Стручков Александр АлександровичПОВЫШЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ, РЕСУРСА И ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПОРНЫХ УЗЛОВ РОТОРОВ ЗА СЧЕТ СОВМЕЩЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ ( www.ostu.ru/science/defence/avtoreferat/struchkov.doc)
Расчет сил в элементах совмещенных опор В первом разделе данной главы рассмотрены общие вопросы моделирования опор. Приведено обоснование выбора в качестве объекта исследования совмещенных опор, элементы которых расположены по параллельной схеме. Также в данном разделе представлена конструкция УСО (рис.1), являющаяся базовой для дальнейших исследований, описан принцип ее действия и особенности функционирования.
1-вал; 2 – упорный подшипник качения; 3 – гарантированный зазор; 4 – подпятник упорного гидродинамического подшипника cкольжения; 5 – корпус опоры. Рис. 1 – Конструктивная схема упорной совмещенной опоры
Расчет и анализ рабочих характеристик УСО базируется на знании сил, действующих в элементах опоры. Последующие разделы второй главы посвящены расчетам упорных подшипников качения и скольжения. Математическая модель определения сил в упорном шариковом подшипнике качения (УПК) основывается на решении контактной задачи Герца и строится на классических допущениях. Согласно контактной задаче относительное сближение колец упорного подшипника качения в направлении осевой нагрузки равно: , (1) где – коэффициент пропорциональности, зависящий от кривизны соприкасающихся тел в местах контакта и от упругих свойств материалов, из которых эти тела изготовлены (коэффициент нелинейной жесткости подшипника качения размерностью Н/мn); , (2) здесь 2-величина являющаяся отображением геометрии контакта и определяемая в зависимости от вспомогательной величины ; - сумма главных кривизн поверхностей соприкосновения тел в месте их первоначального контакта; − коэффициент, характеризующий упругие свойства материала, здесь () - соответственно, коэффициенты Пуассона и модули упругости материалов контактирующих тел. Математическая модель подшипника качения, рассматриваемая в данной работе учитывает влияние центробежных сил на угол контакта и случай не симметричной нагрузки (рис.2).
Рис. 2 – Схемы нагружения подшипника
С учетом допущений и расчетных схем подшипника восстанавливающая сила подшипника находится на основании решения следующей системы уравнений: (3) Определение сил трения в подшипнике качения основывается на полуэмпирической методике, разработанной и применяемой на ведущих предприятиях подшипниковой промышленности: . (4) Нахождение силовых факторов упорного гидродинамического подшипника скольжения с наклонными несущими поверхностями (УПС) (рис.3) основывается на интегрировании поля давлений, полученного в результате решения методом конечных разностей модифицированного уравнения Рейнольдса на случай двухмерного турбулентного течения вязкого сжимаемого смазочного материала: (5) . (6)
R1 – внутренний радиус подпятника; R2 – наружный радиус подпятника; – угол сегмента; – угол наклона поверхности в радиальном направлении; – угол наклона поверхности в окружном направлении; – начальный осевой зазор. Рис. 3 – Расчетная схема УГДП
Моделирование осевого зазора проводилось на основе уравнений наклонной плоскости, проходящей через три точки, и аппроксимации. (7) В качестве смазочных материалов в ходе исследования использовались вода и масло с начальной динамической вязкостью порядка 0.1 Па·с. В целях учета изменения теплофизических свойств смазочного материала были приняты известные аппроксимирующие функции, апробированные в работах других авторов. |