библиотека

Стручков Александр Александрович


ПОВЫШЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ, РЕСУРСА

И ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПОРНЫХ УЗЛОВ

РОТОРОВ ЗА СЧЕТ СОВМЕЩЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ

( www.ostu.ru/science/defence/avtoreferat/struchkov.doc)

 

Расчет сил в элементах совмещенных опор

В первом разделе данной главы рассмотрены общие вопросы моделирования опор. Приведено обоснование выбора в качестве объекта исследования совмещенных опор, элементы которых расположены по параллельной схеме. Также в данном разделе представлена конструкция УСО (рис.1), являющаяся базовой для дальнейших исследований, описан принцип ее действия и особенности функционирования.

1-вал; 2 – упорный подшипник качения; 3 – гарантированный зазор; 4 – подпятник упорного гидродинамического подшипника cкольжения; 5 – корпус опоры.

Рис. 1 – Конструктивная схема упорной совмещенной опоры

 

Расчет и анализ рабочих характеристик УСО базируется на знании сил, действующих в элементах опоры. Последующие разделы второй главы посвящены расчетам упорных подшипников качения и скольжения.

Математическая модель определения сил в упорном шариковом подшипнике качения (УПК) основывается на решении контактной задачи Герца и строится на классических допущениях.

Согласно контактной задаче относительное сближение  колец упорного подшипника качения в направлении осевой нагрузки  равно:

,                                                       (1)

где – коэффициент пропорциональности, зависящий от кривизны соприкасающихся тел в местах контакта и от упругих свойств материалов, из которых эти тела изготовлены (коэффициент нелинейной жесткости подшипника качения размерностью Н/мn);

,                                         (2)

здесь 2-величина являющаяся отображением геометрии контакта и определяемая в зависимости от вспомогательной величины ;

 - сумма главных кривизн поверхностей соприкосновения тел в месте их первоначального контакта;

 − коэффициент, характеризующий упругие свойства материала, здесь  () - соответственно, коэффициенты Пуассона и модули упругости материалов контактирующих тел.

Математическая модель подшипника качения, рассматриваемая в данной работе учитывает влияние центробежных сил на угол контакта и случай не симметричной нагрузки (рис.2).

Рис. 2 – Схемы нагружения подшипника

 

С учетом допущений и расчетных схем подшипника восстанавливающая сила подшипника находится на основании решения следующей системы уравнений:

 (3)

Определение сил трения в подшипнике качения основывается на полуэмпирической методике, разработанной и применяемой на ведущих предприятиях подшипниковой промышленности:

.                    (4)

Нахождение силовых факторов упорного гидродинамического подшипника скольжения с наклонными несущими поверхностями (УПС) (рис.3) основывается на интегрировании поля давлений, полученного в результате решения методом конечных разностей модифицированного уравнения Рейнольдса на случай двухмерного турбулентного течения вязкого сжимаемого смазочного материала:

                                     (5)

.                     (6)

R1 – внутренний радиус подпятника; R2 – наружный радиус подпятника;  – угол сегмента;  – угол наклона поверхности в радиальном направлении;  – угол наклона поверхности в окружном направлении;  – начальный осевой зазор.

Рис. 3 – Расчетная схема УГДП

 

Моделирование осевого зазора проводилось на основе уравнений наклонной плоскости, проходящей через три точки, и аппроксимации.

    (7)

В качестве смазочных материалов в ходе исследования использовались вода и масло с начальной динамической вязкостью порядка 0.1 Па·с. В целях учета изменения теплофизических свойств смазочного материала были приняты известные аппроксимирующие функции, апробированные в работах других авторов.

вверх