Биография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |
Почему именно гербы?
Когда я учился в третьем классе Харцызской школы №22, на досуге одним из моих любимых занятий было перебирать журналы «Наука и жизнь», которые мой отец, будучи любознательным советским человеком, выписывал в период с 1987 по 1990 гг. Журналы были полны разнообразной информации обо всем, сначала меня больше интересовали фотографии автомашин, затем статьи о природе, и, наконец, взор мой стали особенно любовать последние страницы обложек некоторых журналов, на которых были напечатаны старинные гербы определенных губерний. Меня буквально завораживал символизм, особый скрытый смысл, золото и серебро геральдических фигур, а также прежде никогда не слыханные мною волшебные названия: Золотоноша! – Сызрань! – Суздаль! – Черный Яр!.. Я взял в руки ножницы, аккуратно вырезал из обложек гербы и наклеил их на альбомный лист. Я долго любовался сделанным, затем положил лист куда-то и через шесть лет, получив в качестве подарка набор значков «Город Артемовск» и заинтересовавшись вновь гербами, уже не нашел листок, а нашел лишь журналы с вырванными последними листами. Но в этих номерах были текстовые описания гербов. На летних каникулах перед десятым классом я залез на чердак дядиной дачи, и, хорошо поковырявшись в пыли и паутине, извлек на свет Божий семь штук журналов «НиЖ» двадцати- и более летней давности с гербами на обложке! Естественно, хотелось отыскать ещё и ещё информации (в городской библиотеке ничего не было, на компьютеры и «Интернет» в 1999 году в Харцызске разве что с вилами не бросались), - но вот, уже обучаясь в ДонНТУ на втором курсе, я однажды после пятой пары проходил мимо «дедов-торгашей» у парапета возле Южного вокзала и увидел в продаже коллекции значков с гербами. И пошло-поехало! Скупив фактически весь ассортимент, я со временем собрал более 400 канонических (т.е. старинных царских) изображений в металле, покрытых эмалью. Кстати, того парапета уже нет: на его месте автостоянка, а «деды» переселились на окраину парка Щербакова, где их изжили как класс торговцы…видеопродукцией.
Почему именно русские?
Когда мне попались старые номера «Вокруг света» с публикациями о западноевропейской геральдике, я большим интересом не проникся. Мне показалось, что западные гербы заметно проигрывают в сравнении с нашими. В них не было лаконизма, не было изображений, пробуждающих щемящее чувство ностальгии, - одна «рыцарская» напыщенность, перегруженность пересечениями, драконами, львами и доспехами…К тому же западноевропейская геральдика – это прежде всего гербы дворянских родов, т.е. более связана с генеалогией, а не с историей и географией. Таким образом, я добровольно ограничил рамки увлечения только русской геральдикой. Мало того, что это роднее, - это пробуждает любовь к познанию родной истории и географии, т.е. воспитывает патриотизм лучше любых плакатов и лозунгов. Хотя от значков с иностранными названиями я не отказываюсь, но в данном случае я выступаю как фалерист (коллекционер значков), а не как любитель геральдики.
Определение
Рассказывать о правилах и законах геральдики я не считаю нужным – интересующиеся пусть посмотрят в энциклопедии или в журналы «ВС» начала 1990-х гг. Постараюсь привести лишь свое понимание определения «геральдика». Итак, геральдика – это:
с одной стороны, это искусство составления гербов, т.е. стационарных (в отличие от спускаемых и поднимаемых флагов и знамён) символов государств, городов и людей;
с другой стороны, это наука о символах, их взаимосвязи с культурой, историей и традициями народов, местностей и селений.
Периодизация
Отправная точка европейской геральдики – Крестовые походы. Все символы и эмблемы, бывшие до этого на территории Западной Европы, - либо ещё древнеримская символика, либо вообще родоплеменные знаки. История русской геральдики в корне отлична от западной, поскольку правила составления гербов, ныне признанные герольдмейстерами во всем мире, пришли в нашу страну лишь в начале XVIII века…
ПОЯСНЕНИЕ
Сам я не историк, но историю раньше очень любил. Вместе с тем считаю, что МИРОВАЯ историческая наука ныне в глубоком кризисе. Даже советская историография давала более цельную и связную картину мира, чем современные известные мне исторические школы. Да простят мне господа историки, но как можно без смеха читать о том, что «украинцы происходят от ариев», а город «Киев основал Рама»? Поэтому я решил не следовать в кильватере «светил исторической науки», а развивать свое понимание истории, свои взгляды, благо в истории я далеко не профан. Впрочем, спорить историку с технологом-машиностроителем – это все равно что спорить боксеру с тренером по стрельбе – «две вещи несовместные» (А.С. Пушкин).
Второе. Меня спросят: почему я говорю «русская геральдика», «наша страна» (т.е. Россия)? Но здесь ответ простой – у собственно украинской геральдики история очень короткая, с 1991 г. Как это ни странно, но гербы городов в царское время не утверждались на сессии горсовета, как сейчас, а «давались высочайшим указом». Т.е. придворный герольдмейстер должен был изучить историю и культуру города, составить герб в соответствии с установленной традицией, и лишь затем подать его на утверждение царю. До XVII века Украина была под властью Польши, и геральдика в основном была польская; символы ее мало понятны, поскольку насаждались шляхтичами, которые присваивали городам свои родовые гербы и которым не было дела до украинских традиций. Еще ранее украинскую геральдику было невозможно выделить из древнерусской. Надеюсь, все понятно.
…но возникает вопрос: а что было до этого? Естественно, европейских правил не было, но символика была (хотя и не являлась геральдикой в строго научном смысле слова). Итак, уместно привести периодизацию развития русской геральдики:
1. Древнейший период – с незапамятных времен до XIV века. Этот период характеризуется появлением знаков княжеской власти, трансформировавшихся в эмблемы городов и земель. Типичные представители этого периода – трезубец, гербы городов Владимир, Ярославль, Суздаль. Эти символы применяются и сейчас, причем трезубец получил свое второе рождение в связи с известными событиями 15-летней давности.
2. Московский период (XIV – конец XVII века). Связан с возникновением и расширением Московского княжества, освоением новых земель – Севера, Сибири, Нижней Волги. Первым представителем этого периода следует признать герб Москвы, появившийся при Иване Калите. Вначале на нем был изображен всадник, олицетворяющий динамику развития Москвы; затем, вскоре после переноса патриаршего престола из Киева в Москву, всадник превратился в Георгия-Победоносца; в это же время получил широкое распространение тезис о Москве как о Третьем Риме. Также в эту эпоху русская геральдика пополняется гербами завоеванных при Иване Грозном поволжских городов Казани и Астрахани. Основанные новые сибирские города также получили свои эмблемы – в основном изображения пушных зверей. В геральдике этого периода отразились также героические и трагические события нашей истории, например, на гербе Боровска изображено сердце в память об убитом во время осады Лжедмитрием князе; на гербе Новгорода-Северского – укрепленная крепость в память об успешном отражении войск Самозванца; на гербе Углича изображен образ погибшего здесь при таинственных обстоятельствах царевича Дмитрия Иоанновича.
3. Послепетровский период. Начался в конце XVII – начале XVIII века. Характерен «подналадкой» всей русской геральдики под западные стандарты, широким заимствованием уже существующих на Западе символов, зачастую безо всякой связи с местностями, для которых эти гербы предназначались (гербы Вологды, Тамбова, Великого Устюга). В это же время возникает тенденция изображать гербы на знаменах полков, одноименных с соответствующими городами. Удачные представители этого периода – гербы Глухова, Полтавы, Санкт-Петербурга.
4. Послеекатерининский (1760-е гг. – 1917). В эту эпоху составлено абсолютное большинство старых канонических гербов, разработаны правила составления гербов городов определенных губерний. Видные герольдмейстеры – князь Щербатов, Волков. В 1854 г. герольдмейстер Кёне разработал правила составлять гербы негубернских городов с изображениями губернского герба не в верхней, а в вольной части щита; кроме того, предусматривались внещитовые украшения, короны и обрамления. Все вновь создаваемые гербы городов до 1917 г. создавались по правилам Кёне (Луганск и другие), старые же были переделаны по-новому в весьма малом количестве.
5. Советский (1960-е гг. – 1991). Городская геральдика СССР обязана своим существованием двум «вещам»: металлообрабатывающей промышленности, которая стала выпускать штампованные значки под эмалью, и журналу «НиЖ», в котором публиковались старинные гербы городов. Люди начинают массово увлекаться гербами, и даже секретарям горкомов становится ясно, что для родного города иметь свой герб довольно престижно. Многие горсоветы утверждают первые после 1917 г. городские гербы. Для абсолютного большинства составленных в этот период гербов характерны грубые нарушения правил геральдики, использование антигеральдических изображений, чрезмерная стилизация, использование одних и тех же штампов: серп и молот, звезда, колосок, зубчатое колесо, причем все до единого зубчатые колеса изображались неправильно, с прямоугольными зубьями (мне как машиностроителю это сразу бросается в глаза). Но были и удачные представители, например: гербы Енакиева (золотая домна на пересечении красного и черного), Зугрэса (золотая лампочка в лазоревом поле).
6. Современный период. Вроде бы сейчас гербы составляют герольдмейстеры-профессионалы, и всем правилам они соответствуют, но есть одно «но»: действительно удачных гербов не так уж и много. В основной массе гербов – чересчур много символов, внещитовых украшений, словом, как в западных гербах, только без львов и доспехов. В общем, господа герботворцы России и Украины всё больше забывают о хорошем вкусе царских составителей, сочинявших гербы простые и емкие. Не радует и то, что процедура принятия новой символики в последнее время превратилась в своеобразную забаву: горсовет сегодня утвердил – завтра переутвердил и т.д.
Кроме того, существуют области и целые страны, входившие в состав Российской империи и СССР, имеющие свою собственную уникальную историю и не вписывающиеся в рамки принятой хронологии – Прибалтика, Западная Украина, Крым (древние города), Северская Земля (часть Черниговской и Сумской областей) и другие земли.
Владимир. Герб Владимира - стоящий на задних лапах лев в красном поле в железной короне и с серебряным крестом - по своему происхождению один из самых древних в русской геральдике. Он возник в XII веке как родовой знак Владимиро - Суздальских князей. Фигура льва в геральдике символизирует силу, храбрость, власть,что не противоречило главной политической идее князей - создание сильной княжеской власти, способной преодолеть феодальную раздробленность Руси. |
Ярославль - ныне город с 600-тысячным населением, один из крупнейших машиностроительных центров России. Первое упоминание о городе с таким названием относится к 1010 г. По старинному преданию,город был основан Ярославом Мудрым на том месте,где он убил напавшую на него медведицу. По мнению некоторых историков, герб имеет более древнее происхождение и связан с культом медведя на Верхней Волге. |
В 2003 г. мне довелось побывать в легендарном городе, бывшей столице княжества, гордой сопернице Москвы - в Твери. Сейчас это областной центр, в советское время называвшийся Калинин; расположен на реке Волга, которая здесь, в верхнем течении, не намного шире донецкого Кальмиуса. Город симпатичен, но малолюден и довольно запущен. Население 400 тыс. человек. Корона на гербе символизирует былое величие города: ведь тверской великий князь раньше московского и вообще первым в России надел царский венец. |
О Москве и ее гербе и так написано предостаточно. Однако необходимо заметить, что Георгий на щите с 1883 г. скачет в обратную, право-геральдическую сторону, т.е. не так, как на рисунке. |
Смоленск. В серебряном поле черная пушка на золотом лафете, а на пушке сидит райская птица. В древности Смоленск был пограничным городом Русской земли, под его стенами происходили крупнейшие сражения, он выдержал много осад, поэтому пушка на гербе появилась не случайно. А вот изображение райской птицы не вполне понятно. Есть версия, что "Гамаюн" (райская птица) - название пушки, отличившейся в обороне города. |
Есть сведения, что в уголовном розыске провинциального городка Углича Ярославской области хранятся два нераскрытых дела: об ограблении местного универмага и об убийстве бывшего здесь на воспитании малолетнего царевича Дмитрия Иоанновича. Это трагическое событие, вполне вероятно, бывшее несчастным случаем, прервало династию Рюриковичей и поневоле стало началом Смутного времени, когда по крайней мере три самозванца выдавали себя за царевича, который якобы остался жив. |
Санкт-Петербург. В красном поле два серебряных якоря, положенных крестом, и на них золотой скипетр . |
Липецк. Прекрасный по своему расположению и планировке, город металлургов, машиностроителей и минеральной воды, курорт, основанный лично Петром Первым, город военных летчиков, город широких проспектов...У меня с ним связаны только хорошие воспоминания. На старинном гербе Липецка изображено: в верхней части - герб Тамбовской губернии, улей с пчелами (к этому региону город принадлежал до революции);в нижней - липа в золотом поле. Это т.н. "говорящий герб" |
Воронеж расположен в паре сотен километров от Липецка вниз по течению реки Воронеж. Город был основан в XVI веке как крепость для зашиты южных рубежей, хотя селение на этом месте существовало и раньше. Именно здесь Петром I были построены первые корабли Русского флота. В Великую Отечественную войну немцам удалось взять только половину города. Здесь шли тяжелые уличные бои. Сейчас город с почти миллионным населением является крупнейшим промышленным центром Центрально-Черноземного района. На его гербе изображено:"Щит разделен надвое, в верхней части оного в золотом поле двуглавый черный орел, а в нижней части, в красном поле опрокинутый на косогоре сосуд, из которого истекает река Воронеж". |
Аксай. Утвержден 18 февраля 1988 г. Описание герба: "Щит рассечен лазурью и червлению. Поверх всего золотое зубчатое колесо с наложенным на него золотым же колосом, сопровождаемые внизу перекрещенными золотыми шашкой и казачьей пикой и двумя перекрещенными золотыми рыбами. В зубчатой вершине шита название города золотом". Автор старого герба города Аксай художник Юрий Васильевич Жульев. Герб - типичный представитель советского периода |
Волгодонск. Город основан в связи со строительством канала Волга-Дон. В нем находится уникальный завод "Атоммаш". Герб утвержден 29 сентября 1995 г. Описание герба: "На щите, в пересеченном лазоревом (синем) и червленом (красном) поле серебряный якорь и два серебряных бунчука на золотых древках накрест; поверх якоря и древков - золотой (желтый) выщербленный пояс, обремененный червленым цветком тюльпана с двумя зелеными листами, концы бунчуков положены поверх пояса".Автор герба Волгодонска - художник Николайчик В.И. Синий, желтый, красный цвета на щите герба соответствуют цвету знамени Войска Донского. Синий цвет - символ Донского казачества; желтый - степи Калмыцкой части Войска Донского; красный - история казачества и советского времени. Перекрещенные бунчуки представляют собой отличительный знак чести и доблести казачьих полков. Желтая полоса - цвет степи. Тюльпан реликтовое растение, олицетворяющее природу донских степей. Серебряный якорь символизирует исторические традиции казаков использовать суда в торговле, рыболовстве и многочисленных походах. В настоящее время Волгодонск является крупным портом. |
Озерск. Этот старинный город расположен в Калининградской области, которая до 1945 г. была территорией Германии и имела историческое название Восточная Пруссия. Немецкое название города - Даркемен. Расшифровка изображения герба мне неизвестна, ведь герб не относится к русской геральдике. В данный раздел Озерск включен лишь потому, что мой отец, служивший здесь в 1970-х годах, много мне рассказывал о природе этого края и необычной архитектуре городов. |
Биография | Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске |