Первоисточник материала: http://www.rimos.ru/p/products/ArticleID/95/Part/Page4-1/index.asp
Регулирование работы насосов
Изменение частоты вращения рабочего колеса
Изменение частоты вращения рабочего колеса. Этот способ регулирования в экономическом отношении значительно эффективнее остальных.
При изменении частоты вращения рабочего колеса насоса с n1 до n2 его характеристики Q-H, Q-N, и Q-η изменяются по закону подобия:
где QA, НA, NA –
подача, напор и мощность насоса, соответствующие частоте вращения
рабочего колеса n1;
QB, НB, NB –
подача, напор и мощность насоса, соответствующие частоте вращения
рабочего колеса n2.
При неизменной характеристике сети 4 (рис. 25) подача насоса уменьшится с QA до QB [1-8, 16, 17, 19, 23, 29, 35, 40].
Рис. 25. Характеристики насоса и сети при регулировании изменением частоты вращения рабочего колеса
Так как во всех режимах работы напор насоса равен сопротивлению сети, сокращаются непроизводительные потери в системе «насос-сеть». Экономичность при регулировании насосов изменением частоты вращения n снижается только от того, что рабочая точка системы при изменении n отклоняется от режима максимального КПД. Это отклонение тем больше, чем больше статическая составляющая сопротивления сети.
Данный способ достаточно просто может быть реализован, если насосы имеют привод от двигателей с переменной частотой вращения: турбин, гидродвигателей и др. Возможные методы изменения частоты вращения лопастных насосов представлены в табл. 1 (по материалам 1, 8, 16).
В большинстве случаев насосы имеют привод от асинхронных короткозамкнутых электродвигателей, частота вращения которых не регулируется. Для регулирования частоты вращения насосов с приводом от асинхронного короткозамкнутого электродвигателя рекомендуются следующие системы [8]:
Во всех этих случаях асинхронный двигатель работает в номинальном режиме, однако более чем в два раза увеличиваются габаритные размеры агрегата. Для электромагнитных муфт необходим источник постоянного тока. КПД систем не превышает 0,6.
Регулировать асинхронные короткозамкнутые двигатели можно за счет изменения частоты в сети, числа пар полюсов двигателя или скольжения (табл. 2) [1, 8].
КПД электродвигателя зависит от его нагрузки, т.е. отношения рабочей мощности насоса к номинальной мощности двигателя. При регулировании подачи насоса частотой вращения с помощью асинхронного двигателя с фазным ротором необходимо учитывать также потери в регулирующем реостате, определяемые из выражения [22]:
где ηдв – полный КПД двигателя с реостатом;
ηас.дв – КПД
асинхронного двигателя, зависящий от нагрузки;
n – рабочая частота вращения вала двигателя;
nн – номинальная частота вращения вала двигателя.
При регулировании частоты вращения с помощью тиристорного преобразователя частоты его КПД определяют в зависимости от отношения выходного рабочего напряжения к номинальному [38]:
где u, М, n – рабочие значения напряжения, момента и частоты
вращения вала насоса;
uн, Mн, nн – номинальные
значения тех же величин.
Для регулирования подачи насоса предложен комбинированный способ, сочетающий изменение частоты вращения рабочего колеса насоса с дросселированием [31]. На рис. 26 изображены характеристики насоса 1 и сети 3.
Рис. 26. Характеристики насоса и сети при регулировании изменением частоты вращения рабочего колеса и дросселированием
Подача насоса, определяемая их пересечением, равна Qa. Пусть требуется изменить подачу насоса до величины Qc и при этом напор должен быть минимально допустимым и в процессе регулирования не снижаться меньше Ндоп. Для этого сначала осуществляют дросселирование трубопровода до расхода, определяемого соотношением:
(характеристика сети определяется кривой 4), а затем уменьшают частоту вращения рабочего колеса до значения
где nо – исходная частота вращения насоса.
При этом рабочая точка переходит в точку С, а характеристика насоса определяется кривой 2.
Первоисточник материала: http://www.rimos.ru/p/products/ArticleID/95/Part/Page4-1/index.asp