<< На каталог
RUS UKR ENGПортал магистров ДонНТУДонНТУ

Разделы:

E-mail:

Примечания:

  • Возможно, вынося на всеобщее обозрение статьи и обзоры, я нарушаю чьи-то права.
  • Данные статьи - статьи моих своебразных "конкурентов", работающих в той же области, что и я. Вот так и выражается единство и борьба противоположностей - делаем общее дело, но каждый желает быть первым.
  • Авторов большинства статей я никогда в глаза не видел, поэтому не испытываю к ним ни личной ненависти, ни приязни, при этом уважаю каждого и ценю их мнение.
  • Размещение данных статей на моем сайти - не есть моя личная прихоть, а производственная (т.е. учебная) необходимость.
  • Я постарался максимально полно указать все источники. К сожалению, все самое интересное имеется в виде "выдранных" откуда-то ксерокопий. Имена авторов указаны в любом случае.
  • Надеюсь '' возмущенные" авторы учтут указанные выше соображения, как братья славяне, отличающиеся человеколюбием. Заранее спасибо.

 

Кошкарев Ян Михайлович

Текущий раздел

Электронная библиотека

Источник

7. Производство металлургического кокса и восстановление продуктов коксования

J. L. Sundholm, старший инженер-разработчик, LTV Steel Company
H. S. Valia, ученый, Ispat Inland, Inc.
F. J. Kiessling, директорr, маркетинг по коксу, Indianapolis Coke
J. Richardson, менеджер, кокс и продукты коксования, ICF Kaiser Engineers, Inc.
W. E. Buss, вице-президент и генеральный менеджер, Thyssen Still Otto Technical Services
R. Worberg, Thyssen Still Otto Anlagentechnik GmbH
U. Schwarz, Thyssen Still Otto Anlagentechnik GmbH
H. Baer, European Cokemaking Technology Center
A. Calderon, президент, Calderon Energy Company
R. G. DiNitto, рабочая группа по операциям и маркетингу, Antaeus Energy

Copyright © 1999, The AISE Steel Foundation, Pittsburgh, PA. All rights reserved.

Текст

Углерод как восстановитель

Несмотря на то, что оксиды железа можно восстановить с получением металлического железа многими агентами, углерод (непосредственно или косвенно) считается восстанавливающим реагентом, который лучше всего удовлетворяет условиям экономичного производства железа. Углерод подходящей реактивности и физических параметров некогда производился из древесины пиролизом с получением лесного древесного угля; но для действия современных больших печей углерод, требуемый для плавления железа, получается термической деструкцией отборных коксующихся углей при температурах от 900°C к 1095°C (1650°F до 2000°F).

Химический эффект коксования

Уголь состоит, главным образом, из остатков растительного вещества, которое было частично разложено из-за наличия влаги и отсутствия воздуха, и подвержено изменениям температуры и геологического давления. Это - сложная смесь органических соединений, главные элементы которых углерод и водород со значительно уступающими им по количеству кислородом, азотом и серой. Уголь также содержит несколько негорючих компонентов, которые превращаются в золу. Зола состоит, прежде всего, из неорганических смесей, которые "встроились" в коксующую массу в процессе коксования.

Химические смеси, составляющие угли, подобно большинству из них в животном и растительном мире, нестойки под воздействием высоких температур. При максимальном нагреве без доступа воздуха сложная органическая структура молекул разрушается, при этом образуются газы, жидкие масла и простые органические компоненты меньшей молекулярной массы, а также относительно неизменный углеродный остаток (кокс).

Кокс, таким образом, остаток термической деструкции угля. Структурно он представляет собой клеточную пористую субстанцию, которая разнородна как в физических, так и в химических свойствах. Физические свойства металлургического кокса, также как и его состав, зависят в значительной степени от использованного угля и температуры коксования. Не все угли формируют кокс, и не все коксующиеся угли позволят получить кокс с характеристиками, подходящими для металлургических целей.

Одни угли могут производить приемлемый кокс без добавки присадок других углей, в то время как другие - годны к употреблению только как компоненты в усредненной смеси. Тип и метод воздействия средств коксования также оказывают глубокое влияние на качество и выход кокса.

Виды кокса

Есть три главных вида кокса, классифицированного согласно методам, которыми они производятся: низко-, средне- и высокотемпературный кокс. Кокс, используемый для металлургических целей, должен быть нагрет до высших температур (между 900°C и 1095°C) (1650°F и 2000°F), чтобы продукт имел удовлетворительные физические свойства. Даже из хорошо коксующегося угля продукт, полученный низкотемпературной обработкой между 480°C и 760°C (900°F и 1400°F), неприемлем для хорошего действия доменной печи.

Важные свойства металлургического кокса

Вероятно самое главное физическое свойство металлургического кокса - его прочность, достаточная, чтобы выдержать дробление и истирание в течение всей обработки и использования в печи. В Соединенных Штатах стандартные тесты Американского Общества по Испытанию материалов, используемые для оценки этих свойств, - определение индекса стабильности при дроблении и индекс твердости при истирании. Оба испытания заключаются в загрузке кокса определенного размера в стандартный барабан, вращающийся в течение определенного времени в определенном режиме. Индекс стабильности и индекс твердости - проценты остатка кокса на сите с отверстиями 1 дюйм и 1/4 дюйма соответственно после вращения в барабане.

В современной доменной практике наблюдается тенденция в сторону использования мелкодробленных железосодержащих материалов контролируемого размера как, например, агломерат или таблетки, поэтому размер кокса, используемого в шихте, более важен, чем раньше, когда использовалась только неподготовленная руда. Размер кокса, производимого в коксовых печах, зависит от вида угля, температурного режима, ширины камер и массовой плотности коксующейся загрузки; большие количества малогазовых углей, более широкие печи и большая массовая плотность коксующейся загрузки имеют тенденцию к образованию более крупного кокса, в то время как ускорение температурного режима приводит к образованию более мелкого кокса. Поскольку предпочтителен общепринятый размер, дробя и просеивая кокс, добиваются того, чтобы контролируемый параметр имел желаемое значение. Большинство операторов доменного производства предпочитают кокс размером между 18.5 и 76 мм (3/4 дюйма и 3 дюйма) как оптимальный для работы печи. Другие физические свойства кокса как, например, пористость, плотность и горючесть, контролируются только в небольшом промежутке, а их важность в действии на функционирование доменной печи не была установлена однозначно.

Методы производства металлургического кокса

Есть два испытанных процесса производства металлургического кокса, известных как ульевый метод и метод с получением побочных продуктов. При ульевом способе воздух подается в коксовую камеру в контролируемых количествах с целью сжигания там газовых продуктов деструкции угля и генерирования тепла для дальнейшего нагревания. В методе побочного продукта камеры коксования защищены от попадания внутрь воздуха, а необходимое для процесса тепло получается от сгорания извне части из газа, выделяющегося при коксовании (или, в некоторых случаях, чистого доменного газа либо смеси коксового газа и доменного). В современных коксовых печах, организованных соответствующим образом, все продукты, выделяющиеся в процессе коксования, восстанавливаются как газ и химические реагенты, и, если в качестве топлива используется только коксовый газ, около 40% из получаемого газа возвращается на обогрев коксовых камер. В то время, как ульевой способ был лидирующим методом производства кокса вплоть до 1918, в настоящий момент процесс побочного продукта в значительной степени заменил его. Существует разница температур коксования в этих двух процессах - в методе побочного продукта температура ниже, чем в ульевом методе. Кокс при ульевом способе обычно больше, однако, разнороден по размеру. Вообще, должным образом дожженный ульевой кокс и кокс при способе побочного продукта имеют серебристый цвет. Модификация технологии улья, известная как печи без улавливания химпродуктов, приобретает актуальность.

Другие способы получения металлургического кокса известны как непрерывные процессы; было предложено много изменений, но ни одно из них не было осуществлено в коммерческих масштабах. В одном из таких методов размельченный кокс или некоксующийся уголь сушится, частично окисляется паром или воздухом и подается в печь. Получение кокса происходит на второй стадии при более высоких температурах. Используя связующее на основе смолы, выделяющейся при коксовании, уголь брекетируется. “Зеленые” брикеты выдерживаются в низких температурах, коксуются при высоких температурах, и окончательно охлаждаются в инертной атмосфере, чтобы получался металлургический кокс постоянного состава. Этот вид кокса часто определяют как формованный. Брикетирование будет обсуждаться позже снова в этой главе.

Продукты коксования

Реакции, протекающие в процессе производства металлургического кокса, сложны. Процесс можно рассматривать как трехстадийный: (а) первоначальная деструкция угля при температурах разложения ниже 700°C (1296°F) с выделением воды, оксидов углерода, скроводорода, гидроароматических смесей, парафинов, олефина, фенолов, и азотсодержащих смесей; (b) вторичные термические реакции внутри выделившихся на первой стадии веществ, так как они проходят через горячий кокс, вдоль горячих стен духовок и чрезвычайно горячее подсводовое пространство коксовой камеры, и включают как синтез, так и деструкцию. Большое выделение водорода и образование ароматических углеводородов и метана происходят в промежутке выше 700°C (1296°F). Разложение сложных содержащих азот аммиачных смесей, водородного цианида, оснований пиридина и азота; (с) усиленное выделение водорода из твердого остатка, получаемого в коксовой печи.

В процессе коксования около 20-30% начальной массы угольной загрузки удаляется из камеры коксования в виде газо-паровой смеси через газопровод и поступает на отделение улавливания для выделения химических продуктов. Для каждого отдельного угля экпериментально определяется соотношение выделяющихся продуктов и твердого коксового остатка; оно зависит от типа угля, температуры и способа коксования.

Коксовый газ содержит фиксированные газы, классифицированные так, потому что это - газы под давлением 760 мм (29.92 дюймов) и 15.5°C (60°F). Ими являются: водород, H ; метан, CH ; этан, C H ; углерод-2-4-2-6-моноксид, СО; углекислота, СО2 ; горючие ненасыщенные углеводороды, как например этилен, C2H4 ; и ацетилен, CH3 . Другими фиксированными присутствующими газами являются: сероводород, H2S; аммиак, NH ; кислород и азот, N.

Другие вещества в сырых газах и парах, выходящих из камер коксования, которые являются жидкостями при обычных температурах и давлении, обсуждаются ниже.

Аммиак

Прежде всего, это вода, сконденсированная из прямого коксового газа, которая является водным электролитом солей аммония в двух состояниях - свободном и связанном. Свободные соли - те, которые разлагаются при кипении с выделением аммиака. Связанные соли - те, которые требуют кипячения в щелочи (например, известь), чтобы освободить аммиак.

Смола

Смола - органическое вещество, которое отделяется конденсацией из газа в магистралях газосборника. Это - сажа, клейкая жидкость, немного тяжелее воды. Из смолы можно выделить следующие вещества и фракции: пиридин, кислоты смол, нафталин, масла креозота и фусы.

Легкие масла

Легкие масла - чистая, желто-коричневая жидкость, несколько легче воды. Она содержит преременные количества продуктов горючего газа с точками кипения от от 40°C к 200°C, а бензол, толуол, ксилол и растворенная нефть отделяются от главной продукции.

Восстановление продуктов коксования

Первый шаг при восстановлени продуктов коксования - восстановление основных сырьевых материалов (прямой коксовый газ, раствор аммиака, смола и легкие масла) как первая операция в соответствии с коммерческой практикой. Вторичные действия состоят из обработки этой первоначальной продукции для разделения ее на компоненты.

Copyright © 1999, The AISE Steel Foundation, Pittsburgh, PA. All rights reserved.


RUS UKR ENGПортал магистров ДонНТУДонНТУ