Коллаж (collage — склеивание или наклеивание) известен давно, но сначала, как правило, он существовал в виде прикладного технического трюка в рекламе, в открытках, журнальных иллюстрациях, плакатах или в качестве дилетантской игры в домашних альбомах.
В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles — бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage — живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих»материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки — все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.
В 1912 году В.Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.
Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве - 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетеным стулом» П. Пикассо, где овальная картина вместо багетной рамы оплетена вокруг золотым кантом, а поверхность мебели «изображена» куском вклеенной клеенки. Но в практике кубистов коллаж был, как правило, дополнительным элементом живописных или графических произведений и не обретал самостоятельного значения.
В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы А. Лентулова: панно «Москва» (1913), в котором художник использовал наклейки из бумаги, и «Василий Блаженный» (1913), с наклейками из фольги. В марте 1915 года в Петрограде В.Татлин показал «живописные рельефы» на первой футуристической выставке картин «Трамвай В». Через месяц в Москве на «Выставке живописи» М. Ларионов, А. Моргунов, В. Маяковский использовали настоящие вещи, выводя иллюзорное пространство плоскости картины в реальное. Знаменитые рельефы и угловые контррельефы Татлина появились на футуристической выставке «Магазин» в марте 1916 года. Л.Бруни, И.Клюн, В.Пестель, Л.Попова, С.Дымшиц-Толстая показали на этой выставке рельефы и «пластическую живопись», А. Родченко — коллажи-натюрморты из обоев.
Однако еще раньше, в рисунках 1901 и 1904 годов М.Врубель использовал наклейки для создания более объемного образа, а в «Автопортрете» 1905-06 годов вклеил бумажную папиросу. В те же годы И.Ефимов использовал золотую фольгу и цветную бумагу в своих графических произведениях.
Коллажная техника стала точкой отсчета для рождения целого ряда новых видов художественного творчества: фотомонтаж, ассамбляж, искусство объекта. Например, фотомонтаж конца 1910-х — начала 1920-х годов можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа, несмотря на существующие между ними определенные различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает несколько позже, чем коллаж. Как подчеркивают многие исследователи, включение фотомонтажа в сферу профессионального искусства во многом было связано с усвоением принципов, разработанных в коллаже.
На протяжении века коллаж обрел самостоятельный художественный язык, который, как всякий живой язык, обладал способностью саморазвития. Первоначального жеста приклеивания сегодня уже недостаточно, прежде всего, для самих художников. Коллаж вошел в суть сегодняшнего сознания, в мировосприятие, в способ «поглощения» информации. Образ создается, складывается не столько путем склеивания, сколько путем наложения, наслоения, сопоставления и со-положения впечатлений, сведений, предметов или их фрагментов.
Коллаж оказался очень удобным языком для полноты высказывания художников второй половины ХХ века именно благодаря новым представлениям о свойствах художественной формы: ее подвижности, свободы, ее метафоричности, ассоциативной емкости. Именно коллажи привили художникам уважение к предмету как таковому. Но именно коллажи породили парадокс: при «опредмечивании поверхности» произведение в целом часто приобретает беспредметный характер.
Источник: http://www.russian-top.ru/index.html
|