МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА Молчанов А.Д., Рожков Д.Б. (ДонГТУ, г. Донецк, Украина)
In the given work the problem of determination of temperature in a zone of friction of the ceramic bearing of a sliding is considered and the modelling of temperature operational mode for want of various pressure and porosity of ceramics is made. В современном машиностроении все более широкое применение, вследствие уникальных физико-механических свойств находят подшипниковые узлы с применением конструкционной керамики. Основное их отличие от подшипников с металлическими вкладышами - более низкая теплопроводность керамики, вследствие чего затруднен теплоотвод и возникает необходимость экспериментального исследования и математического моделирования температурного режима в зоне трения с целью выбора оптимального конструктивного решения, изучения влияния свойств материала и условий эксплуатации. Рассматривается задача определения температуры в зоне трения пористого керамического подшипника скольжения (рис.1). Рис. 1. Подшипниковый узел Допущения, принятые при расчете:
Искомым параметром является температура в зоне контакта
сопряжения стальной вал - керамическая втулка. dQтp= dQa+ dQп+dQв, где dQтp - количество тепла, выделившегося при трении
за бесконечно малый промежуток времени dτ; dQа - количество тепла, аккумулированного
подшипниковым узлом; dQп - количество тепла, прошедшего через корпус
подшипника и отведенного в окружающий воздух за время dτ; dQв - количество тепла, отведенного валом в окружающее
пространство за время dτ. где l и d - длина и диаметр подшипника; Тепло, аккумулированное подшипниковым узлом: dQa=∑Gi·Ci·dτ, где ∑Gi-вес элементов подшипникового
узла; где t1 -температура на поверхности
контакта; Количество тепла, отводимого валом в окружающее пространство: где I0(ψ1) -функция Бесселя первого рода
нулевого порядка; Решая уравнение теплового баланса можно найти температуру в зоне контакта. Экспериментальное определение температуры в зоне контакта производили при помощи медь-константановых термопар, вмонтированных в вал. Обработка данных производилась с помощью метода наименьших квадратов в среде MathCAD 7.0 pro. Анализ результатов показал:
Экспериментальные исследования показали, что изменение коэффициента трения от давления и температуры в зоне контакта носит нелинейный характер. В среде Mathcad 7.0 pro были получены зависимости коэффициента трения от температуры для двух значений пористости керамики (6,2% и 9,2%): Сравнение значений коэффициентов трения экспериментальных и
полученных по приведенным зависимостям показывает адекватность математических
моделей (критерий Фишера при уровне значимости 0,05). Список литературы: 1. Справочник по триботехнике /Под общ. ред. М. Хебды, А.В. Чичинадзе. В 3 т. – Т. 1. – М.: Маш., 1989. – 400 с. 2. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трения. – Ленинград: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979. – 224 с. 3. Шнейдер П. Инженерные проблемы теплопроводности. – М.: Издательство иностранной литературы, 1960. – 478 с. Молчанов А.Д., Рожков Д.Б. Моделирование темпратурного режима работы подшипникового узла закаленная сталь - керамика// Современные металлорежущие системы машиностроения. Материалы Всеукраинской студенческой конференции. - Донецк 10-13 апреля 2000 г. Донецк: ДонГТУ, 2000. - с. 71-75 |