Бахчисарай – город в предгорном районе Крыма, в балке, защищённой от
ветров – был основан ханом Менгли-Гиреем в начале XVI века. Название его
означает "цветущий сад". После Кырк-Ора Чуфут-Кале он стал
столицей Крымского ханства. В средние века он был крупным торговым и
ремесленническим центром Крыма.
      С происхождением города связана древняя
легенда… Бахчисарай, вернее сказать — старый Бахчисарай (с персидского —
город-сад), скрыт в ущелье. Улица, проложенная по правому берегу речки Чурук-Су
("гнилая вода"), делит город на две неравные части; протяженность этой главной
его артерии — около трех километров. В начале она носит название улицы
Ракитского, затем — Ленина, Р. Люксембург, а в конце — Басенко (бывшее поселение
Салачик).
      Дорога идет мимо городского и детского парков, слева нависают
скалы, под ними — старые, средневекового типа домики с балконами ("мушараби"),
много подпорных стен, лестниц. Справа — такие же крытые черепицей строения,
изредка — новые, современные небольшие дома. Город находится между Внешней и
Внутренней грядами Крымских гор, на высоте 150—340 м над уровнем моря, а
ближайшие окрестности — на высоте 500—600 м. Берег моря отсюда в 15— 20
километрах. В ущелье проникает и морской воздух, и степной, и
горно-лесной.
      Климат Бахчисарая мягкий, здоровый. Поступающий в ущелье
прохладный воздух смягчает летнюю жару. Вечера и ночи здесь прохладнее, чем на
Южном берегу. Средняя годовая температура +10°. Самый холодный месяц — февраль
(средняя температура+0,8°), самый жаркий — июль (+21,7°).
      Главное, что привлекает в Бахчисарай — памятники истории и культуры, которыми
он так богат. Главная достопримечательность города — уникальный памятник
архитектуры XVI— XVIII вв. Ханский дворец
(Хан-Сарай.
      На территории Бахчисарая и Бахчисарайского района можно
встретить памятники более позднего времени. В их числе неолитическая стоянка
Кая-Арасы (около 7 тысяч лет тому назад), где найдены обломки глиняной посуды,
кремневые орудия. В 1952 году близ совхоза «Коминтерн» был раскопан курган, в
нем под грудой камней, на глубине более трех метров, выявлено захоронение эпохи
бронзы (3 тысячи лет назад).
      В долине Ашлама-Дере – за Старосельем –
обнаружены при раскопках лепная посуда, кремневые орудия труда, каменные
зернотерки, принадлежавшие таврам. Труднодоступные таврские убежища находились
на плато многих столовых гор. Одно из них – недалеко от Бахчисарая, на огромном
каменном останце Козу-Кулак-Кая. Остались кое-где фундаменты жилищ из грубо
обработанного камня; более часты могилы из больших каменных плит – так
называемые “каменные ящики”. Есть они и вокруг Бахчисарая, в окрестностях сел
Трудолюбовка, Баштановка, Лесниково.
      В V в. до н.э. тавры и их ближайшие
соседи скифы вплотную сталкиваются с пришельцами – древними греками. Столицей
позднескифского государства стал Неаполь скифский, располагавшийся на теперешней
юго-восточной окраине Симферополя (Петровские
скалы).
      В Бахчисарайском районе обнаружен ряд городищ, относящихся к
позднескифскому времени: Усть-Альминское на мысу у села Песчаного, где сейчас
видны остатки оборонительного вала и рва, могильник; Алма-Керменское – подле
села Заветного (поселение и могильник).
      Во II в. н.э. здесь же, на левом
берегу Альмы, на месте позднескифского укрепления Алма-Кермен, возникает римская
крепостца, в которой обосновался один из отрядов XI Клавдиева легиона.
Обнаружены остатки жилого дома, фрагмент краснолакового блюда с портретом
римского воина, черепица с клеймами легиона, римская посуда, украшения из
египетского фаянса, янтаря, сердолика.
      В конце I в. до н.э. в Крым проникают
сарматские племена. Здесь они постепенно сливаются с местным населением –
скифами. Сарматские могильники найдены в Бельбекской долине близ сел Тургеневка
и Красный Мак; в долине реки Альмы у села Заветного, по берегам реки Бодрак,
т.е. в непосредственной близости от Бахчисарая. Во время раскопок могильника у
села Красный Мак, относящегося ко II-III в. н.э., исследованы погребения с
чертами скифского, отчасти сарматского ритуала; скифо-сарматскими являются
могильники Озерное I и II (I-III в. н.э.). В III-IV в. н.э. в Бахчисарайском
районе появляются племена аланов, они занимались скотоводством, земледелием,
виноградарством.
      В III веке в Крым вторглись готы - воинственные германские
племена, и позднескифское государство было фактически ими уничтожено и вслед за
тем окончательно стерто с лица земли гуннами. Гуннское нашествие довершило
гибель расположенных рядом с Бахчисараем городищ.
      В V-VI в.в. к юго-востоку от теперешнего Бахчисарая возникают укрепления –
замки и городища. Вся жизнь укрепленных поселений тесно связана с византийской
культурой, в особенности с того времени, когда на смену язычеству приходит из
Византии христианство.
      До сих пор сохранились остатки городов-крепостей,
возвышающихся на неприступных отвесных скалах: на скале Тепе-Кермен, на
величественном плато Мангуп, на обособленной
скале-останце Эски-Кермен, лучше других
сохранился Чуфут-Кале,
есть и другие средневековые укрепления вогруг Бахчисарая –Сюйрен, Кыз-Кермен, Бакла – все они входили в
сферу влияния византийского Херсона. В районе
Бахчисарая известны и христианские монастыри: Успенский (рядом с Бахчисараем),
Челтер-Коба у села Малого-Садового, Шулдан близ Терновки, Качи-Кальон под
Баштановкой.
      Вокруг городов, замков и монастырей были открытые поселения,
жители которых в случае опасности находили убежище за стенами укреплений. В
VI-VII веках сармато-аланское население – в массе своей уже христиане, о чем
свидетельствуют кресты, найденные в могильниках. Но лишь к концу IX века
христианство утверждается тут прочно и окончательно.
      В VII веке течение мирной жизни нарушено - в Таврику приникают хазары и
размещают в важнейших ее пунктах свои гарнизоны. Вторжение хазар-язычников,
стоявших на более низкой ступени развития, чем аборигенное население Крыма,
сказалось отрицательно на экономике и культурном развитии полуострова. Со
временем большая часть хазар приняла иудейскую религию так называемого
караимского толка.
      Начиная с X века усиливается вторжение тюрских племен, вслед за печенегами и
половцами, на полуостров проникают монголо-татары.
      В конце золотоордынского
периода (XIII-XIV века) происходит отпадение от Орды отдельных ее улусов
(провинций), в том числе Крымского, ставшего на недолгое время независимым
ханством, а затем - вассалом Оттоманской империи.
      Возникновению Бахчисарая
предшествовал длительный период (более 150 лет), в течение которого произошел
переход татар от кочевого образа жизни к оседлому. Временным становищем татар
стало урочище Улаклы, где расположено ныне село Глубокий яр, - в 6 километрах от
будущего города Бахчисарая. Затем они начинают поселятся и в долине реки
Чурук-Су. Так возникло старое татарское селище Эски-Юрт. Местоположение его
весьма выгодно, так как здесь проходил старый караванный путь с севера на юг.
      С течением времени близ поселения появилось большое кладбище с мавзолеями
знатных беев и их родственников в месте, называемом Азис, или Азислар, -
ныне район улиц Фрунзе, Буденного и Задорожный (недалеко от железнодорожного
вокзала Бахчисарая).
      Около 1428 года ханом становится Хаджи-Гирей и выбирает для своего
местопребывания замкнутую долину и крепость Кырк-Ор (Чуфут-Кале). В
центре долины, под склонами мыса Бурунчак, Хаджи-Гирей построил дворец
Ашлама-Сарай. Во время правления Менгли-Гирея (сына Хаджи-Гирея) поселение
Салачик становится столицей ханства. Здесь возле летней резиденции хана строится
монументальное здание Зинджирли-медресе (1500 год) - новый "центр учености".
Снаружи глухая ровная стенка с одним только проемом - входной дверью. Сверху
поперек входа висит "зинджир" - цепь. Кто входит, должен склонить голову перед
святыней мусульманской науки. За дверью - открытый прямоугольный двор,
окруженный десятью куполами на арках, и помещения для учеников, перекрытые
коробовыми сводами. В центре дворика в свое время находился фонтан, ныне не
сохранившийся.
      Рядом - мавзолей, построенный в 1501 году Менгли-гиреем над
могилой своего отца; здесь четырнадцать лет спустся был похоронен и он сам.
Выполненный в сельджукских традициях (родина сельджукской архитектуры - Персия),
памятник этот представляет собой восьмигранник с порталом, сильно выступающим из
плоскости стены, основанной на сложном цоколе. Пилоны (столбы) портала, богато
украшенные резным по камню орнаментом, поддерживают "сталактитовый" полукупол. В
боковых стенах устроены ниши, тоже со "сталактитовым" полукупольным завершением.
С внешней стороны по углам портала - колонны, увенчанные резными капителями, на
которые как бы опирается "сталактитовый" полукупол.
      Недалеко от Ханского
Дворца в Бахчисарае находится еще один памятник начала XVI века -
Эски-Дюрбе. Монументальное квадратное в плане здание увенчано слегка
приподнятым, килевидным в разрезе куполом на восьмигранном основании. С
восточной стороны к каменному кубу примыкает портал, выступающий сильно вперед.
Портал состоит из пилонов и высокой стрельчатой арки из тесаного камня, ничем не
украшенной. Тимпан (треугольное поле фронтона - верхней части фасада) входа
украшен круглыми розетками. Но самое интересное в этом памятнике - замкнутый,
отгороженный от всего окружающего дворик с фонтаном, где можно было бы посидеть
наедине, мысленно беседуя с покойным. Стены дворика пронизаны стрельчатыми
арками, внизу же - узкие бойницы, имеющие здесь чисто декоративное значение.
Входа сюда нет ни с одной стороны, только изнутри мавзолея. На холме вокруг
мавзолея обнаружены следы других захоронений.
      Легенда о происхождении Бахчисарая
      Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости
(Кырк-Ор) в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса,
полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много
лисиц, зайцев и даже трёх диких козлов.
      Захотелось ханскому сыну побыть
одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с
коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим
солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал
тишину.
      Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного
кустарника быстро выползла змея. Её преследовала другая змея. Завязалась
смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга
куски тела. Долго длилась схватка. Одна из змей, вся искусанная, обессиленная,
перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой
траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу –
началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в высокой траве в
лучах солнца – невозможно было уследить, где одна, а где другая. В азарте борьбы
змеи отдалились от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось
злобное шипение и треск веток.
      Сын хана не спускал глаз с побеждённой змеи.
Он думал о своём отце, о своём роде. Они сейчас подобны этой полумёртвой змее.
Вот также искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то
идёт битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы – турок, или турки –
золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею уже не подняться, как и этой
змее…
      Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться,
силясь поднять голову. С трудом ей это удалось. Напрягши остаток сил,
приблизилась змея к реке и погрузилась в неё. Извиваясь, всё быстрее и быстрее,
полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на
ней даже следов ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, переплыла
реку и невдалеке от изумлённого человека скрылась в кустах.
      Возликовал сын
Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они ещё оживут, как эта
змея…
      Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у
реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть:
Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех
воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.
      На том месте,
где схватились в смертельной схватке две змеи, старый хан велел построить
дворец. Около дворца поселились его приближённые. Так возник Бахчисарай. Двух
перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы
трёх: двух в борьбе, а третью – полумёртвую. Но третью не стали высекать: мудрым
был хан Менгли-Гирей…