Между
оврагами - четыре выступа, или мыса, похожих на четыре
гигантских пальца,
вытянутых к северу. Средневековые их названия (дотатарские)
неизвестны. Самый
дальний от шоссе восточный мыс называется Тешкли-Бурун
(Дырявый мыс), он весь
изрезан пещерами; следующий к западу - Елли или Элли-Бурун
(Ветренный, по
другому предположению - Эллинский мыс, т.е. греческий); затем
Чуфут-Чоарган-Бурун (мыс призыва иудеев - происхождение
загадочно, оно может
быть связано с поселением здесь в XVIII в. караимов) и мыс
Чамны-Бурун -
(Сосновый мыс).
       Все
три оврага покрыты хвойными и лиственными деревьями,
кустарником, что делает подъем даже в самые жаркие дни не
очень
утомительным.
       О
времени основания Мангупа нет единого мнения у его
исследователей. Раскопки
показали, что уже в первые века нашей эры на плато было
поселение.
       Конкретных
данных о раннем этапе истории княжества почти нет. Остаются
неизвестными имена
первых его князей. Предполагается, что князья Феодоро, как в
период
средневековья называли Мангуп, происходили от знатных
выходцев из Трапезунда,
принадлежавших к вельможному армянскому роду
Гаврасов.
       С начала XV
века до
1434 г. княжеством Феодоро правил энергичный и умный князь
Алексей. Чтобы
обеспечить княжеству Феодоро выход к морским торговым путям,
Алексей восстановил
Каламиту как порт. В 1433 г. ему удалось захватить Балаклавскую
бухту и Чембало,
которую генуэзцы еще в 1357 г. отняли у
феодоритов.
       В ответ
сенат Генуи
снарядил карательную экспедицию - 20 галер с 6000 отборных
морских и сухопутных
воинов. В июне 1434 года после недолгой осады генуэзцы
ворвались в крепость Чембало,
перебили ее защитников и местных жителей, взяли в плен княжича
Алексея, сына
князя Алексея, захватили и сожгли Каламиту. После этого
генуэзцы двинулись вдоль южного побережья Таврики на восток,
грабя и разрушая по пути поселения и крепости местных
феодалов.
       По
окончании военных действий Каламита была возвращена
княжеству и восстановлена, княжича освободили, и в том же 1434
г., после смерти отца, он стал правителем Феодоро. В это время
назревала турецкая опасность, и в период княжения
Алексея-младшего уже не было враждебных стычек с
итальянцами.
       После
смерти Алексея-младшего, судя по татарским источникам, княжил
его сын Олубей или Улубей ("большой князь"). Это было
татарское прозвище. До 1475 года все князья Феодоро
исповедовали христианство и носили православные
имена.
       В 1471 году
Олубей умер и правителем Феодоро стал его брат Исаак (Саик - по
генуэзским документам, Исайко - по русским). При нем генуэзцы
ищут союза с Мангупом, что, несомненно, связано было с
турецкой угрозой. Исаак посетил Кафу, где и заключил союз с
генуэзцами.
       В первой
половине 1475 года князем Мангупа стал племянник умершего
Исаака, сын Олубея Александр. Но летом 1475 г. турки и
примкнувшие к ним татары захватили Кафу. Вскоре они подошли к
Мангупу. Нападавшие были вооружены передовым по тому
времени огнестрельным оружием, в том числе снятыми с кораблей
пушками. Феодороты могли рассчитывать лишь на
неприступность крепости и на собственное мужество. Пять раз
ходили турки на приступ, однако мангупская твердыня выстояла.
Началась долгая осада. В городе иссякло продовольствие. В
декабре изнуренные голодом и
болезнями защитники Мангупа вынуждены сложить оружие и
сдаться на милость
победителя.
       Захватив
Мангуп, турки разорили его, истребив почти всех жителей,
не щадя ни детей, ни стариков, затем подожгли город. Князь
Александр погиб в
заточении в Константинополе, женская половина его семьи попала
в султанский
гарем. В живых остался лишь его малолетний сын, который стал
впоследствии в
Турции родоначальником знатной, но не влиятельной
фамилии.
       Сам Мангуп
со
всеми землями бывшего княжества был превращен в турецкий
кадылык (округ).
Оборонительные стены служили теперь новым хозяевам; до XVIII
в. здесь стоял
турецкий гарнизон. К названию города турки прибавили слово
"кале" - крепость.
После присоединения Крыма к России (1783г.) с плато ушли
последние его жители, и
некогда большой город, центр могущественного княжества,
окончательно прекратил
свое существование.
       На плато можно
подняться тропой по ближайшей балке Табана-Дере или по
следующей балке Гамам-Дере. Наименее крут подъем по ездовой
дороге, идущей по
южному склону к главным воротам в верховьях Капу-Дере, для
этого надо пройти к
самому дальнему мысу Тешкли-Бурун. При входе на плато слева
видны в скалистых
обрывах полости искусственных пещер - это оборонительные
пещеры, справа видна
полуразвалившаяся
башня.
       Если
подниматься по балке Гама-Дере, то минут через
сорок после начала подъема тропа приведет к хорошо
сохранившейся башне. От нее
тропа круто поднимается на правый склон оврага вдоль
оборонительной стены,
пересекающей его верховья. Через пролом, где в средние века
могла быть калитка,
попадаем на территорию города. Слева - пещеры, вырубленные в
скале, справа -
заросли деревьев и кустарников. В конце тропы - естественный
грот, из которого
вытекает родник с хорошей питьевой водой. От него можно по
другой, ближайшей
слева, тропе подняться на
плато.
       С высоты
столовой горы открывается
незабываемое зрелище, особенно в ясную погоду. На западе видна
часть
Севастопольской северной бухты, куда впадает река Черная. Над
устьем реки -
руины крепости Каламиты. Левее ее на фоне неба темнеет силуэт
башни Чембало, некогда
принадлежавшей княжеству Феодоро. Севернее от плато видны
скалы
Эски-Кермена, за ними - уходящие вдаль холмы, где расположены
ближайшие села, за ними, за долиной реки Качи, просматривается
Чуфут-Кале. К востоку по
реке Бельбек находились мангупские укрепления - Керменчик,
Сюйренская крепость с
монастырем Ай-Тодор и два замка на вершинах скал Сююрю-Кая
и Сандык-Кая.
Обернувшись к Юго-востоку, видим величавый синий силуэт
Чатыр-Дага, вершины
Главной гряды Крымских гор - Кемаль-Эгерек, Демир-Капу и
другие, скрывающие
Южный берег.
       Само
плато Мангупа, вытянутое с востока на запад,
просматривается хорошо, с севера верховья всех трех оврагов
заслонены руинами
высоких стен с башнями.
       Ранний Мангуп (V - VI
вв. н.э.) занимал в основном территорию верхнего
города, расположенного на Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), затем
город расширился, и
остальные три западных мыса вошли в территорию нижнего
города. Позднее была
заселена и часть Кожевенного оврага. Верховья Табана-Дере
превратились в
ремесленный район. На Сосновом мысу до конца существования
города оставался
пустырь, своего рода запасная территория, хотя все его расселены
и были закрыты
стенами.
       Доступ на
территорию верхнего города на мысе Тешкли-Бурен и в
настоящее время преграждают руины цитадели - высокая
оборонительная стена,
пересекающая мыс с востока на запад. У ворот - величественные
руины двухэтажного
здания. Постройка сильно разрушена, последний раз она
ремонтировалась в конце XV
века турками. С внутренней ее стороны широкие окна и двери,
наличники которых
украшены высокохудожественной резьбой по камню в
малоазийских традициях. Отсюда
здание больше напоминает дворец, чем крепость: возможно оно и
было укрепленной
резиденцией мангупских князей. Верхний этаж был жилым, в
нижнем помещалась
дружина князя, полуподвал использовался при князьях как
арсенал, а при турках
как
тюрьма.
       Неподалеку от
ворот можно увидеть остатки октагона, небольшой
восьмигранной церкви с одной абсидой (VIII век). По восточному
обрыву Дырявого
мыса тянутся многочисленные пещеры-казематы, из которых
хорошо видна дорога к
главным воротам города. Такие же казематы и на западном обрыве
мыса, они были
устроены для поражения неприятеля сверху, в случае его
нападения по дороге к
городским воротам. В мирное время эти сооружения
использовались для
хозяйственных целей, об этом свидетельствуют вырубки на стенах
пещер для
деревянных палок и углубления на полу для днищ пифосов. В
некоторых казематах
содержались
животные.
       В средней
части восточного обрыва, в цепи боевых
казематов, некогда соединенных висячими галереями и лесенками,
была пещерная
церковь для защитников цитадели. С плато в нее ведет лесенка. В
восточной
закругленной стороне церкви находился
алтарь.
       Со стороны
Бельбекской долины
подступы к плато контролировала дозорная башня, построенная
на самом конце мыса.
Перед башней была казарма. Нижняя часть ее вырублена в скале,
верхняя, сложенная
из камня, не сохранилась. Под основание башни ведет дверной
проем, за ним -
лестница, по которой можно спустится в обширную
искусственную пещеру. Западная и
восточная стены ее разрушились, в результате образовалось
сквозное отверстие,
хорошо видимое снизу, если ехать к Мангупу с севера. Еще две
лестницы ведут из
пещеры вниз, в просторное сооружение, предположительно
подземная тюрьма. Она
состоит из зала с подпорным столбом посредине. Одиночные
камеры вырублены в
северной и восточной сторонах пещерного зала. В дверных
проемах видны следы
пазов для деревянных дверных коробок, а с внешней стороны -
углубления для
засовов. Дверь в южной стене зала ведет во второе помещение с
большим окном.
Здесь могла дожидаться смены стража, одновременно
наблюдавшая за
заключенными.
       На всей
территории мыса в неровностях грунта и местами
выступающих из земли кладок угадываются наземные строения. У
северного обрыва
есть глубокий
колодец.
       Выйдя из
цитадели, можно пройти к наиболее возвышенной
части плато. Дома на плато располагались ближе к верховьям
Табана-Дере и
Гамам-Дере, где находятся и в настоящее время источники воды.
На южной части
плато в скале находится множество пещер, некоторые из них -
христианские храмы.
В скале выдолблены
виноградодавильни.
       За
паднее балки Гамам-Дере, на
расстоянии около 100 м. от ее верховьев, находятся остатки
дворца последних
владетелей Феодоро. Это большое, почти квадратное в плане
здание (35х40 метров).
С северной стороны к нему примыкала башня, время ее
строительства - 1425 год.
Согласно найденной в ней надписи, высеченной на камне, "была
построена эта башня
вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна
ныне, во дни Алексея,
владыки города Феодоро и Поморья". В южной стене был вход
через изящную аркаду в
просторные сени. Главное помещение дворца - парадный зал -
разделен был на три
равные части двумя двойными аркадами на 24 столбах. Во время
раскопок найдены
были плоская черепица с клеймами (греческими буквами),
множество обломков
всевозможной привозной посуды из Египта, Персии, что
указывает на обширные
торговые
связи.
       Северо-западнее
дворца, на расстоянии около 100 м., находятся
остатки большого христианского храма, построенного в честь
святых Константина и
Елены. Он представлял собой трехнефную базилику - вытянутое с
востока на запад
прямоугольное здание, разделенное вдоль двумя рядами колонн на
три части (нефа),
с двускатной кровлей и выступающими на восток полукружиями -
абсидами. Вдоль
северной и южной стен храма были пристроены галереи. Пол
центрального нефа
состоял из больших каменных плит, в боковых найдены остатки
многоцветной
мозаики. Как показали раскопки, базилика отстроена в XIV -
начале XV в. на месте
другой, возведенной
ранее.
       В самом храме (в
его полу) на протяжении
длительного времени хоронили знатных особ. Могилы найдены и
за пределами
базилики. С северной стороны в 1938 году была открыта
крещальня с остатками
мозаичного пола. Юго-западнее базилики сохранились остатки
городских
усадеб.
       В верховьях
Табана-Дере были вторые городские ворота. В этой части
города жили в основном караимы. Юго-западнее ворот
сохранились остатки кенасы
(караимского молитвенного дома). В верховьях балки
возвышается башня. В 1978
году раскопана ее тыльная сторона, состоящая из двух
разновременных кладок.
Восточная ее часть сооружена феодоритами, западная перестроена
турками в XVI
в.
       В обрыве южной
стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму.
Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная
лестница приводит в
обширный естественный грот, по сторонам которого
расположены монастырские
помещения, справа - храм, слева - кельи. Несколько лет назад,
после
землетрясения одна из келий рухнула. Храм имеет коробовый
свод, апсиду, вдоль
полукруга вырезан синтрон (сопрестолие, скамья для
священнослужителей), ниша и
место для престола. Апсида отделяется алтарной преградой, также
высеченной в
скале. Стены украшены карнизом, арками, пилястрами. В полу
храма вырублены две
гробницы, центральная принадлежала какой-то знатной фамилии.
В алтарной части на
стенах сохранились слабые фрагменты фресковой росписи,
относящейся к началу XV
в. Исследовательские экспедиции 30-х годов прошлого столетия
еще застали более
или менее просматриваемое изображение, над которым
впоследствии "потрудились"
горе-туристы так, что остались лишь слабые следы росписи. По
обеим сторонам
алтарной ниши с изображением Христа-отрока, написаны отцы
церкви в покрытых
крестами облачениях со свитками в руках. Над ними - сильно
поврежденная
композиция из пяти фигур и помещенных между ними херувимов
с алыми крыльями в
центре которой - Христос, восседающий на троне с поднятой для
благословения
правой рукой и Евангелием в лежащей на колене левой руке.
Сейчас в храме живут
несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его
облик.
       При спуске
вниз по оврагу Табана-Дере видны вырубленные в скале чаны для
обработки кож.
Ниже находится караимское кладбище, на некоторых надгробиях
сохранились надписи.
Ниже овраг пересекает еще одна оборонительная стена. Возведена
она в турецкое
время, возможно на месте более ранней
стены.
       Спустившись в
долину к подножию
Мангупа, обернитесь и взгляните еще раз на этот величественный
и прекрасный
памятник, сотворенный природой - он надолго останется в Вашей
памяти.