На главную | На предыдущую | На последнюю |
Электронная библиотека | Ссылки |
Проскурнина Екатерина Николаевна
2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В современных условиях демонополизации внешнеэкономической деятельности предприятие - основное звено внешнеэкономического комплекса станы. В соответствии с действующим законодательством Украины предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в определенном порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Согласно этому законодательству предприятие имеет право самостоятельно определять формы, методы и объемы работы на внешнем рынке, а также полностью несет ответственность за результаты своей деятельности.
В этой связи предприятия остро нуждаются в налаживании собственной эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью, которая была бы адекватна современным требованиям и условиям, учитывала динамику конъюнктуры международного и внутреннего рынков, основывалась на принципах адаптивности и обеспечивала достаточную гибкость и быстродействие в принятии решений.
Для систематизации и анализа внешнеэкономической деятельности производственно-экономических систем, функционирующих в рыночных, т.е. в изменяющихся условиях реализации целей своего существования и развития целесообразно выделить определяющие составляющие, оказывающие влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятий.
Доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия определяются, прежде всего, стратегическими и тактическими целями функционирования предприятия, которые в отдельно взятые период времени чаще всего не совпадают. Так как стратегическая цель создания и поддержания конкурентного преимущества, роста прибыли и обеспечения необходимых доходов для тех, кто приобретает акции предприятия, как правило, далеко не совпадает, например, с тактической целью обеспечения требуемого уровня продаж на определенном рынке или завоевания определенной ниши рынка, то и доминанты системы внешнеэкономической деятельности предприятия требует разделения на стратегические и тактические.
Стратегические доминанты - это составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятии при реализации стратегических целей его функционирования, а тактические доминанты - это основные составляющие, которые определяют влияние на систему внешнеэкономической деятельности предприятия при реализации тактических целей его функционирования. Таким образом, стратегические доминанты влияют на достижение долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности предприятия, а тактические - краткосрочных целей. В свою очередь, стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности определяются влиянием как внешних, так и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование предприятия.
К внешним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия, относятся:
Основной особенностью внешних факторов является их инвариантность по отношению к стратегической и тактической деятельности предприятия. Нарушение инвариантности, т.е. оказание воздействия на структуру и степень влияния внешних факторов связаны с огромными затратами предприятия и под силу только мощнейшим производственно-экономическим системам, поддерживаемым протекционистской политикой государства. Поэтому при построении системы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия внешние факторы будем считать условно инвариантными по отношению к деятельности предприятия, предполагая, что их необходимо знать, анализировать и учитывать при принятии решений.
К внутренним факторам, определяющим стратегические и тактические доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия, относятся:
Внешние и внутренние факторы формируют доминанты внешнеэкономической деятельности предприятия. Анализ вышеперечисленных факторов помогает определить общую структуру для стратегических и тактических доминант внешнеэкономической деятельности предприятия, которая включает следующие составляющие:
Не вызывает сомнения, что принятие решений в области управления внешнеэкономической деятельностью требует, прежде всего, активного маркетингового типа мышления.
На главную | На предыдущую | На последнюю |
Электронная библиотека | Ссылки |