[ ru | ua | en ] ДонНТУ :: Работа магистра :: Индивидуальное задание :: Библиотека :: Ссылки :: Отчет о поиске

Лукьянов Сергей Викторович

Тема магистерской работы: Система оценки качества поиска в системах
контекстного поиска изображений в БД
Руководитель: профессор, д.т.н.
Башков Евгений Александрович

группа: ПО-00
кафедра: ПМиИ
факультет: ВТИ
Донецкий национальный технический университет

e-mail: salseeg@mail.ru
icq: 345446916

Автобиография

Родился 11 апреля 1983 года в городе Красноармейск, расположенном 70 километрами северо-западнее Донецка. Первые годы жизни провел в городе Родинское, расположенном в 5 км от Красноармейска.

25.11.1984 у меня появился брат Вова, с которым надо было делиться и за которым надо было присматривать и с мнением которого приходилось считаться. Не скажу, что это мне было в тягость, да и что я тогда мог понимать... Как и многие ребята того времени, увлекался машинами. Хотел стать шофером. С детства волновал вопрос : "Как оно внутри устроено?", - применительно к любой вещи попадавшейся на глаза.

Особо ярких воспоминаний о раннем детстве моя память не сберегла. Не было в нем ни травм, ни аварий, рос простым и счастливым. Детский сад запомнился лишь одним - отсутствием желания спать днем.

В январе 1990 в доме появился компьютер. Это был ZX Spectrum 48K. Его основное предназначение - игры, которым теперь посвещялась большая часть свободного времени.

Летом 1990 года переехали в Красноармейск. Новое место требовало изучения. В чем незаменимую помощь оказывал велосипед - друг с 5 лет. Осенью 1990 года пошел в школу N 9. Не скажу, что мне очень нравился наш класс, но были в нем люди, к которым меня тянуло. Учебный процесс не вызывал никаких проблем. Ходил в секцию по настольному теннису, но больших успехов на этом поприще не достиг и через пол года бросил.

Осенью 1992 года было окончено строительство новой школы N 10, вид которой я созерцал из своего окна. Весь мой класс перешел в нее. Но волею судьбы нас расформировали, теперь у меня новый класс, к которому тоже надо привыкать. Отец записал меня в секцию дзюдо. Но и в этом виде спорта я не нашел себя. Через пару месяцев ушел на баскетбол.

Баскетбол стал для меня вторым видом активного отдыха. Первым оставался велосипед. Я часами колесил по городу, поначалу в исследовательских целях, а после наслаждаясь самим процессом езды. Я мог по звуку определять неисправность велосипеда. А к концу 9го класса я настолько с ним сросся, что процесс ходьбы и бега вызывал чувство чего-то давно забытого.

Не стоит забывать и о компьютере, он по прежнему оставался излюбленным времяприровождением, особенно в холодное время года. Стопка кассет, на которых были записаны игры, росла. А у друзей в подъезде появлялись компьютеры такого же класса, что еще больше подстегивало желание отдать этому чуду техники свое время.

В 1994 году отец нашел для меня книжку о программировании на BASIC'е. Интерпретатор именно этого языка был встроен в мой компьютер. Воспоминаний о самом процессе обучения программированию не сохранилось. Это были кирпичики. Вопрос как их собирать не стоял. Был вопрос, какие они бывают. Через год не составляло никакого труда писать программы. Доходило даже до перепрограммирования знакогенератора компьютера.

В это же время (конец 1995 года) дома появляется PC на базе i386. А мне в руки попадает книжка по программированию на Паскале и компилятор Паскаля с помощью на польском языке. Отец ставит передо мной задачи, первые из решений которых датированы серединой 1996 года.

Успевать в школе не было проблемой. К 9му классу рутинная процедура подготовки домашнего задания сократилась до 1 часа. Сюда входили в основном точные науки. Все гуманитарные выполнялись в школе.

В 1998 году поступаю в городской лицей "Надежда". Здесь собрались лучшие учителя города, а, как следствие, и лучшие ученики. Кроме того, лицей отличается множеством нововведений как в учебный процесс, так и в культурно-массовые мероприятия. Из первых стоит упомянуть проверку на психологическую совместимость при формировании групп, разделение учащихся на подгруппы (по 15 человек), множество факультативов и внепрограммных олимпиад, расширенная программа и научно-исследовательская работа. Первое, что вспоминается, из культурно-массовых мероприятий - ежегодный поход 1го сентября в Мерцаловский лес. Это то, что с головой тебя окунает в атмосферу лицея и делает всех одногруппников почти друзьями. После первой недели обучения не проблема вспомнить имя одногруппника, проблема - вспомнить его фамилию. Это только одно мероприятие, а их было много... День знакомств, День лицея, интеллектуальные игры, Колесо Истории, походы в Крым и на Голубые Озера, День встречи выпускников, День святого Валентина, 1 апреля ...

Первый год в лицее я жил им. Довольно большая нагрузка не давала расслабиться, пришлось вспомнить, что значит "посидеть за книжками". Атмосфера в лицее сопутствовала развитию человека как личности. Второй год я бы назвал расцветом сил - это тот период, когда я был предоставлен себе в том объеме, в котором хотел. Учеба уже не съедала столько времени. Я посвящал время профессиональному совершенствованию. Участвовал в интеллектуальных играх. Выиграл городские олимпиады по информатике и химии. Участвовал в областной олимпиаде по информатике. Воспоминаний о лицее уйма... возможно, когда-нибудь они оформятся в проект "Лицей, каким мы его помним."

В лицейский период произошло три важных события которые подтолкнули к выбору пути дальнейшего профессионального развития. Первым является поездка 2 января 1999 года на Донецкий радиорынок. Это событие знаменательно тем, что приобретенный компакт диск расширил мой кругозор в сфере ИТ. Я узнал многое об Интернет и о существовании ОС семейства UNIX.

Второе произошло летом 1999, сначала я приобрел журнал "ЧИП", в котором прочитал статью об "Альтернативе Windows". А позже в моих руках оказался дистрибутив Linux RedHat 6.0. И меня затянуло. С тех пор, процентное соотношение дискового пространства отводимого под Linux постоянно растет. На сегодняшний день это 50%. А процент проводимого за компьютером под управлением этой ОС времени уже перешагнул за отметку 70%.

Третьим является областная олимпиада. Она подтолкнула меня к профессиональному росту, поставив задачи, с которыми я раньше не сталкивался. Решения этих задач открыли для меня динамическую память, что с тех пор перестало быть диковинкой и является верным инструментом при программировании. Кроме того, в тот день я увидел своих будущих одногруппников, кто, как и предполагалось, выиграл олимпиаду.

В год моего поступления министерство образования позволило поступать сразу в несколько университетов, чем я и воспользовался. Первым была Донбасская Машиностроительная Академия, чьи курсы проводились в одной из школ города. Вторым был Донецкий Государственный (ныне Национальный) Технический Университет. Лицей имел договоренность с этим вузом, по которой абитуриентам позволялось пройти пробные экзамены. Третьим оказался Донецкий Институт Проблем Искусственного Интеллекта. Что конкретно привлекло меня в этом вузе не помню. Возможно, загадочность названия, отношение к абитуриентам или внутреннее благоустройство... Хотел я поступить в последний.

Вопрос о специальности не стоял. Однозначно "Программное обеспечение". Это то, чем я занимался на протяжении уже 5ти лет и что мне нравилось.

Судьба распорядилась так, что я не прошел вступительных экзаменов в "Интеллект". И мне "пришлось" идти в ДонНТУ. В тот момент я и не подозревал насколько мне повезло. Теперь, сравнивая программы специальностей ПОАС этих вузов, могу сказать, что "Интеллект" имеет более полную программу, но качество подачи материала и материальная база лучше в ДонНТУ.

Первые два курса не принесли ничего выдающегося. Многое из того, что давали я уже знал. А к интересным я бы отнес дискретную математику и теорию алгоритмов.

Существует мнение: "Тот не студент, кто не сдал ни одной сессии".
Но бытует еще одно: "Тот не студент, кто не завалил ни одной сессии".
Я себя могу отнести к обоим. В третьем семестре Скворцов Анатолий Ефремович показал мне мои ошибки, за что ему отдельное спасибо.

Следующие курсы были более интересны. Особенно хотелось бы отметить "Функциональное и логическое программирование". Этот курс замечателен не столько языками преподаваемых в его рамках, сколько моделями мышления необходимыми для программирования на них.

К достижениям можно отнести создание в рамках курса "Основы компьютерного обучения" справочника о межпроцессовом взаимодействии и работу над исследованием времени загрузки веб-страниц, выполненную во время практики у Ладыженского Юрия Валентиновича.

Справочник о межпроцессовом взаимодействии содержит как теоретические сведения, так и примеры программ, наглядно демонстрирующих соответствующие виды взаимодействия. Кроме того, в справочнике содержится тест, позволяющий проверить качество усвоения материала. Справочник применяется в курсе "Теория операционных систем" как пособие для выполнения лабораторных работ.

Работа над исследованием времени загрузки веб-страниц выиграла конкурс студенческих работ в 2004 году. А ее результаты применяются в курсе "Компьютерные системы и сети" Ладыженского Юрия Валентиновича.

Не стоит забывать и о том, что параллельно с учебой я помогал отцу своими программами. Это было программирование флеш памяти, разработка БД с использованием MS Access и связки php+mysql. Пиком работ можно назвать ядро миниАТС, кроме написания самой программы управления я принимал участие и в проектировании архитектуры будущей миниАТС, что приблизило меня к аппаратуре и дало прочувствовать и понять суть разрабатываемой станции. В рамках курса "Основы компьютерных технологий" подготовил доклад об архитектурных особенностях этой миниАТС. Я искал бы тему магистерской работы близкую к телекоммуникациям, если бы не одно но. К моменту изъявления моего желания уже был превышен предел руководителей с других кафедр. Так я попал к Башкову Евгеннию Александровичу, который предложил мне новую тему о качестве контекстного поиска. Я сторонник той мысли, что каждый человек не должен замыкаться лишь в той области, где он специалист, а должен впитывать знания и из других областей. Поэтому данная тема показалась мне весьма привлекательной.

Планы на будущее весьма разнообразны. Но однозначна работа в команде, там где будет понимание как со стороны начальства, так и коллектива. Из приоритетов пожалуй стоит отметить разработку приложений под Linux, разработку архитектур и внутреннего устройства комплексов программного обеспечения, не лежит у меня душа к разработке пользовательских интерфейсов.

В далеком будущем планирую возглавить если не компанию, то хотя бы отдел компании по разработке программного обеспечения.

Не считаю, что правильно забывать о семье и близких в пользу работы. Хочу не попадать в такие ситуации.