деятельности. До сих пор не выработана комплексная система управления социально-экономическими процессами в современной Украине, не выработана научно обоснованная концепция управления в этот сложный переходный период, и, в частности, не определены на достаточно длительные период государственные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, на основе которых ее участники могли бы планировать и рассчитывать свои действия. Что же качается внешнеэкономических интересов, то они, как правило, реализуются преимущественно политическими действиями правительства на межгосударственном уровне. Важно в этом плане изыскать оптимальное состояние при выборе необходимого сочетания использования политических и экономических средств для достижения тех целей, которые ставит перед собой та или иная страна в процессе формирования международных экономических отношений как на двустороннем, так и многостороннем уровнях.
Политика, проводимая тем или иным правительством, может содействовать развитию национальной экономики или стать ее тормозом, или же способствовать развитию одних ее направлений и препятствовать в других. Вне всяких сомнений внешняя полтика любого правительства, и прежде всего, его внешнеэкономическая политика, должна защищать интересы социально -экономического развития собственной страны.
В Концепции внешнеэкономической деятельности Украины декларируется несколько основных принципов:
Для реализации первого принципа необходимо создать условия для конкуренции украинских товаров на внешнем рынке. Однако, без вступления Украины в Мировую организацию торговли (ВТО, до 1994 года - ГААТ) это практически невозможно. Для реализации членства есть определенные подвижки, возможно в 2003 году Украина станет членом ВТО. Иначе обстоит с членством в ЕС, здесь для получения статуса ассоциированного члена ЕС уйдет 6 лет. При этом убытки Украины только по демпинговым штрафным санкциям (главным образом из-за нечленства в ВТО) составили 2 млрд. долларов США.
Много потерь несет бартер, в стоимостном отношении товарообменные операции в 1995 году составили более 55% от всех сделок. Ситуация усугубляется тем, что многие украинские производители меняют высоколиквидную продукцию (металл, продукцию химической промышленности и т.п.) на ширпотребе не первой необходимости (продукты питания, спиртное, табачные изделия и т.п.). Поэтому либерализация внешнеэкономической деятельности - шаг прогрессивный, но при том условии, если реализацией на экспорт занимается производитель продукции.
В стратегии экономического роста важное место принадлежит повышению эффективности внешнеэкономической политики, которая должна быть направлена на укрепление позиций Украины в мировой торговле и обеспечивать выход на новые рынки. Одним из способов достижения этой цели является диверсификация внешнеэкономической деятельности, которая может стать механизмом стимулирования дальнейших структурных преобразований в экономике, качественной перестройки всей системы внешних экономических связей.
Диверсификация экспорта обуславливает формирование его эффективности и оптимальной структуры, расширение ассортимента товаров, постепенное увеличение части высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степени обработки, а также освоения украинскими производителями и экспортерами новых рынков товаров, технологий, капиталов и услуг. Диверсификация импорта предполагает резкое уменьшение зависимости от импорта важных факторов производства (энергоносителей и стратегических видов сырья) и разнообразие источников поставки этих компонентов, а также создание в Украине импортозамещающих производств на основе новейших передовых технологий.
Диверсификация внешнеэкономической деятельности позволит ликвидировать чрезвычайную (от 20% до 90%) зависимость экономики Украины от монопольных импортных рынков поставок стратегически важных товарных позиций (энергоносителей, сырьевых и других материальных ресурсов) для жизненно важных отраслей производства, а также ликвидировать безальтернативную ориентацию для тысяч украинских предприятий. Это будет способствовать развитию внешнеторговой инфраструктуры (информационно, законодательной, маркетинговой, организационной, трейдерской, биржевой, выставочной, рекламной и т.п.), разнообразить источники финансирования в условиях конкурентной борьбы на международных рынках.
Внешнеэкономические связи определяются как непосредственное продолжение и высшая ступень международного разделения труда, имеющие конечной целью обмен результатами этого труда на эквивалентной основе через совокупность целенаправленных форм и методов торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами, а также специфическая система валютно-финансовых, кредитных и таможенных инструментов и адекватная ей организационная структура на всех уровнях хозяйствования - от центра до низовой производственно-коммерческой единицы.
Внешнеэкономические связи любого современного государства являются в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и международных экономических отношений. Поэтому внешнеэкономический сектор национальных экономик - это своеобразный индикатор, показывающий степень вовлеченности данной страны во всемирном разделение труда и отражающий уровень экономического развития отдельно взятого народнохозяйственного комплекса.
Внешнеэкономическим связям Украины в современных условиях принадлежит большая роль в коренном преобразовании нашей экономики, переходе ее к рыночным отношениям, интегрировании в мировой хозяйства с целью эффективного использования преимуществ международного разделения труда. Не менее важное значение имеет и тот факт, что углубление внешнеэкономических отношений благотворно влияет на общую атмосферу доверия между странами, на укрепление их партнерских отношений. В экономике страны внешнеэкономические связи играют важную роль самостоятельного фактора экономического роста, модернизации и интенсификации использования производственного потенциала.
Сложности национальной экономики Украины требуют от субъектов предпринимательской деятельности искать новые рынки сбыта для своей продукции, что в условиях довольно жесткой конкуренции является сложной задачей. Требовательность потенциальных покупателей приводит к тому, что предприниматель просто вынужден делать все возможное для того, чтобы его товар соответствовал наилучшим аналогам. Уровень качества предлагаемых товаров и услуг обязан подвергаться своевременной модернизации и улучшению, что, в свою очередь, приводит к тому, что на Украине появляется все большее количество современных предприятий.
Необходимость и важность внешнеэкономической деятельности подтверждает тот факт, что экспорт украинской продукции дает возможность если не увеличить количество рабочих мест, то хотя бы сохранить их количества, в условиях снижения объемов реализации на внутреннем рынке. Прямой выход предприятий на внешний рынок не означает, что в условиях рыночных отношений они будут осуществлять экспортно-импортные операции напрямую и исключительно сами. Предприятия имеют право выбора: вести свои дела прямо или через посредника. При этом самостоятельный выход на внешние рынки не может пользоваться предпочтением как универсальный и единственно оправданный.
Этот метод применим лишь как универсальный и единственно оправданный. Этот метод применим лишь в начальный период, в период становления рыночной системы ведения внешнеэкономических связей. Создавая совместно торговые дома, ассоциации, акционерные общества, межотраслевые союзы, консорциумы и другие внешнеэкономические организации, отдельные предприятия получают возможность снижать внешнеторговые издержки и повышать эффективность купли-продажи товаров и услуг на внешнем рынке. Особенно это ощутимо для средних и малых предприятий, кооперативов. Важную роль в период создания рыночного хозяйственного механизма играют специализированные внешнеэкономические объединения. Результатом этого является отделение функции реализации от функции производства, отделение товарного капитала от производительного, что является прогрессивной тенденцией в развитии внешнеэкономических связей.
Таким образом, непосредственный выход производителя товара на внешний рынок является одним из вариантов ведения экономических отношений с зарубежными контрагентами. Широкий переход к прямым внешнеэкономическим связям можно рассматривать как результат отсутствия возможностей дальнейшего развития межотраслевого разделения труда и необходимости ускоренного развития внутриотраслевого. С этой точки зрения придается большое значение развитию прямых связей между предприятиями, участвующими в кооперированных поставках.
Состояние внешнеэкономических связей характеризуется соотношением объема экспортных и импортных поставок, долей доходов от осуществления внешнеэкономической деятельности, объемов и структуры иностранных инвестиций. Внешнеэкономическая деятельность требует решения ряда сложных, но неотложных задач, прежде всего восстановления и развития экспортного потенциала страны, повышения конкурентоспособности украинских товаров на мировых рынках, формирования рациональной структуры экспорта и импорта, привлечения иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности Украины.
В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес занимают неблагородные металлы и изделия из них. Значительную долю в экспорте занимает продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности (минеральные удобрения и продукты неорганической химии). Основная часть импорта - минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, электрические и механические машины и оборудование, пластмассы, каучук и изделия из них, продукция химической и связанной с ней отраслей промышленности, черные металлы и изделия из них, средства наземного транспорта (включая железнодорожный).
Говоря о перспективах развития внешнеэкономических связей, следует учитывать следующие факторы:
Перспективными направлениями осуществления внешнеэкономической деятельности является торговля высокотехнологичным оборудованием. Необходимо максимально использовать выгодное геополитическое расположение, увеличивая объемы транзитных перевозок. Учитывая высокие потенциальные возможности агропромышленного комплекса Украины - развитие экспорта продукции данной отрасли экономики на основе внедрения ресурсосберегающих технологий является перспективнейшим направлением деятельности. Развитие международного туризма на территории Украины - еще одно перспективное направление внешнеэкономической деятельности.
Необходимость в иностранных инвестициях для украинской экономики превышает 40млрд. долларов США, из которых, в частности, для металлургии необходимо 7 млрд. долларов США, машиностроение - 5,1 млрд. долларов США, транспорт - 3,7 млрд. долларов США, химия и нефтехимия - 3,3 млрд. долларов США. Таким образом, наряду с высокими потенциальными возможностями в отношении внешнеэкономической деятельности у предприятий Украины имеется насущная необходимость в привлечении инвестиций, которые и позволят реализовать этот потенциал в полной мере. Нынешняя ситуация усложняется тем, что в Украине отсутствуют нормальные экономические стимулы как для инвестирования так и для наращивания экспорта. И это является основным недостатком государственной экономической политики. Следует отличать такое понятие как «необоснованные льготы» и система нормального государственного стимулирования. Стимулирование - это законодательно закрепленная норма, которая работает в автоматическом режиме для любого субъекта хозяйствования. А льгота - это определенный персонифицированный экономический стимул, который по желанию какого-то определенного чиновника либо предоставляется какой-нибудь фирме, либо нет. Таким образом, необходимо такое положение вещей при которых не будет льгот, а заработает автоматический механизм государственного стимулирования.
Задание-максимум состоит в том, чтобы создать такой механизм государственного экономического стимулирования при котором налоговая, кредитная система, страхование рисков работали в одинаковом режиме, были экспортно ориентированы. И чтобы при этом не существовало никакой дискриминации между иностранными и отечественными инвесторами.
Такая государственная система стимулирования должна автоматически срабатывать абсолютно одинаково для любых украинских товаропроизводителей (то ли это будет чисто украинское предприятие, то ли СП, то ли фирма с полным иностранным капиталом, которая размещена здесь и является украинским резидентом).
Эта система будет стимулировать украинских товаропроизводителей хотя бы в течение первого года деятельности во время освоения новых видов продукции, тех товаров и услуг, которые являются импортозамещающими, новых рынков сбыта. И все эти стимулы должны найти свое отображение в существующих подзаконных актах. Все это должно стать основой государственной программы развития экспортного потенциала.
На главную | На предыдущую | На следующую |
Электронная библиотека | Ссылки |