Воронков Б.Д. „Подшипники сухого трения”. М., Изд-во „Машиностроение”, 1968. 140с. (приведенные страницы 15-20).
Основы расчета подшипников сухого трения.
При конструктивной разработке машины или агрегата производится расчет динамической системы, в результате чего определяются исходные данные для выбора и расчета подшипников: нормальная реакция в опоре (нагрузка, действующая на подшипник) N, диаметр цапфы вала d и число оборотов вала п. Кроме этих величин, заданными параметрами обычно бывают окружающая среда и ее свойства (коррозионность, дисперсность, вязкость и т. п.), температура окружающей среды, вид нагрузки (ударная, периодическая и др.). Существенным вопросом при выборе основных конструктивных параметров подшипника без смазки является выбор материала пары трения вал—подшипник. Если материал цапфы вала задан, то задача заключается в подборе материала подшипника. Наиболее сложно решается вопрос тогда, когда из-за коррозионных или иных свойств окружающей среды материал пары трения приходится подбирать путем проведения специальных экспериментов с учетом конкретной конструкции, среды, оборотов и нагрузки. В этом случае подшипниковая пара из-за отсутствия экспериментальных данных не может быть рассчитана и подбирается исключительно опытным путем. Более просто решается вопрос, когда имеются опытные данные по испытаниям материалов подшипников, работающих в условиях, аналогичных заданным. Тогда, используя ранее установленные характеристики, зависимость между нагрузочным режимом и конструктивными элементами разрабатываемого подшипника можно получить расчетным путем. При предварительном выборе материала подшипника руководствуются следующими соображениями: а) материал подшипника коррозионно стоек в заданной среде; б) величина предельно допустимой температуры для данного материала превышает температуру окружающей среды; в) характер динамической нагрузки соответствует прочностным свойствам выбранного материала; г) применение материала экономически оправдано, т. е. его стоимость ниже стоимости других материалов, которые могут быть использованы в данных условиях; д) материал подшипника малодефицитен и его технологическая обработка вполне доступна. Если изготовление подшипников скольжения жидкостного трения освоено в процессе многолетней практики заводами-изготовителями и материалы для них сравнительно легко обеспечить (бронзы, баббиты и т. п.), то производство материалов для подшипников сухого трения связано со сложной технологией, требующей специального оборудования. Их изготовление подчас недоступно неспециализированным машиностроительным заводам примерно так же, как подшипников качения. Поэтому получение необходимых материалов и их обработка встречают большие трудности. Остановившись на определенном материале, выбирают, исходя из опытных данных, геометрические размеры подшипника: длину подшипника l, толщину стенки подшипника s. Оптимальным отношением длины к диаметру l/d обычно задаются в некоторых пределах, установленных практикой эксплуатации подшипников из данного материала. Выбирая длину подшипника, необходимо учитывать, что при постоянном диаметре с ее уменьшением уменьшается несущая способность подшипника, а с увеличением длины возрастают потери на трение, увеличивается неравномерность распределения нагрузки по длине. Длинные подшипники нагреваются более сильно, чем короткие. Последующим расчетом отношение l/d корректируется и согласовывается с несущей способностью подшипника. За несущую способность в расчете обычно принимают среднее удельное давление
, (1)
Где S – площадь проекции подшипника в см2,
S=l · d (2)
Подставляя выражение (1) в (2), имеем
(3)
Несущая способность подшипника — величина условная, так как контакт подшипника и вала происходит на дуге менее 180° и фактическая площадь контакта меньше значения, принимаемого в расчете. Однако точно определить ее расчетным путем чрезвычайно сложно, хотя попытки такие предпринимались [1]. Но даже определив расчетом истинное значение несущей способности подшипника, согласовать ее с износом в каждом конкретном случае не представляется возможным. Поэтому для расчета подшипников сухого трения пользуются зависимостью
p ≤ [p] кГ/см2, (4)
где [p] – предельно допускаемое удельное давление для данного выбранного материала. Величина предельно допускаемого удельного давления определяется для каждой пары трения опытным путем; она характеризует начало катастрофического износа материала при принятой постоянной скорости скольжения и является одним из основных расчетных критериев для подшипников сухого трения. Как показывают испытания, с увеличением скорости скольжения предельно допускаемое удельное давление падает в основном из-за повышения температуры в зоне контакта. Поэтому применение материала для подшипника ограничивается предельно допускаемой скоростью скольжения [v]. Несущая способность подшипника равна нулю, когда скорость скольжения превышает предельно допускаемую скорость для его материала. Величина [v] каждого материала определяется опытным путем и наряду с [р] характеризует антифрикционные свойства. При выборе материала подшипника необходимо соблюдать условие v ≤ [v] м/сек, (5)
где скорость скольжения на поверхности цапфы вала
, м/сек (6)
Значения [p] и [v] задаются в виде справочных данных. Наиболее важным критерием при расчете подшипников сухого трения является допускаемое значение произведения удельного давления па скорость скольжения - [pv], которое характеризует увеличение температуры вследствие тепловыделения во время трения. При повышенной температуре подшипники допускают меньшие удельные давления и скорости, их долговечность уменьшается. Следовательно, значение [pv] определяет долговечность работы подшипника. Количество выделившегося при работе подшипника тепла Q1 находится по формуле , (7)
где F - сила трения, кГ; v - скорость скольжения цапфы в м/сек; 1/427 – тепловой эквивалент механической энергии, ккал/кГ·м.
Подставляя формулу (7) значения величин из формулы (2) и (3), получим
, (8) Если принять, что коэффициент трения при установившемся движении величина постоянная, то из выражения (8) следует
Q1=Cpv, (9)
Из формулы (9) видно, что чем больше удельные давления и скорости скольжения, тем большее количество тепла выделяется при работе подшипника. Поскольку величина l входит в формулу (8), то для ее уточнения требуется соблюдение условия
pv≤ [pv] кГ·м/см2·сек (10)
Так как значение [pv] получают экспериментально в определенных условиях теплоотвода и соответствующей им температуре поверхности, то выражение (10) действительно только при соблюдении подобных условий теплоотвода для проектируемого подшипника. Испытания образцов материалов производят на машинах трения со ступенчатым повышением нагрузки при нескольких постоянных скоростях скольжения. С увеличением давления наступает такой момент, когда не могут быть получены устойчивые, значения температуры в зоне контакта или коэффициента трения при продолжении эксперимента или наблюдаются признаки разрушения трущихся поверхностей. Максимальное давление, умноженное на скорость скольжения, принятую в данном испытании, определяет допускаемую величину [pv]. Значение [pv], полученное для каждого материала, обычно приводится в виде справочных данных для расчета. Используя соотношения (4) и (10), корректируют размеры подшипника l и d в указанных пределах l/d. Если они не выполнимы для выбранного материала подшипника, материал подшипника подбирается заново и расчет повторяется. В большинстве случаев отвод тепла для проектируемого подшипника отличается от имевшегося при получении значения [pv] либо неизвестно при какой температуре [pv] было получено. Поэтому необходимо произвести дополнительный тепловой расчет проектируемого подшипника, поскольку температура его трущейся поверхности определяется соотношением выделенного и отведенного тепла. Тепло, выделившееся в подшипнике без смазки, может быть введено во внешнюю среду следующим образом. 1.Через
корпус подшипника и вал в том случае, если материалы вала и подшипника обладают
высокой теплопроводностью. 2. В случае низкой теплопроводности вкладыша — через вал. 3. Когда цапфа вала выполнена из материала с низкой теплопроводностью, то — через корпус подшипника. Количество тепла, отводимое через корпус подшипника, в общем виде находим по формуле Q2=k·(tn-tв)·F´, (11)
где k – коэффициент теплоотдачи, ккал/м2·ч·град; tn – температура рабочей зоны подшипника, С˚; tв – температура окружающей среды, С˚; F´ - наружная теплоотдающая поверхность корпуса подшипника м м2.
Коэффициент теплопередачи в зависимости от конструктивных особенностей подшипникового узла, методов охлаждения, применяемых материалов и т. п. определяется по известным формулам теплопередачи [4]. При охлаждении корпуса подшипника воздухом k = 8–14 ккал/м2·ч·град для необдуваемых подшипников (меньшие знамения относятся к подшипникам с затрудненным теплоотводом), для подшипников, обдуваемых воздухом, (Vв – скорость обдува в м/сек). При установившемся режиме Q1= Q2 и из формул (8) и (11) температура в рабочей зоне будет
, (12)
, (13)
где G и F´ - вес (в кг) и площадь поверхности (в м2) той части вала, которая ограничена размерами (3 - 4)·d в каждую сторону от подшипника; с – теплоемкость материала вала; k – коэффициент теплоотдачи к воздуху Т1 – общее время работы подшипника в течение смены, ч; Т – время работы подшипника, ч.
Температуру tn сравнивают с предельно допускаемой температурой [t] для выбранного материала так, чтобы выдерживалось соотношение Если условие не соблюдается, то необходимо конструктивными изменениями подшипникового узла усилить теплоотвод путем увеличения теплоотдающей поверхности или применения искусственного охлаждения. Значения допускаемых величин [р], [v], [рv] и [t] для различных подшипниковых материалов приведены в табл. 2. Важным условием нормальной работы подшипника без смазки является выбор оптимального зазора между сопрягаемыми поверхностями подшипника и вала. От правильно выбранного зазора во многом зависит его работоспособность. При увеличенных зазорах повышается износ подшипниковой втулки, уменьшенные зазоры вызывают интенсивное тепловыделение, что может привести к превышению допускаемого значения [pv]. Как правило, оптимальные величины зазоров для подшипников из различных материалов устанавливаются путем проведения специальных исследований либо принимаются на основе эксплуатационных данных по аналогии с существующими конструкциями. Их значения в зависимости от диаметра вала приведены в соответствующих разделах книги. В случае отсутствия опытных данных эксплуатационные зазоры εmax и εmin (с учетом натяга в соединении) для пластмассовых подшипников ориентировочно можно определить по следующим соотношениям [5]:
, (15)
где [σ]k – допускаемое контактное напряжение пластмассового элемента; Епр – приведенный модуль упругости;
, Здесь Е1 и Е2 – соответственно модуль упругости материалов вала и подшипника. , (16)
где ε min–минимальное значение эксплуатационного зазора.
Литература: Платонов В.Ф. Подшипники из полиамидов. М., Машгиз,1961.111с. |