1.) Плавание как жизненно необходимый навык. Плавание в древности; Древняя Греция, Древний Рим.
2.) Средневековье
3.) Плавание в период16-19 веков.
4.) Плавание в 20 веке.
5.) Эволюция плавания как спорта.
Плавание как жизненно необходимый навык.
Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Водоёмы, около которых поселялись люди, были нужны им не только как источник необходимой для жизни воды, но и как место добывания пищи, и как преграда, защищавшая от неожиданных нападений, и как удобный путь сообщения и торговли.
Огромное значение воды в жизни первобытного человека, необходимость производственного освоения этой непривычной среды потребовали от него умения плавания, чтобы не погибнуть в суровой борьбе за существование. С возникновением государственного строя умение плавать стало особенно необходимым в труде и в военном деле. Только в дальнейшем с развитием цивилизации, умение человека плавать стало применяться в целях физического воспитания.
К сожалению, невозможно установить точно, какие способы плавания и ныряния применяли первобытные люди. Но благодаря отдельным наскальным рисункам можно предположить, что основным приёмом было плавание с попеременным движением рук в сочетании различными вариантами движений ног: от переменных ударов голенью или всей ногой в вертикальной плоскости, как при современном кроле, до горизонтального удара «ножницами», как при современном плавании на боку.
Наши предки приобретали умение плавать в самом раннем детстве, например в Нукагаве дитя не более года самостоятельно плавает в воде, так же и в Полинезии. Дети туземцев Таити проворно плавают в прибрежных волнах.
Целый ряд древних изображений свидетельствует о применении плавания в трудовой деятельности. Во многих музеях есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношения в виде плавающих девушек, державших в руках чашу или корзину, - это сборщицы цветов лотоса, которые должны были хорошо уметь плавать при помощи одних движений ног.
Плавание в древности; Древняя Греция, Древний Рим.
На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет д. Н. Э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать предавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.
Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение « он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.
На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающие реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом - плывущий направляет ход плота. На многих ассирийских изображениях в качестве средства, облегчающего плавание, фигурируют надутые воздухом кожаные мешки.
Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Войны Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения, в которых участвовали войны, демонстрировавшие абордажные схватки, умение плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.
Геродот (460г. до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт из своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные камни. Спасаясь от врагов, Скиллис проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. За этот подвиг греки поставили ему статую в Дельфах.
Ещё на заре человечества люди знали о целебных свойствах воды, мистически их осмысливая. Они верили, что омовение защищает от нечистой силы, происки которой вызывают болезни. Тогда все религии предписывали необходимость очищения тела путём совершения омовения.
Многие народы с древних времён использовали купание в гигиенических и закаливающих целях. Изречение древних индийских мудрецов гласит: «Десять преимуществ даёт омовение: 1.) ясность ума 2.) свежесть, 3.) бодрость, 4.) здоровье, 5.) силу, 6.) красоту, 7.) молодость, 8.) чистоту, 9.) приятный цвет кожи и 10.) внимание красивых женщин».
Особенно высокого уровня достигла культура тела в Древней Элладе. Слово «гигиена» греческого происхождения. В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ богини чистоты Гигии. «Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию» - так утверждал римский писатель Плиний. Родоначальник медицины греческий врач Гиппократ преподавал естественные методы терапии и особенно водолечение. Его ученик Асклепиад основой выздоровления считал применение гимнастики, диеты и водных процедур.
В Риме до наших дней сохранились развалины терм - общественных бань, являющихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями. Некоторые термы могли одновременно вмещать до 2500 человек. В них было множество купален, несколько плавательных бассейнов (некоторые размером до 100 х 50 м), залы для гимнастики, библиотеки, аллеи для прогулок и картинные галереи. Купаться ежедневно, даже по несколько раз было обычаем.
В Греции существовал государственный закон, обязывающий граждан регулярно ходить в баню.
Плавание, как навык, получило довольно широкое распространение в развитии среди древних народов, населяющих территорию нашей страны и в первую очередь среди славян.
Разнообразные занятия славян: земледелие, скотоводство, охота, рыбная ловля, пчеловодство, различные ремёсла, промыслы тесно связаны с водой. В летнюю жару купание и плавание были любимыми забавами и гигиеническими средствами, самых широких масс населения независимо от пола, возраста и имущественного положения. Карамзин в «Истории государства Российского»; указывал, что во время вражеских нашествий славяне умели подолгу скрываться от многочисленного противника отсиживаясь на дне рек и озёр, дыша при этом в трубку из стебля камыша.
В самобытной системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью плавание занимало почётное место наряду с такими упражнениями как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика.
О том, что плавание в Древней Руси было одним из любимых физических упражнений, а умение хорошо плавать и нырять обязательным элементом русской молодецкой доблести, свидетельствуют, например, отрывки из былины. По свидетельству византийца Маврикия, древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде».
В России был широко распространён религиозный обычай, в день крещения - 6 января мужчины ныряли в воду, за брошенным туда крестом и каждый плавал, стараясь найти его первым.
В старинной Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 году при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты