ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА | Зубенко Владимира | Тема магистерской работы: "Совершенствование организационных структур управления персоналом" |
Руководитель: к.т.н., доцент Качан И.В. |
Корпоративная культура – опыт формирования
Первоисточник: Ушакова Д. Корпоративная культура - опыт формированияТема корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.
За последние несколько месяцев к нам от нескольких компаний поступили запросы на консультации по формированию корпоративной культуры. Звучат они по-разному: для одной компании актуально повышение лояльности сотрудников конкретного отдела – появление желания дольше работать в компании и делать свою карьеру в ней; для другой компании – это выравнивание компетентности сотрудников в работе с клиентами, формирование единых стандартов в работе с ними, чтобы зайдя в любой из магазинов этой компании, где бы территориально он не находился, человек чувствовал особое отношение к нему и вовлекался в процесс покупки – приверженности компании; для третьей компании важно расширение арсенала нематериальных средств мотивации – как можно мотивировать сотрудников без прямых денежных затрат, как выработать то неуловимое, что зовется «фирменным патриотизмом»? В одной из компаний, где идет серьезный процесс реорганизации бизнеса, сотрудники службы персонала обратились за информацией о том, какие средства и как можно использовать, чтобы преодолеть сопротивление и скепсис людей, «включить» их в процесс изменений.
Хотя все эти запросы имеют свои особенности и актуальность, в целом формирование корпоративной культуры, как процесс стратегических изменений (по Курту Левину), проходит последовательно несколько этапов:
Процесс формирования корпоративной культуры компании – это процесс совместного поиска ответов на вопросы консультантов и сотрудников компании:
Вопрос первый: Какая культура компании
сейчас?
Что рассказывает нам архитектура зданий, планировка помещений, рабочие места?
О чем говорит одежда сотрудников, ведь внешний
вид это не только проявление индивидуальности, но и возможность
выразить свое отношение к окружающим, своеобразное мысленное
послание.
Так, с ответами на вопросы, постепенно вырисовываются характеристики культуры: гибкость или стабильность, динамизм или порядок и контроль, единство или соперничество, интеграция и объединение или дифференциация и разделение.
Далее образ культуры компании дополняем результатами диагностического исследования. Среди многообразия типов корпоративных культур выделяются несколько основных (по Киму Камерону и Роберту Куинну):
Как и в характере человека, где основой является сочетание нескольких типов темперамента, так и в корпоративной культуре компании проявляются несколько основных типов культуры.
В исследовании обязательно участвуют все руководители компании, а также авторитетные сотрудники, сотрудники со стажем и вновь пришедшие, со «свежим взглядом» на компанию. Если компания уже заявила себя на рынке, спрашиваем мнение клиентов - «взгляд со стороны»: Какой они видят компанию? Какой бы они хотели ее видеть?Следующим важным дополнением к определению корпоративной культуры является выявление основных ценностей компании, то есть того, что лежит в области базовых представлений и установок: отношение сотрудников к компании, мотивация к работе, клиенториентированность, стиль управления и взаимоотношений.
Вопрос второй: Что и как будем менять?
Заключительный шаг этого этапа состоит в разработке плана реализации, дополненного таблицами сроков, он-то и станет началом процесса изменений культуры. Т.о. начинается увлекательный процесс конструирования, собирания по частям новой «корпоративности». И как в детском конструкторе LEGO, сначала ребенком рождается замысел, а потом из разрозненных деталей, шаг за шагом он терпеливо идет к намеченной цели и постепенно воплощает свой образ, переводя его из мира идей в мир реальности. И в финале чувство радости и гордости за себя, желание разделить эти чувства: Посмотрите, вот что Я сделал!
Вопрос третий: Как закрепить идущие преобразования?
Вопрос четвертый: Что дальше?
Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто
Эдуар Эррио