Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Биография
Автореферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Индивидуальное задание

Искусство фотографии

История фотографии - это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов, один из самых ярких и бурных этапов развития современной информационной технологии. Только оглядываясь на прошлое фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое оно оказало на развитие современной культуры, науки и техники.

Развитие фотографии до опубликования в 1839 г. изобретения Ньепса и Дагерра имело долгую и сложную предысторию, начиная от попыток упростить процесс рисования с натуры путём копирования изображений, получаемых в камере-обскуре, до первых опытов использования светочувствительности некоторых химических соединений. Эта предыстория охватывает и первые шаги по изготовлению линз, сперва из естественных кристаллов, а затем из стекла, и "магических зеркал" Востока, явившихся первыми проекционными оптическими устройствами.

Особые страницы истории посвящены шеренге великих изобретателей: Ньепсу и гелиографии, Дагерру - по сути, первому в мире фотографу в привычном для нас смысле, Тальботу и каллотипии, а также плеяде безвестных изобретателей, по воле судьбы не получивших ни известности, ни признательности потомков.

Эволюция фотографических процессов характеризовалась исключительным динамизмом. Дагерротипы на металлической подложке были сперва заменены фотографией на стекле, а затем и на гибкой плёнке, которая вскоре обрела способность регистрировать в цвете как статические, так и динамические явления. Двухступенчатый негативно-позитивный процесс обрёл конкурента в абсолютно одноступенном процессе Ленда. Получили развитие методы создания объёмных изображений. На смену аналоговой фотографии пришла цифровая.

Целью данной работы является рассмотрение фотографии, как искусства, ее история и развитие, а также краткий обзор отдельных жанров фотографии.

На современном этапе развития фотография является довольно распространенным явлением, сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли промышленности.

С самого начала своего существования фотография не признавалась видом искусства, она считалась лишь технической новинкой, в которой от человека снимающего практически ничего не зависит. Особенно упрекали в этом фотографию художники, видевшие в молодом виде искусства своего потенциального конкурента, способного значительно пошатнуть их позиции.

А упрекать ее тогда действительно было в чем: первые снимки не имели большой художественной ценности, так как фотографы, следуя вкусам публики, делали снимки, где, например, можно было видеть каждую травинку, каждый листочек- это, конечно, восхищало, но, естественно, шло в ущерб художественности снимка. И вот именно тогда появились люди, способные поднять фотографию на новую, неизмеримо более высокую ступень. Одним из основоположников художественной фотографии был наш соотечественник С.Л.Левицкий, получивший в Париже за свои дагерротипы кавказских ландшафтов первую в мире награду по фотографии. Он также известен как отличный фотограф-портретист и изобретатель в области фотографии. Интерес к фотографии затронул также и некоторых художников, среди которых нельзя не упомянуть А.И. Деньера, получившего образование в Академии художеств Санкт-Петербурга и открывшего в 1843 году свое ателье, пользовавшееся заслуженной известностью. Именно в нем были сняты первые портреты многих живших тогда писателей и художников (например, известный портрет Т.Г. Шевченко, 1858 год). В 1873 году Деньер получил высшую награду на Международной выставке в Вене. Среди русских художников- фотографов нельзя также не упомянуть А.О.Корелина, который после окончания Петербургской Академии художеств увлекся фотографией и достиг в ней блестящих успехов. Он явился пионером жанровой фотографии. Бытовые снимки Карелина поражали современников мастерством композиции, изяществом формы, умелой работой с освещением и, наконец, своей лиричностью. На Всемирной фотографической выставке в Эдинбурге в 1880г. Карелин единственный из участников удостоился высшей награды - золотой медали. Можно с уверенностью сказать, что он один из первых доказал своими превосходными снимками близость живописи и фотографии: и та и другая способны создавать подлинные произведения искусства. Вспомним также и о М.П.Дмитриеве, создавшем знаменитую “Волжскую коллекцию”, в которую вошли характерные волжские пейзажи, снимки исторических мест и памятников, картины волжского судоходства, типы населения, быт, обычаи, трудовые сцены - за эту коллекцию ему неоднократно за границей присуждали различные награды. Не забудем и Н. И. Свищова-Паола, славившегося своими великолепными портретами; В.Булла и Я.Штейнберга, - своими репортажными работами. Это фотографы мирового значения, их имена записаны золотыми буквами в историю фотографии.

Вскоре после открытия фотографии люди смогли полностью оценить не только ее художественные возможности, но и значение для научно-технического прогресса. Так, совершенно неоценимо значение фотографии в том, что до нас дошли подлинные портреты исторических личностей эпохи, в которую она появилась; она смогла оставить нам изображения старинных городов именно такими, какими они были в девятнадцатом веке, картины быта того времени. И сейчас эти фотографии помогают нам восстанавливать памятники культуры, утраченные или требующие реставрации. Фотография значительно помогает в развитии медицины, биологии, физики, химии, астрономии. Сейчас мы не представляем жизнь без информации, рекламы, где фотография играет не маловажную роль. С началом космической эры фотография помогает в деле освоения ресурсов земли, их бережного использования, предотвращения различных катастроф, стихийных бедствий. Свое применение фотография нашла и в криминалистике. И, вероятно, нет ни одной области в жизни человека, в которой не применялась бы фотография. Все мы, например, любим сниматься “на память”, для семейного альбома или в подарок кому-либо. И идентификация личности происходит тоже по фотографии - это на данный момент самый надежный способ. Нельзя также не вспомнить и о младшем брате фотографии - кинематографе, без которого мы не можем представить себе свою жизнь. А ведь это по существу покадровая съемка предмета, то есть та же фотография, только требующая еще своей специальной техники. Он открыл нам новые грани искусства, новые возможности заставить сопереживать героям (вспомним хотя бы знаменитые фильмы Эйзенштейна, снятые им еще в самом начале двадцатого века).

Но фотография фотографии рознь.

Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал - этот жанр иногда называют "Я и пальма". Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, - туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства. Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали - это искусство. Шутка. Но только почти.

Изобразительное решение снимка - результат творчества фотографа. Здесь проявляется его отношение к снимаемому материалу, его вкус, его почерк. А фототехника становится гибким инструментом, который позволяет получить самые разнообразные изобразительные структуры снимка, воплощающие тему, сюжет. Так, в зависимости от содержания и изобразительных замыслов фотографа появляются общие, средние или крупные планы, светлая или темная тональность снимка, ракурсные построения, те или иные соотношения главного объекта изображения с второстепенными деталями.

Для получения действительно шедевра фотограф использует множество приемов. Сталкиваясь с выбором не только при создании фотографии, но еще и при выборе самого фотоаппарата. Объектив, диафрагма, светосила, глубина резкости, аберрации, размер матрицы, шумы и цветопередача, разрешение, RAW, TIFF или JPG, автофокус, экспозамер, режимы съёмки и прочие тонкости являются составными создания фотографии. Данным аспектам посвящена масса литературы, но для настоящего фотографа залогом его успешного творчества, конечно же, является практика. Рассмотрение этих элементов, технологической стороны фотосъемки и многих других аспектов фотографии просто невозможно уместить в данную работу, поэтому мы проведем лишь краткий обзор некоторых жанров фотографии.

Фотография - это нечто большее, чем просто картинка. Это то, что будет интересно другим людям. Это то, где настроение фотографа, идеи и мысли обретают некую форму и существуют уже независимо от него. Даже независимо от того, что он собирались в эту фотографию вложить. Потому что часть работы фотографа делается не разумом, а сердцем. И это не поддается никакому анализу - оно либо есть, либо нет. Хотя, осознать это довольно просто. Фотография - это страсть. Страсть, которая ведет фотографа в самые удаленные уголки планеты, заставляет мерзнуть и мокнуть в поисках лучшего кадра, корпеть ночами над снятым материалом, читать книги и статьи на тему фотографии и снимать, снимать, снимать…

Существует множество жанров фотографии, можно выделить некоторые из них: природа, портрет, макро, животные, ню, черно-белое фото, репортажи, жанровое фото и др. Попробуем кратко рассмотреть некоторые из них.

Природа

Фотосъемка природы - одна из сложнейших областей фотографии. Многообразие объектов и явлений, а также жесткие современные требования к качеству снимков ведут к узкой специализации фотографов.

Урбанизация оставляет все меньше возможностей для общения современного человека с природой, его естественной средой обитания. Поэтому понятно и, наверное, биологически оправдано стремление городских жителей проводить свободное время вне города. Отсюда - растущее в геометрической прогрессии число туристов, путешественников, просто людей, отдыхающих на природе. Этим же, по всей вероятности, объясняется желание запечатлеть полюбившиеся уголки природы, получить возможность общения с ними с помощью фотографии в долгие месяцы вынужденного пребывания в городе. Неудивительно, что среди фотографических жанров пейзаж занимает первое место и количественно успешно конкурирует с традиционными "фотографиями для семейного альбома". Но, к сожалению, авторов пейзажных снимков часто ждет разочарование: ландшафты, которыми восхищался фотограф, на снимках выглядят серыми и невыразительными. И друзьям, рассматривающим фотографии, порой невозможно объяснить, как все на самом деле было хорошо и красиво. В какой-то степени это естественно. Природа воспринимается нами посредством всех органов чувств в своем движении и с помощью движения нашего. Фотография же - мгновенный продукт только зрения, причем зрения с ограниченным полем, не цветного (если снимок черно-белый), не объемного, с очень малыми по сравнению с глазом разрешающей способностью, глубиной резкости и интервалом воспринимаемых яркостей. Объективно говоря, при таких ограниченных возможностях получить мало-мальски приемлемый аналог натуры очень трудно. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо овладеть целым рядом технических и художественных приемов, усвоить основные принципы специфического фотографического видения. Эти знания и навыки и отличают "квалифицированного" фотолюбителя от обычного владельца фотоаппарата, который работает по принципу: увидел, понравилось - щелкнул - проявил - отпечатал. Несомненно, конечный результат съемки зависит от опыта и творческих возможностей каждого автора.

Животные

Для съемки животных прежде всего нужно разбираться в их поведении и хорошо владеть фотоаппаратом. Даже самые искусные охотничьи уловки не помогут, если ошибиться в установке фокуса, выдержки или диафрагмы, и никакие знания по фотоделу не подскажут, какое лучше выбрать место, чтобы найти и сфотографировать чуткого и очень осторожного зверя.

Съемка животных может показаться занятием весьма сложным и отнимающим много времени. Для начала важно выбрать момент, когда к животным легко приблизиться. Наблюдать за животными можно в зоопарке, однако они редко ведут себя естественно в неволе, поэтому здесь не удастся почерпнуть что-либо полезное. Для этих целей самое подходящее место - заповедники и национальные парки.

Например, в некоторых частях национального парка Читван в Непале профессиональные проводники могут за время однодневной экскурсии показать вам десяток различных видов млекопитающих. Животные так привыкли к этому, что даже во время обычной прогулки их удается наблюдать на достаточно близком расстоянии.

В таких идеальных условиях нет нужды спешить - главное сделать кадр. При этом можно постараться полностью использовать "фотогеничность" объекта.

Необходимо также наблюдать за животными, подмечать его повадки, учиться предугадывать поведение и стараться запечатлеть самое интересное. Животное, увиденное в необычной ситуации, смотрится интересней статичного портрета.

У любого живого существа есть наиболее фотогеничные позы. Нужно уметь их видеть. Практически невозможно получить высококачественный снимок незнакомого животного. Так же как и при художественной фотосъемке людей, требуется достаточно большой опыт работы с конкретным объектом.

Макро

В технической литературе макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 и более - то есть когда объект съемки на пленке уменьшен не более, чем в два раза. Это направление реалистической фотографии, отличительной особенностью которого является выбор сюжетов, имеющих относительно небольшие размеры. Макрофотография использует некоторые творческие методы таких направлений, как портрет, пейзаж, натюрморт и анималистика.

Писать избитые фразы о том, как увлекательно общение с природой, о чарующих мгновениях встреч с прекрасным и таинствах проникновения в микро и макромир как-то не хочется. Нет в этом занятии ничего прекрасного и таинственного. Тяжелый рюкзак и штатив, мокрая земля, на которую нужно ложиться, комары, холод, подъем затемно и т.д. и т.п. Макрофотография - это физически тяжелая работа даже в студии, а уж в условиях дикой природы еще и вредная. Людьми, которыми ею занимаются, двигают интерес, азарт, жажда накопительства красивых картинок, творческие амбиции и в последнюю очередь деньги. Наверное, это занятие наполняет их жизнь смыслом.

Спорт (съемка движения)

Тот факт, что многие опасаются фотографировать движущиеся объекты, не вызывает удивления. Десятилетия низкочувствительных фотоплёнок и тёмных объективов приучили фотографов снимать только портреты замерших в полдень на жарком августовском солнце несчастных "объектов". Однако времена заметно изменились.

Современное оборудование и высокочувствительные плёнки позволяют фотографировать с более короткими выдержками, обеспечивая правильную экспозицию. А короткие выдержки "замораживают" быстрые движения, позволяя сфотографировать такие сюжеты, о которых наши родители могли только мечтать.

Для того чтобы всё получалось как следует, требуется большая точность и немалая практика, но подобные снимки всегда являются самыми зрелищными и эффектными из всех спортивных фотографий.

Портрет

Для того чтобы снять хороший портрет фотограф должен уметь "ставить свет" и общаться с моделью. Первая часть, обычно всеми понимается и худо-бедно выполняется. А вот со второй частью чаще всего возникают проблемы. Большинство начинающих фотографов забывают, что сидящая перед ними модель тоже требует внимания. И как любой человек, которому не смогли четко и ясно объяснить то, чего от него хотят - она не может использовать весь свой потенциал для достижения требуемого результата.

У фотографа нет роскоши формулировать задачи для модели общими и расплывчатыми терминами. Он как режиссер на площадке должен точно представлять чего он хочет и выражать свои желания простым и понятным языком. Например "опусти подбородок", "слегка улыбнись", "нахмурь брови" и т.д. Если пытаться управлять моделью с помощью общих понятий, типа "будь агрессивной" или "будь мягкой" - это может утомить и модель и фотографа и все равно не дать нужного результата. Необходимо изучение аналогов - картин, фотографий, скульптур - обращение внимания на то, за счет изменения каких мышц лица или наклона головы достигается то или иное настроение. Где находятся руки? Куда устремлен взгляд? Помочь модели войти в образ с помощью позы, постановки рук, направления взгляда и т.п. - это важнейшая задача фотографа.

Для достижения нужного настроения не помешает вспомнить что-то соответствующее. Можно вспомнить недавнюю встречу с друзьями для создания хорошего настроения или поговорить о дождливой погоде для создания грустного образа (если, конечно, модель не ассоциирует дождь с чем-то радостным и веселым). Главное, не позволять модели просто ждать, пока будет нажата кнопку затвора. Она должна быть в образе. Не просто замереть перед камерой в требуемой позе, а жить перед ней согласно заданному вами образу и сценарию. А уже задачей фотографа будет остановить мгновение этой "придуманной вами" жизни.

Профессионалы утверждают - самые обычные снимки семьи, друзей, памятных событий можно выполнить на высоком художественном уровне, достойном строгих критериев фотобиеннале, если подойти творчески и серьезно к самому процессу съемки. Суть успеха не в марке или тюнинге фотоаппарата, а в умении интересно выстроить кадр, правильно выбрать освещение, подчеркнуть характер персонажа, найти парадоксальное в обыденном.

Жанровая и репортажная съемка безусловно связана с такими фамилиями как Брессон, Капа, Эрвитт, Куделка, Фуско. Наверняка этот жанр является натболее интересным не только для самих фотографов, но и для зрителей. Жанровое фото - не просто запечатление реальности, а порой и создание этой самой реальности в соответствии с видением фотографа и его мироощущением. Умение видеть в банальном необычное, смотреть на обычные вещи с другой стороны и создавать поистине шедевры, иногда непонятные среднестатистическому зрителю и отличает жанровый стиль.

Много противоречивых мнений существует о черно-белой фотографии. Одни говорят о том, что черно-белая фотография раскрывает всю гармонию фотографии, передает настроение, выделяет черты лица, цвет не отвлекает от главного - смысла, эмоций, красоты не связанной с цветом, линий. Другие же сходятся на мнении, что чёрно-белые фотографии подходят больше всего для портретов, чтобы сделать акцент на взгляд и состояние души, больше как бы чувствуется то мгновение. Но отрицательно относятся к черно-белым пейзажам, считая, что природа не должна увядать и незачем зачем с неё убирать краски.. Сделать хорошую черно-белую фотографию с одной стороны легче, так как можно скрыть недостатки цветовой гаммы, но с другой - намного сложнее. С черно-белой фотографией легче работать, когда техника не дает разгуляться на полную, но требует большей внимательности. Впрочем, сколько людей - столько мнений.

Существуют также и другие жанры фотографии и думаю, с течением времени их будет появляться все больше, ведь искусство фотографии стремительно развивается, все больше и больше появляется специализированных студий, фотошкол, различных выставок, да и все больше людей этим интересуется. Возможно через несколько десятков лет каждый человек сможет похвастаться своим вкладом в искусство фотографии и своей личной галереей, отражающий его видение мира. Возможно…

Фотография наших дней — это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов, это художествен­ное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности. Из всего мно­гообразия применения фотографии следует в первую очередь выделить следующие.

Фотография в науке и технике. Фотография сразу же стала незаменимой в этнографии, географии, в археологии, ас­трономии, в физике, металлографии, биологии, микробиологии и в других науках. Она стала самостоятельным методом исследования, проникая не только в мир види­мый, но и в глубины макро- и микрокосма. В соединении с техникой телевидения космическая фотография — поистине всемогущее средство познания. В течение пяти минут с помощью многозональной камеры из космоса получают такое количество фотоинформации, для которой при аэрофотосъемках потребовалось бы два года, а при съемках в геологических экспедициях — восемьдесят лет.

С помощью фотографии мы смогли взглянуть на Землю с космических высот, уви­деть лунный пейзаж и обратную сторону Луны. Первые фототелеснимки были выполнены советскими космическими аппаратами. Американские астронавты фото­графировали на самой Луне и с Луны. Невероятно большое количество съемок земной поверхности осуществили эки­пажи космических станций «Салют» и "Мир" во время многомесячных полетов, чем невиданно обогатили многие науки и отрасли народного хозяйства России.

Фотография в общественной жизни. С изобретением светописи необычайно расширились возможности зритель­ного восприятия. За последние сто с небольшим лет создан, по существу, новый язык визуальной информации. Он надежно служит теперь человечеству.

Сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли промышленности.

Многообразие жанров дает широкое поле деятельности для фотографов. Каждый выбирает то, что ему ближе по душе и в зависимости от сложившейся ситуации. Поэтому нас и не перестают радовать поистине завораживающие снимки порой казалось бы обыденных вещей.

Литература
  1. Давид Захарович Бунимович «Краткий курс фотографии» Изд. второе. М., «Искусство», 1975.
  2. С.К. Иванов-Аллилуев. Фотосъемка пейзажа. Изд-во «Искусство». М., 1958,
  3. Л.М. Доренский. Фотографирование спорта. Изд-во «Искусство». М., 1955, 11
  4. А.И. Головня- “С чего начиналась фотография”- Москва изд. “Знание” 1991 год.
  5. Фрост Ли "Творческая фотография", изд.«Арт-Родник», 2003
  6. http://photodome.ru/
  7. http://www.photoweb.ru/
  8. http://www.photoscape.ru/
  9. http://www.interfotki.ru/
  10. В работе использованы фотографии Хельмута Ньютона, фото с сайтов:http://www.photoscape.ru/, http://www.interfotki.ru/, http://www.radikal.ru/, а также с других ресурсов.

Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ