Стручков Александр АлександровичПОВЫШЕНИЕ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ, РЕСУРСА И ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК УПОРНЫХ УЗЛОВ РОТОРОВ ЗА СЧЕТ СОВМЕЩЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ ( www.ostu.ru/science/defence/avtoreferat/struchkov.doc)
Расчет сил в элементах совмещенных опор В первом разделе данной главы рассмотрены общие вопросы моделирования опор. Приведено обоснование выбора в качестве объекта исследования совмещенных опор, элементы которых расположены по параллельной схеме. Также в данном разделе представлена конструкция УСО (рис.1), являющаяся базовой для дальнейших исследований, описан принцип ее действия и особенности функционирования. 1-вал; 2 – упорный подшипник качения; 3 – гарантированный зазор; 4 – подпятник упорного гидродинамического подшипника cкольжения; 5 – корпус опоры. Рис. 1 – Конструктивная схема упорной совмещенной опоры
Расчет и анализ рабочих характеристик УСО базируется на знании сил, действующих в элементах опоры. Последующие разделы второй главы посвящены расчетам упорных подшипников качения и скольжения. Математическая модель определения сил в упорном шариковом подшипнике качения (УПК) основывается на решении контактной задачи Герца и строится на классических допущениях. Согласно контактной задаче относительное
сближение
где
здесь 2
Математическая модель подшипника качения, рассматриваемая в данной работе учитывает влияние центробежных сил на угол контакта и случай не симметричной нагрузки (рис.2).
Рис. 2 – Схемы нагружения подшипника
С учетом допущений и расчетных схем подшипника восстанавливающая сила подшипника находится на основании решения следующей системы уравнений:
Определение сил трения в подшипнике качения основывается на полуэмпирической методике, разработанной и применяемой на ведущих предприятиях подшипниковой промышленности:
Нахождение силовых факторов упорного гидродинамического подшипника скольжения с наклонными несущими поверхностями (УПС) (рис.3) основывается на интегрировании поля давлений, полученного в результате решения методом конечных разностей модифицированного уравнения Рейнольдса на случай двухмерного турбулентного течения вязкого сжимаемого смазочного материала:
R1 – внутренний радиус подпятника; R2 – наружный радиус подпятника; Рис. 3 – Расчетная схема УГДП
Моделирование осевого зазора проводилось на основе уравнений наклонной плоскости, проходящей через три точки, и аппроксимации.
В качестве смазочных материалов в ходе исследования использовались вода и масло с начальной динамической вязкостью порядка 0.1 Па·с. В целях учета изменения теплофизических свойств смазочного материала были приняты известные аппроксимирующие функции, апробированные в работах других авторов. |