Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Биография
Автореферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Индивидуальное задание

Крапивницкая С. Н., к.э.н.,доц. ДонНТУ
Попова А. Н., ст. гр. ЭПР-03а ДонНТУ

Ценообразование на инновационную продукцию

Современные концептуальные основы региональной политики в Украине в условиях становления и развития современной рыночной экономики не могут быть успешно реализованы без ценообразования. Ценообразование занимает центральное место в системе управления рыночной экономикой. Цены являются носителем информации о состоянии и динамике спроса на тот или иной товар. Изучая и анализируя цены, можно принимать основные решения об увеличении или снижении объема производства, осуществлять перемещение капитала из сферы, где он приносит низкую или недостаточно высокую прибыль, в те сферы, где его применение окажется более эффективным.

Для любого товаропроизводителя, каждого хозяйствующего субъекта, действующего в условиях рыночной экономики, вопрос о ценах - это вопрос о существовании его бизнеса. От конъюнктуры рынка и колебания цен зависят стабильность экономики страны в целом, жизненный уровень населения, уровень социальной напряженности в обществе. Ценовая политика фирмы является важным элементом ее стратегии в борьбе с конкурентами. Особенно важно это для формирования цены на инновационную продукцию. Данная проблема исследована в работах Бинштока Ф. И., Уткина Э. А., Т. Сакайя, Герасименко В. В. И др., вместе с тем остается нерешенной проблема окончательного выбора стратегии установления цен на нововведения.

Целью данной работы является рассмотрение такой актуальной темы как установление цен на нововведения. В наш век современных технологий наука и техника развиваются быстрыми темпами и на рынке все чаще и чаще появляются новые продукты и производители инноваций вынуждены сталкиваться с проблемой установления цен на данный вид продукции. Здесь производителям необходимо учитывать множество факторов для установления оптимальной цены и получения максимальной прибыли. Здесь же новаторы сталкиваются с огромной вероятностью риска, т.к. установив слишком высокую цену на свой продукт они рискуют не получить прибыли вообще, т.е. понести убытки, установив же слишком низкую цену на свой продукт, которая лишь покрывает затраты производитель зачастую теряет определенную часть прибыли. При рассмотрении данного вопроса следует учитывать не только затраты на производство данного продукта и спрос на него, но и потребности, финансовые возможности покупателей, а также ценность которую представляет для потребителя данный продукт, т.е. какую сумму он готов заплатить за использование данного продукта.

Инновационный продукт как товар призван удовлетворить общественную потребность посредством перенесения своей стоимости на производимый продукт, участвуя в формировании его потребительной стоимости. Использование инновационного продукта обеспечивает снижение стоимости единицы продукции, созданной на его основе. Поэтому стоимость инновационного продукта может быть выявлена только тогда, когда продукт, созданный на его основе, получит признание на рынке конечной продукции.

Инновационный продукт имеет следующие особенности, проявляющиеся при осуществлении отношений его обмена: высокая конкурентоспособность и чувствительность к научно-техническим новшествам; специфика ценообразования; зависимость от неустойчивого спроса потребителей.

Японский ученый Т. Сакайя отмечает: "Мы должны быть готовы жить в мире, где новые разработки, технические новинки и товары, предлагающие неповторимые сочетания различных функций, будут вводиться на непрерывной основе и тут же уступать место еще более оригинальным изобретениям и товарам, так что созданная знанием стоимость превращается.... в товар "одноразового пользования", от которого после его употребления надлежит избавиться как можно скорее". Созданная знанием стоимость подвержена резким колебаниям, каждое из ее конкретных воплощений является преходящим, теряющим ценность в силу изменений, связанных с появлением новых технологий, т. е. временный характер созданной знанием стоимости связан с преходящим характером самого творческого процесса.

В работе "Стоимость, созданная знанием, или История будущего" Т.Сакайя отмечает: "Сотворение созданной знанием стоимости является процессом, при котором труд и средства производства оказываются неразрывно связанными; сам человек становится главным средством производства". Продукция, обладающая высокой стоимостью в силу того, что она представляет собой уникальную новую технологию, немедленно утрачивает свою ценность, как только появляется другая, превосходящая ее технология. К определению созданной знанием стоимости не может быть приложима теория трудовой стоимости, а цена такого продукта не имеет никакого прямого или косвенного отношения к издержкам, связанным с ее созданием. Цена может оказаться в несколько раз выше объема средств, а разница эта будет сформирована за счет представлений потребителя. Однако подобный прорыв на рынке, достигнутый благодаря выпуску нового созданного знанием продукта закончится с появлением нового варианта, который будет более предпочтителен для потребителя. Таким образом, в обществе, где рассмотрение информации приобретает широкие масштабы, срок жизни любого нового продукта становится все короче.

Структура затрат на инновационный продукт отличаются от структуры затрат на большинство товаров и услуг. Большая часть заключенных в инновационном продукте издержек приходится на подготовительный период. Поэтому себестоимость изготовления опытного образца или первого экземпляра нового изделия непропорционально велика по отношению к себестоимости последующих. Данная тенденция проявляется при создании товаров по мере роста их информационного содержания, что характерно для самолетостроения, автомобилестроения и других продуктов.

Особенность инновационного продукта в том, что затраты на приобретение интеллектуальной собственности не могут определять объем издержек на окончательных стадиях изготовления этого продукта. В то же время стоимость самого инновационного продукта не всегда соотносится с затратами на его изготовление.

Важнейшим условием появления спроса на инновационный продукт является спрос на новою технику взамен старой, исчерпавшей свои технологические возможности. Экономический спад или изменения в предельной эффективности капитала, приводящие к понижению стоимости капиталовложений в стагнирующих отраслях, вызывают появление технологических нововведений. Другое условие появления спроса на достижения науки и техники - наличие ресурсных ограничений. Технология задает запасы существующих естественных ресурсов, предопределяя как эффективность, с которой эти ресурсы используем, так и способность находить, добывать, распределять и хранить их. В этой связи возникает спрос на ресурсосберегающие, безотходные технологии.

Проблема конкурентоспособности национальной продукции без формирования рынка инноваций и информационных технологий не может быть решена несмотря на наличие на крупных предприятиях промышленности значительных свободных мощностей, наращивание в них производства при проведении политики государственного стимулирования спроса через увеличение социальных выплат и предоставление специальных рыночных льгот.

  1. Биншток Ф. И. Ценообразование: Учеб. пособие. - М.: ИНФА - М, 2001.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995
  3. Уткин Э. А. Цены и ценообразование. Ценовая политика: Учебник. - М., 1997
  4. Т. Сакайя. Стоимость, созданная знанием, или История будущего //В сб.: Новая волна на Западе,- М., 1998
  5. Пильцер. Безграничные богатства // в сб. Новая волна на Западе. М., 1998 г., с. 411.
  6. Управление ценовой политикой компании: учебник/ Герасименко В. В. - М.:Эксмо, 2006


Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ