Кальметьева Наталья РашитовнаФакультет ЭМА | Кафедра ГЗТ и Л | Специальность ПТМ Тема магистерской работы: Обоснование параметров комплексной автоматизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ в условиях предприятия НИИКА с целью снижения затрат Руководитель: проф., д. т. н. Будишевский В. А. email: mira@_126.ru |
||||
РефератОбщие сведения по темеОдной из важных задач предприятий и транспорта Украины является повышение производительности труда и снижение потребности в рабочей силе за счет внедрения комплексной автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, которые еще остаются трудоемкими и дорогостоящими.
Осуществляется последовательный переход от создания и внедрения отдельных машин, оборудования, приборов и технологических процессов к разработке, производству и массовому использованию высокоэффективных их систем, а также к современным методам организации труда и управления в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
На предприятии НИИКА погрузочно-разгрузочные работы в основном выполняются авто- и электропогрузчиками. Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения, которая имеет место на складе. Современный складской комплекс, имеющий в своем составе оснащенные объекты инфраструктуры, обладающий совершенными технологиями, позволяет решать многие проблемы обращения материальной продукции. Повышение показателей использования складских площадей и емкостей на основе рационализации технологического процесса с применением прогрессивных схем механизации, с использованием современного подъемно-транспортного и технологического оборудования является одно из главных задач эффективного функционирования складского комплекса. Без этого невозможно правильно использовать складской объем и снизить трудозатраты по переработке грузов, повысить пропускную способность складов, не увеличивая численность складских работников. Именно обоснованию параметров комплексной автоматизации складских работ и посвящена моя магистерская работа Выбор прогрессивного направления повышения технического уровня складских комплексовВ связи с постоянной конкуренцией на рынке технического прогресса возникает необходимость модернизации и разработки новых технологий, за счет которых улучшается изготавливаемая продукция, снижается потребность в рабочей силе за счет внедрения комплексной автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. Уменьшаются экономические затраты. Работы по созданию автоматизированных систем управления (АСУ) погрузочно-разгрузочными процессами (ПРП) ведут научно-исследовательские и проектные организации, крупные промышленные предприятия и объединения. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что применение АСУПРП на складах позволяет наиболее рационально организовавать работу обслуживающего персонала и разгрузочно-погрузочных машин и механизмов при быстрой окупаемости затрат на создание АСУ. Национальная логистическая компания (россия) совместно с компанией "Русская логистическая служба" с 2005 г. осваивают новую технологию складских услуг кросс-докинг на базе своего терминала. Она позволяет существенно ускорить продвижение товаров к заказчикам, снизить складские и транспортные затраты. Технология кросс-докинг получила широкое применение в складских распределительных центрах многих стран мира и заключается в организации складской обработки товаров на специально выделенных площадках - доках. Площадка кросс-докинга - это своеобразный сортировочный цех складского терминала, работающий с укрупненными грузовыми единицами на поддонах. Комплектация заказов На большинстве складов производственных предприятий, а также на складах логистических центров данная операция является ключевой, так как именно от нее зависит уровень логистического обслуживания (скорость выполнения заказа, отсутствие ошибок при сборке и т. д.). При всем том эта операция является одной из самых трудоемких в складском технологическом процессе.
Рис. 1. Модель электро-погрузчика
На большинстве складов производственных предприятий, а также на складах логистических центров данная операция является ключевой, так как именно от нее зависит уровень логистического обслуживания (скорость выполнения заказа, отсутствие ошибок при сборке и т. д.). При всем том эта операция является одной из самых трудоемких в складском технологическом процессе.Существует две системы выполнения технологических операций по комплектации – «человек к товару» и «товар к человеку». Система «товар к человеку» является полностью автоматизированной. Управление передвижением товара осуществляется при помощи пульта управления, при этом сам оператор не производит никаких перемещений, и товар поступает к окну выдачи автоматически. К настоящему времени такие системы в Украине пока не нашли широкого применения, однако интерес к ним очень высок и число реализованных проектов постоянно растет. В отношении системы «человек к товару» по результатам хронометража работы
комплектовщика, проводимого на 23 складах предприятий, были получены следующие
усредненные результаты: 50% времени комплектовщика расходуется на перемещение между
местами отборки, 20% времени – это вынужденный простой (ожидание), 20% – работа с
документами, 10% – изъятие с места отборки. Однако существуют методы оптимизации
процедуры комплектации, применение которых сокращает общее время сборки заказа за
счет полного упразднения простоя и сокращения времени на перемещения между местами
отборки. Рассмотрим типовую схему процесса комплектации заказов.
Комплексный способ сборки заказов более эффективен. При таком способе склад разделяется на несколько зон, в каждой из которых работает один комплектовщик. При этом геометрические размеры зон могут быть разными, и важно рассчитать одинаковое число операций, приходящееся на каждую зону, а точнее – время для их выполнения. Например, зона № 7 по геометрическим параметрам будет значительно меньше, чем зона № 1, однако она находится на значительном удалении от зоны приемки/ разгрузки, а значит, время на выполнение операций по доставке заказа будет больше. Поступивший заказ разделяют на части, соответствующие зонам склада. После сборки в каждом участке собранную часть передают на участок приемки в квадрат, номер которого обозначен в листе комплектации у каждого комплектовщика, собирающего единый заказ. После сборки всего заказа кладовщик проверяет правильность собранного заказа, а далее производятся предотгрузочные операции. Преимущества такого метода очевидны. Во-первых, время выполнения заказа сокращается в несколько раз за счет сокращения числа перемещений между местами отборки и упразднения вынужденного простоя. Во-вторых, каждый комплектовщик, «прикрепленный» к конкретной зоне, гораздо быстрее узнает номенклатуру, хранящуюся в ней, и фактически имеет возможность работать без маршрутного листа. В-третьих, появляется возможность закрепить индивидуальную ответственность за состоянием каждой складской зоны. «Минусом» этой системы некоторые руководители складов называют возможность внезапного невыхода на работу части складского персонала и отсутствия в зоне комплектовщика. Однако это уже вопрос административно-организационный, и большинство руководителей крупных складов, вводящие данную систему, сумели справиться с данным негативным фактором методами мотивации и административных взысканий. Во всяком случае, остается возможность «аварийной» переброски персонала из другой зоны. Существует много причин для создания товарно-материальных запасов на предприятиях,
однако, общим для них является стремление субъектов производственной деятельности к
экономической безопасности. При этом следует отметить, что стоимость создания
запасов и неопределенность условий сбыта, не способствуют возрастанию значимости
дорогостоящей резервной сети «безопасности» в глазах руководства предприятий, поскольку объективно противоречат повышению эффективности производства.
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного
уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных
издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
Первые два вида издержек относятся, очевидно, к числу так называемых «временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса». Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.
ВыводДля оценки результативности деятельности транспортно-складских подразделений предприятия целесообразно использовать комплекс показателей, позволяющих осуществить оценку как качества обслуживания потребителей, так и эффективности функционирования системы логистики предприятия в целом.
Список литературы
|
||||