Состояния товара |
S1 |
S2 |
S3 |
S4 |
- |
Sп |
Среднее время пребывания в состоянии |
|
|
|
|
|
|
Значение, лет |
2.00 |
1.33 |
5.00 |
2.00 |
10.33 |
3.33;..,30 |
Данные таблицы 1 будем считать номинальными значениями временных
параметров состояний жизненного цикла товара. Воздействие рынка
задано интенсивностями перехода . Кривые изменения вероятностей пребывания рассматриваемой
системы в состояниях графа на рисунке 3 во времени для исходных
данных таблицы 1 приведены на рисунке 4.
Рис. 4. Кривые изменения вероятностей пребывания системы в состояниях жизненного цикла товара во времени
Кривые на рисунке 4 дают возможность оценить изменение неопределенности системы во времени. Оно приведено на рисунке 5 в виде кривой Н(х) = f(t), полученной с применением выражения (10).
Рис. 5. Изменение энтропии системы во времени
Результаты расчетов изменения энтропии системы "товар-рынок" во времени в виде их максимальных значений H(x)max и временной отметки оси жизненного цикла, соответствующей этому значению tHmax , сведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты расчетов H(x) max/tHmax для различных вариантов системы "товар-рынок"
|
0 |
0.3 |
0 |
0 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0 |
0 |
0.1 | ||
|
0 |
0 |
0.3 |
0 |
0.2 |
0 |
0.1 |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.1 | ||
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0.3 |
0 |
0.2 |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0.1 |
2.78 |
2.78 |
2.78 |
1.57 |
1.42 |
1.53 |
1.54 |
1.54 |
1.53 |
1.49 |
1.45 |
1.51 |
1.47 |
1.50 |
6.0 |
2.5 |
4.0 |
4.8 |
4.5 |
4.0 |
3.3 |
3.0 |
3.7 |
3.2 |
3.5 | |||
5.00 |
2.00 |
1.33 |
1.56 |
1.33 |
1.44 |
1.51 |
1.41 |
1.46 |
1.37 |
1.39 |
1.48 |
1.46 |
1.43 |
6.0 |
2.5 |
4.6 |
5.5 |
3.5 |
4.0 |
3.0 |
3.2 |
4.75 |
4.1 |
4.5 | |||
1.33 |
2.00 |
5.00 |
1.33 |
1.43 |
1.49 |
1.46 |
1.47 |
1.45 |
1.45 |
1.44 |
1.47 |
1.48 |
1.46 |
4.5 |
2.0 |
2.5 |
3.25 |
2.20 |
2.7 |
2.0 |
2.25 |
3.0 |
2.75 |
2.50 | |||
5.00 |
1.33 |
2.0 |
1.56 |
1.34 |
1.46 |
1.49 |
1.43 |
1.46 |
1.38 |
1.40 |
1.48 |
1.47 |
1.44 |
6.0 |
2.5 |
5.0 |
5.25 |
3.75 |
3.75 |
3.0 |
3.0 |
5.0 |
4.8 |
3.75 | |||
2.00 |
1.33 |
5.00 |
1.40 |
1.47 |
1.51 |
1.53 |
1.50 |
1.51 |
1.49 |
1.50 |
1.53 |
1.52 |
1.51 |
4.0 |
2.0 |
3.0 |
3.5 |
2.5 |
2.5 |
2.25 |
2.30 |
3.2 |
3.1 |
2.5 | |||
1.33 |
5.00 |
2.00 |
1.37 |
1.31 |
1.41 |
1.30 |
1.38 |
1.31 |
1.34 |
1.31 |
1.36 |
1.39 |
1.35 |
6.25 |
3.0 |
2.7 |
5.0 |
2.7 |
4.0 |
2.5 |
3.5 |
3.5 |
3.0 |
3.0 | |||
2.00 |
5.00 |
1.33 |
1.46 |
1.35 |
1.44 |
1.37 |
1.41 |
1.38 |
1.38 |
1.37 |
1.42 |
1.44 |
1.41 |
5.75 |
2.5 |
3.2 |
5.0 |
2.85 |
2.95 |
2.65 |
3.15 |
4.0 |
3.5 |
3.2 |
Для практического применения из полученных результатов можно заключить следующее:
Рис. 6. Изменение энтропии H(x)=f(x) для систем "товар-рынок", выделенных в таблице 2
4. Имеются нежелательные сочетания длительности этапов жизненного цикла товара с характерным сдвигом максимальных неопределенностей рассматриваемой системы во времени. Для таких систем риски принятия управленческих решений максимальны.
Третью задачу рассмотрим применительно к исходным данным
того же примера, что и во второй задаче (табл. 1). Ее в рамках
проводимого исследования можно сформулировать следующим образом.
Стремление конкурентов вытеснить товар с рынка приводит к сокращению
длительности его жизненного цикла. Требуется оценить это сокращение
при различных воздействиях рынка. В разработанной модели эти
воздействия задаются интенсивностями перехода системы из состояния
жизненного цикла в состояние "небытия" - 1п.
Длительность жизненного цикла товара является одним из важнейших
параметров способности предприятий к обновлению - составной части
теории гибкости предприятия [1]. Основная гипотеза способности к
обновлению устанавливает взаимосвязь количества изделий, которое
предприятию необходимо осваивать (N), с временными
характеристиками освоения новых изделий () и жизненного цикла товара на рынке, который мы и
исследуем.
N = ,
(11)
где n - номенклатура производимых предприятием изделий.
Как видно из формулы (11), при сокращении жизненного цикла товара - Тц за счет воздействия рынка должно увеличиваться количество изделий, находящихся в освоении на предприятии. Иными словами, рыночные воздействия, к примеру конкуренты, стараются вытеснить товар с рынка, сокращая его жизненный цикл, что вынуждает предприятия осваивать дополнительное к номиналу количество изделий.
Результаты расчетов сокращений длительностей жизненного цикла
товара Тц по формуле (7) для различных сочетаний
его временных параметров и различных комбинаций воздействий рынка
сведены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты расчета Тц
|
0 |
0.3 |
0 |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.1 |
0 |
0 |
0.1 |
0.2 | ||
|
0 |
0 |
0.3 |
0 |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
0 |
0 | ||
|
|
|
0 |
0 |
0 |
0.3 |
0.1 |
0 |
0 |
0.1 |
0.2 |
0.2 |
0.1 |
2.78 |
2.78 |
2.78 |
0 |
3.80 |
3.90 |
2.40 |
4.25 |
4.65 |
4.21 |
4.38 |
3.07 |
3.54 |
4.22 |
5.00 |
2.00 |
1.33 |
0 |
6.20 |
2.0 |
0.95 |
4.26 |
5.61 |
4.46 |
1.80 |
1.47 |
3.97 |
5.36 |
1.33 |
2.00 |
5.00 |
0 |
2.95 |
3.37 |
4.20 |
4.26 |
3.36 |
3.48 |
4.24 |
4.42 |
4.30 |
4.02 |
5.00 |
1.33 |
2.0 |
0 |
6.20 |
1.52 |
1.5 |
4.26 |
5.48 |
4.19 |
1.65 |
1.64 |
4.20 |
5.50 |
2.00 |
1.33 |
5.00 |
0 |
3.87 |
2.38 |
4.20 |
4.25 |
3.65 |
3.17 |
3.60 |
4.06 |
4.64 |
4.62 |
1.33 |
5.00 |
2.00 |
0 |
2.95 |
5.40 |
1.50 |
4.25 |
4.54 |
5.18 |
4.83 |
3.76 |
2.22 |
2.70 |
2.00 |
5.00 |
1.33 |
0 |
3.87 |
5.00 |
0.95 |
4.26 |
4.93 |
5.19 |
4.36 |
3.24 |
2.30 |
3.23 |
Наглядная картина изменения Тц, полученная с помощью обработки данных
таблицы 3, представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Диапазоны изменения для различных вариантов системы "товар-рынок" при Тц = const
Анализ таблицы 3 и рисунка 7 показывает следующее:
Зная сокращения длительности жизненного цикла товара для
различных вариантов временных параметров его этапов и воздействий
рынка, можно перейти к оценке количества изделий в освоении у
предприятия на текущий момент. Такая оценка может быть сделана с
помощью формулы (11). В теории гибкости предприятия вся номенклатура
изделий делиться на группы. Рассмотрим одну из них. Пусть
номенклатура изделий в группе составляет 10 ед. и средний период
освоения изделий для нее равен =2 года. Тогда в соответствии с формулой (11) для нашего
случая
у предприятия должно быть в освоении номинально
изд.
Самое щадящее воздействие рынка из всех рассмотренных требует
дополнительно осваивать
N = 19 изд. и самое мощное
изд. Предложенная номинальная система "товар-рынок"
требует освоения Nmax = 3,73 изд., т.е. рынок
требует дополнительного освоения 0,68изд <
N< 1,79изд.
Таким образом, если предприятие способно учесть воздействие рынка на свои товары исходя из своей экономической устойчивости, сложившейся практики принятия управленческих решений, у него есть возможность использовать методические результаты проведенного в работе исследования для своей совокупности исходных данных, предпосылок и допущений.
Полученные результаты позволяют предприятиям обоснованно выбирать модели рыночного воздействия на производимые товары и оценивать по ним сокращение длительности их жизненных циклов, прогнозируя возможный досрочный уход с рынка, и на основе этого принимать оптимальные решения по освоению новых изделий с заданными рисками.
Литература