Донецкий Национальный Технический Университет (Дон НТУ)

Главная страница ДонНТУ
Страница магистров ДонНТУ
Страница поиска ДонНТУ
ENGLISH
УКРАЇНСЬКА
РУССКИЙ

Кружки качества - инструмент управления производством


Н.И.Продерник

Ни одна организационная структура не будет существовать и эффективно функционировать без систематического и целенаправленного обучения персонала вопросам обеспечения качества. постижение науки о качестве пробуждает сознательность и изменяет отношение к качеству.

Воздействие на эффективность производства, перспективы повышения качества продукции напрямую связаны с качеством труда всех рабочих и служащих предприятия. В связи с этим огромный интерес начинают предпставлять кружки качества и их деятельность.




Качество работы отрасли (Группы предприятий)

Качество работы предприятия

Качество работы цеха

Качество вида продукции

Качество партии продукции

Качество изделия (узла)


Уровни качества



В этом контексте не следует забывать, что каждому уровню производства соответствует и свой уровень качества (рисунок).

Кружки качества - это группы служащих или рабочих одного подразделения организации, которые доброольно собираются на регулярные оьсуждения проблем качества и разрабатывают предложения по поддержанию или повышению качества продукции или услуг.

Кружки качества получили наибольшее распространение в японской промышленности, где традиционно много внимния уделяется задаче привлечения исполнителей к решению общеорганизационных задач.

Как правило, члены кружка проходят предварительную специализированную подготовку, нацеленную на определение проблем и выработку проектов улучшения качества (так называемая постоянная нацеленность на повышение качества). Периодически в работе этих кружков участвуют представители администрации, выполняющие в основном информационную и экспертно-поощрительную роли.

Замечено, что если работа кружков качества не происходит формально, то участие в подобных собраниях позволяет сотрудникам обеспечить собственное развитие как профессионалов и как участников "команды" по выработке групповых решений. Это приводит к развитию навыков коммуникабельности и улучшению морального климата в подразделении и всей организации (то есть улучшается качество персонала!)

Кружки качества можно считать наиболее широко используемой формой мотивации работников к творческому подходу в решении проблем качества продукции. Но бесспорно то, что деятельность кружков приносит желаемый эффект лишь тогда, когда зарубежный опыт не заимствуется "ОДИН К ОДНОМУ", а внедряется с учетом национальных особенностей.

Для принятия решения кружком качества необходимо понимание целей фирмы, знание методов сбора данных и методов анализа, понимание проблемы и знание возможных вариантов ее решения.

Сейчас в западных странах отмечается тенденция быстрого взлета н резкого спада кружков качества. Объясняется это явление несколькими причинами, основная из которых заключается в том, что в Японии в течение десяти лет до появления кружков качества проводилось интенсивное обучение управляющих в области качества, и к 60-м годам движение кружков качества имело уже квалифицированное руководство.

Таким образом, на предприятиях необходимо создавать такой климат, который бы не допускал некачественной работы. Систему управления надо совершенствовать так, чтобы морально и материально заинтересовать персонал в систематическом повышении качества.




Н.И.Продерник. Кружки качества - инструмент управлени производством / Менеджер. - 2000. №4. - стр.46
ДиссертацияБиблиотекаСсылки
Вернуться на начало страницы