Биография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет | Индивидуальное задание |
Измерение вибрационных параметров в настоящее время является основным средством технического диагностирования для получения информации о фактическом состоянии механического оборудования. Одной из важнейших задач виброметрии, обеспечивающей точность постановки диагноза, является выбор точек и направлений измерения вибрации. Вопросы, связанные с выбором контрольных точек измерения общего уровня вибрации, а также результаты проведенного для этого эксперимента рассмотрены в статье.
Измерение вибрационных параметров в настоящее время является основным средством технического диагностирования при получении информации о фактическом состоянии механического оборудования. Одной из важнейших задач виброметрии, обеспечивающей точность постановки диагноза, является выбор точек и направлений измерения вибрации.
Существующий стандарт ГОСТ ИСО 10816-1-97 [1] регламентирует измерение общего уровня вибрации в трех взаимно перпендикулярных направлениях (рисунок 1). Точки измерения при этом следует выбирать на подшипниках, корпусах подшипников или других элементах конструкции, которые в максимальной степени реагируют на динамические силы и характеризуют общее вибрационное состояние машины.
Рисунок 1 – Точки и направления измерения виброскорости согласно ГОСТ ИСО 10816-1-97
Практическая реализация этих рекомендаций не всегда однозначно позволяет определить техническое состояние оборудования. Так, например, показательным является отношение одноименных составляющих среднеквадратичного значения виброскорости. Для подшипниковых узлов машин стационарного режима работы, измеренное в различных точках в пределах рекомендаций, это отношение может достигать нескольких раз. Возникает вопрос, по какому из результатов выполнять оценку технического состояния оборудования и принимать решение на его ремонт?
В процессе развития повреждений некоторые направления могут оставаться нечувствительными к изменению технического состояния вследствие анизотропии упругих свойств подшипниковых опор, различного характера взаимодействия нагрузок и погрешностей монтажа. Так, зазор между кольцом подшипника и корпусом делает данное направление нечувствительным к измерению ударных импульсов, наличие выработки посадочных мест наоборот приводит к увеличению ударных нагрузок и увеличению высокочастотных составляющих при циркуляционном нагружении подшипника.
Рассматривая причины возникновения вибрации, необходимо обратить внимание на следующую упрощенную модель колебательных процессов (рисунок 2), которые характеризуются многократным поочередным возрастанием и убыванием некоторого параметр во времени.
Рисунок 2 – Физический маятник (гармонический осциллятор)
В качестве параметров влияющих на величину вибрации, выделяют:
Так как масса машины в процессе работы, как правило, не изменяется, а силы постоянны при установившемся режиме работы, то основным фактором, который оценивается при измерении общего уровня вибрации, является жесткость системы в конкретном направлении. Отсюда следует, что изменение технического состояния связано с изменением жесткости системы. Вопрос о выборе наиболее информативных точек и направлений измерения целесообразно рассматривать как поиск участков, жесткость которых изменяется сильнее других при изменении состояния машины.
Решение может быть выполнено двумя путями: теоретико-логическим - на основе известной конструкции машины, а также сил, действующих в ней, и практическим – на основе опытных данных. Первый способ решения задачи трудно реализуем вследствие необходимости учета многих разнородных факторов, зачастую неоднозначно определяемых конструкцией. Поэтому с целью выявления наиболее информативных точек измерения общего уровня вибрации проведен ряд экспериментов. Схема точек, в которых проводились измерения, приведена на рисунке 3. При этом правая сторона (параметры с индексами «п») считается стороной набегания ротора, ротор в процессе вращения накатывается на эту сторону.
Рисунок 3 – Схема точек измерения при проведении эксперимента
Для установления закономерностей распределения вибрации были проведены измерения вибрации по установленной схеме для подшипниковых узлов турбокомпрессоров. Измерения проводились прибором VibrationPen CMVP50 в следующих точках (рисунок 3):
На основании полученных в ходе эксперимента данных сделаны следующие выводы.
Рисунок 4 – Распределение значений виброскорости для осевого направления при 4-х измерениях
Высказано предположение о том, что, зная распределение значений виброскорости по направлениям, характерное для нормально работающего механизма, для данного конкретного механизма можно составить диаграмму распределения виброскорости, на основании которой судить об отклонениях в работе исследуемой машины. Количество точек и направлений измерения непосредственно связано с подробностью картины распределения виброскорости. Так распределение виброскорости для осевого направления при 20 точках измерения имеет иную форму (рисунок 5).
Рисунок 5 – Распределения виброскорости в осевом направлении при 20-ти измерениях
Данные при этом могут быть представлены таким образом, чтобы динамика изменения контролируемых параметров наиболее визуально читаемо отражала процессы, имеющие место в самой машине. Это в свою очередь повышает точность постановки диагноза при определении технического состояния агрегатов. Определение рационального направления при измерении виброускорения требует учета действующих сил и может меняется после ремонтных воздействий.
Перечень ссылок
Аввакумов С.И., Сидоров В.А., Сидоров А.В. Выбор контрольных точек измерения общего уровня вибрации // Вибрация машин: измерение, снижение, защита / Материалы 2-й Международной научно-технической конференции. - Донецк: ДонНТУ, 2004. - 160 с. – С. 73-76.
Биография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет | Индивидуальное задание |