lib.baikal.net/win.cgi/TURIZM/seakayak.txt
Водный туризм — один из видов спортивного туризма.
Заключается, в основном, в совершениии сплава по рекам. Как правило, для сплава используются спортивные суда преимущественно каркасно-надувной конструкции, приводимые в движение мускульной силой.
Плот — изначально деревянные конструкции, рамные с надувными елементами, надувные — рафт.
Катамаран — надувные элементы на раме (отличие от плота в лучшей обтекаемости надувных поплавков).
Парусный катамаран — катамараны для совершения путешествий под парусом в том числе морского и океанского класса.
Байдарка — оболочка на каркасе, каркасно-надувные, надувные.
Каяк — по сути одноместная байдарка, сейчас неразборные из пластика.
Для свершения несложных путешествий может использоваться резиновая надувная лодка.
Водные походы условно разделяются на некатегорированные и с 1 по 6 категорию. 6 к.с. — самая сложная и доступна только очень подготовленным группам.
Каяки для бурной воды сильно различаются по своим обводам и конструкции. В
зависимости от того, для каких целей предназначена данная лодка, на первый план
могут выходить те или иные ее особенности. Одни каяки предназначены для
длительных автономных путешествий по ненаселенным рекам, другие — для прыжков с
водопадов, и т.д. Существует не менее десятка различных типов каяков; в каждом
из них существуют свои, более мелкие, категории, а некоторые модели выпускаются
в 2–3 модификациях для гребцов различного веса.
Большинство каякеров, выбирая лодку, ищет некоторый компромисс, который был бы
более или менее пригоден для всех развлечений, входящих в понятие "сплав по
бурной воде", и избавлял бы их от необходимости иметь несколько разных лодок. Из
всего разнообразия каяков для бурной воды следует обратить внимание, в первую
очередь, на следующие основные типы: для автономного сплава, многоцелевой, для родео, для экстремального сплава, слаломный, сверхкороткий.
Слаломный каякинг – это умение маневрировать на каяке, чувствуя лодку и воду.
Родео, в отличие от слалома - это не только виртуозная техника, но еще и элемент
игры.
Фристайл на каяке – это выполнение различных трюков на лодке за счет
особенностей рельефа реки.
И, наконец, сплав. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой
сложности, или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки,
выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их
налегке. Естественно, чтобы чувствовать себя уверенно во время сплавов,
необходимо владеть базовой техникой слалома и родео.
В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет,
юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.
Классические открытые лодки.
Наконец, не следует забывать и о прародителях всего этого многочисленного
семейства — обычных лодках с открытым кокпитом. Несмотря на все разнообразие
существующих на сегодняшний день каяков, они прочно удерживают за собой вполне
определенную экологическую нишу: простые походы и прогулки по спокойным рекам
и небольшим озерам. Характерные обводы этих лодок остаются неизменными на
протяжении многих лет и едва ли сильно изменятся в будущем: килеватый корпус,
высокий борт. Длина лодок составляет, в зависимости от предполагаемого
количества груза и пассажиров, от 3 до 5 м. Часто они оборудуются рулем.
Двухместные каяки (К–2).
Эти лодки, которые у нас принято называть байдарками, существуют в классах
игровых, открытых (sit-on-top), морских и озерных лодок. По своим обводам,
констукции и ходовым качествам они аналогичны соответствующим одноместным
каякам. Длина двухместных лодок находится, как правило, в пределах от 4 до 5
м.
Катамараны.
Двух и четырехместные катамараны предназначены для сложных автономных походов по рекам с препятствиями до 6 категории сложности. Отличительная особенность этих судов состоит в том, что гребцы во время работы (гребли, управления судном) сидят или стоят на коленях на специально оборудованных для этого местах, пониженных относительно верхней части поплавка, что существенно повышает устойчивость судна, позволяет экипажу наиболее эффективно управлять судном, совершать сложные слаломные маневры.
Катамаран состоит из двух надувных поплавков и связывающего их каркаса.
Надувные поплавки по конструкции двойные - имеют наружную и внутреннюю оболочки.
Жесткость кормовых и носовых оконечностей обеспечивается только давлением воздуха в поплавках,
что позволяет судну без проблем выдерживать лобовые удары в камни и стенки - происходит постепенное последовательное сминание носа (кормы) исключающее резкий динамический удар, что расширяет возможности экипажа в выборе маневра.
В то же время жесткости носа вполне достаточно для "прошивания" жестких валов и "бочек".
Каркас катамарана выполнен из дюралевых труб (сплав Д16Т) круглого сечения, покрытых тонким слоем прочного пластика, предохраняющего их от коррозии и придающего им глянцевый блеск.
С целью удобства транспортировки каркас выполнен разборным. Элементы, соединяющие продольные и поперечные балки каркаса, изготовлены из нержавеющей стали и отполированы. Сборка каркаса производится без каких-либо крепежных элементов (типа болтов, шплинтов и т.п.) на ненадутых поплавках одним человеком за 5-7 минут.
Для размещения походного груза предназначена площадка на палубе поплавка: позади гребца на двухместном катамаране; между гребцами на четырехместном. Грузовая площадка снабжена системой для надежного крепления багажа.
Первоисточники:
www.aatclub.ru
www.6kc.ru/water.html
lib.baikal.net/win.cgi/TURIZM/seakayak.txt
© 2006
Стаднюк Ю. В.
© 2006 ДонНТУ