Ассамбляж (фр.) — техника визуального искусства, родственная коллажу,
но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на
плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а
также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда
применяется и к другим произведениям, от фотомонтажей до
пространственных композиций, поскольку терминология новейшего
визуального искусства не вполне устоялась.
Ассамбляж был блестяще использован русскими художниками в начале XX века — Татлиным,
Пуни, Родченко, — однако термин ввёл Жан Дюбюффе в 1953
г. для обозначения произведений искусства, выполненных из обломков
естественных материалов, предметов или их фрагментов — например, из
утиля. В широкий обиход термин вошел после выставки «Искусство
ассамбляжа», проходившей в нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 г., в частности, впервые широко представившей сюрреалистские ассамбляжи Джозефа Корнелла.
Характерными примерами ассамбляжей являются работы скульпторов Тони Крэгга и Билла Вудроу,
многие из которых, особенно ранние, сделаны из найденных предметов и
обломков. В 1981 состоялась новаторская выставка «Предметы и
скульптура», проведенная одновременно в Институте современного
искусства в Лондоне и галерее Арнольфини в Бристоле, на которой
использование «урбанистических материалов» было возведено в норму. Ее
участниками, помимо Крэгга и Вудроу, стали Эдвард Аллингтон, Ричард Дикон, Энтони Гормли, Аниш Капур, Питер Рэнделл-Пейдж и
Жан-Люк Вильмут.
Из современных русских авторов ассамбляжем широко пользуется Анатолий Брусиловский.
Источники: http://ru.wikipedia.org/
http://www.coll.spb.ru/art-mag/
|