Магистр ДонНТУ Мальцева Надежда Витальевна
 

МЕКСИКАНСКИЕ ПИРАМИДЫ


Открытие мексиканских пирамид для "Старого света"


          Мексиканские пирамиды по своим размерам не уступают египетским. Пирамида Солнца в городе Теотихуакан близ Мехико имеет основание площадью 200 метров и высоту 60 метров. Автор книги «Боги, гробницы, ученые» К. Керрам полагает, что до сих пор обнаружены не все мексиканские пирамиды, многие из которых скрыты буйной тропической растительностью, а некоторые землей или водой. Во всяком случае, известно, что древние майя, покидая во время войны или какого-то другого бедствия родные места, обязательно засыпали землей свое самое ценное сокровище — пирамиды, чтобы спасти их от уничтожения.
          Но почему майя считали самой большой ценностью именно пирамиды, эти огромные алтари, на вершине которых совершались торжественные богослужения? В отличие от египетских пирамид, мексиканские были усечены в верхней части, и на образовавшихся террасах майя возводили храмы, к которым от самого основания пирамиды вели широкие лестницы.
          Почему пирамиды Мексики были усеченными? Питерский исследователь А. Белов утверждает, что энергоинформационные характеристики простой и усеченной пирамиды различны. Целая пирамида замыкает информацию на самой себе, а усеченная — выбрасывает ее вовне. Хотя этот вывод спорен, биолокационные эксперименты с пирамидами, проведенные Н. Глазковой и В. Ландой, что вершина целой пирамиды тоже извергает энергию и чем выше пирамида, тем мощнее поток, уходящий из ее вершины в космос. Самолеты, попавшие в этот поток, не фиксируют радар.
          Нам до сих пор не известно, как они возводили свои постройки. В период вторжения испанцы не встретили ни одного начатого строительства (по крайней мере никаких упоминаний об этом не сохранилось). Мы не знаем, как индейцы проводили параллельные прямые, очерчивали треугольник, квадрат и круг в своей архитектуре.
          Уже первые испанцы, проплывавшие мимо Юкатана, отмечают, что видели на берегу большой благоустроенный город, «не менее прекрасный, чем Севилья». А для истинного испанца Севилья была образцом всего самого прекрасного. Затем здесь появился Кортес и посетил, в частности, островной город Тайясаль. После 1541 года испанцы побывали в одном из наиболее значительных майяских центров — в хорошо известной нам Чичен-Ице, о которой рассказывает в своей хронике Диего де Ланда. Задолго до Стивенса европейцы познакомились и с большинством других крупных майяских городов. Но мир точно ничего не слышал и не видел. И лишь значительно позднее Мексика, Гондурас и весь свет вдруг словно прозрели и с изумлением обнаружили для себя это чудо. Так были заново открыты города, по своей красоте, благоустройству и благородству архитектурных форм ни в чем не уступавшие шумерским, вавилонским и египетским. С этой жемчужиной мир познакомился благодаря американцу Джону Ллойду Стивене и английскому художнику Фредерику Казэрвуду. Они оба перебрались на Юкатан, где увидели ряд значительных майяеких центров: Майяпан, Ошкинток, Кабах, Сайиль, Лабну, Нохкабаб, Чунхуху, Тулум, Цибильнокак и другие. А затем Стивене вернулся в США, Казэрвуд — в Англию. Вскоре по возвращении Стивене издает книгу «Эпизоды из путешествия в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан», которая стала первым американским «научным бестселлером».


Столицы майя


          Однако вернемся в города майя. Их архитектура не только в качественном отношении, но и по числу памятников превосходит зодчество всех остальных доколумбовых высоких культур. Майянская каменная архитектура, безусловно, развилась на основе самобытной майянской деревянной архитектуры и во многом ее повторяет. Древнейший памятник каменной архитектуры — небольшая каменная пирамида, относящаяся примерно ко II столетию, обнаружена в Вашактуне. Строительным материалом майя служил преимущественно известняк.
          Немало споров велось по поводу характера майянских городов. Раньше некоторые американисты предполагали, что майянские города были лишь культовыми центрами и сколько-нибудь значительные группы населения в них не жили. Однако многие авторитетные исследователи давно уже опровергли этот взгляд. Знаменитый Поль Риве, например, утверждает, что это были настоящие города, и делает лишь оговорку: многочисленные «низшие люди» обитали не в городском центре, а в предместьях. В самом городе размещались дворцы, «монастыри», обсерватории, площадки для «баскетбола», своего рода «залы» для ритуальных танцев, широкие лестницы, великолепные дороги для паломников и прежде всего храмы, возведенные на высоких пирамидах. А на окраине этих городов, иногда в буквальном смысле «за городскими стенами», в маленьких домах, скорее даже лачугах, окруженных садами или заборами, ютился «простой люд». Число обитателей майянских городов было необычайно высоким. По предположению Сильвануса Гризволда Морли, майянские города «второй категории» (американисты делят майянские города по количеству сохранившихся архитектурных памятников на 4 категории) насчитывали примерно по 50 тысяч жителей. К таким городам «второй категории» американисты относят 19 майянских центров, в том числе Вашактун, Коба, Калакмуль, Накум, Паленке, Наачтун, Йашчилан, Эцна, Киригуа и пр.
          Население майянского города «первой категории», то есть Копана, Тикаля, Ушмаля и особенно крупнейшего из них — Чичен-Ицы, по мнению современных майяологов, равнялось приблизительно 200 тысячам человек. Итак, майянские города отнюдь не были малолюдны. А самые большие из них по численности и плотности населения в первой половине нашего тысячелетия значительно превосходили крупнейшие европейские города того времени — Париж, Венецию, Лиссабон и, разумеется, Прагу.
          Две из больших майянских столиц относятся к эпохе Древнего царства. Это города Копан и Тикаль. Копан (расположенный в нынешнем Гондурасе) в работах известных майяологов заслужил множество самых лестных эпитетов. Морли называет Копан Александрией древних майя, а Томпсон — даже Афинами Нового Света. Все эти почетные сравнения вполне оправданны. В Древний период прекрасный Копан был основным центром развития майянской науки, и прежде всего астрономии. Найденные в Копане астрономические таблицы своей точностью превосходят все другие майянские вычисления подобного рода. Расцвету наук в Копане способствовало то обстоятельство, что он просуществовал дольше других майянских городов (древнейшая дата истории Копана — 460 год, последняя — 801 год). Город состоял из центральной монументальной части и 16 окраинных «кварталов», один из которых удален от центра на целых 11 километров. Центральную часть Копана образуют так называемый Копанский акрополь и пять больших надворий. Акрополь — это комплекс пирамид, террас и храмов, занимавших площадь в несколько гектаров. Особенной красотой отличается пирамида № 26 (построенная в 756 году). Другой достопримечательностью Копана является Лестница иероглифов, на 62 каменных ступенях которой вытесана гигантская иероглифическая надпись (свыше 2 тысяч знаков). Длинные иероглифические надписи мы находим, как подсказывает само название, и в Храме надписей.
          Крупнейшим из ныне известных городов майя, бесспорно, является петенский Тикаль. Тикаль находится примерно в 50 километрах от старейшего майянского города Вашактуна, с которым его соединяет белая дорога. Давно уже обезлюдевший Тикаль сейчас окружен непроходимыми тропическими джунглями, в которых растет краснодревная свитения, и водятся ягуары и тапиры. Центр города, расположенный на известняковой площадке, с двух сторон охраняют глубокие овраги. Пять больших архитектурных комплексов Тикаля связаны между собой «проспектами». В четвертом комплексе возвышается самая большая майянская пирамида (высотой более 70 метров). Исполинский город славится множеством стел и алтарей. Здесь были найдены и первые значительные работы майянских резчиков по дереву — 12 великолепных резных притолок из саподиллового дерева.
Ступенчатая пирамида Кукулькана в Чичен-Ице           Важнейшим, великолепнейшим и, несомненно, наиболее населенным из городов майя была Чичен-Ица. Она представляла собой почти правильный прямоугольник длиной три и шириной один километр. Этот город — известное исключение среди недолговечных майянских городов. Чичен-Ица была основана в Древний период (вероятно, в 455 году) и спустя два столетия (в 692 году) оставлена жителями. Однако в 987 году город вновь был заселен тем же племенем, вернувшимся на Юкатан во главе со своими новыми мексикано-тольтекскими вождями. В течение трех столетий Чичен-Ица являлась значительнейшим городом всего изолированного майянского мира. И одновременно важнейшим центром паломничества. В 1441 году Чичен-Ица снова, уже во второй раз, была оставлена жителями.
          Чичен-Ица — это Париж и Лурд майянского мира. Сердцем Чичен-Ицы был священный ступенчатый водоем, или сенот, по которому город и получил свое название. К этому «колодцу» со всего Юкатана тянулись процессии паломников. От священного сенота начинались белые дороги, соединявшие Чичен-Ицу с другими главными центрами паломничества. Расцвет Чичен-Ицы целиком связан с приходом на Юкатан мексикано-тольтекских переселенцев, и поэтому здесь более заметны следы тольтекского влияния, чем в каком бы то ни было ином майянском центре.
          Главная пирамида Чичен-Ицы посвящена Кукулькану. Эта пирамида (обычно называемая теперь по-испански el Castillo — кремль) чрезвычайно похожа на пирамиду в тольтекской Туле. Каменные колонны тольтекской метрополии напоминают и высокие каменные колонны Чичен-Ицы, изображающие покрытых оперением змеев. Наконец, тольтеки принесли в Чичен-Ицу и того лежащего божка, которого называют по-майянски Чак-Мооль и которого впервые встретили именно в Туле — Толлане.
          Ступенчатая пирамида Кукулькана, как и многие другие месоамериканские пирамиды, представляет собой нечто вроде луковицы. Если снять верхний покров, внутри обнаружишь еще одну, точно такую же пирамиду, только меньших размеров. Ибо календарь повелевал: воздвигни по прошествии определенного срока над уже стоящей пирамидой еще одну! Но не строй ее рядом, а надень на ту, что стоит здесь с прошлого цикла!
          «Раздевание» пирамид — увлекательнейшее занятие для ученого-майяолога. В пирамиде скрыто к тому же несколько помещений, например Зал ягуара, охраняемый статуей красного ягуара. Другую гордость Чичен-Ицы составляет так называемый комплекс Храма воинов. Разумеется, это опять же пирамида, и напоминает она толланский Храм утренней звезды. Помимо четырех майянских метрополий «первой категории» — Копана, Тикаля, Ушмаля и Чичен-Ицы, — постепенно было отрыто более ста тридцати других майянских городов.


Загадки Теотиуакана


          По сию пору остается неизвестным, кто основал уникальный город, кто населял его и правил им. Несмотря на сохранившиеся колоссальные постройки, говорящие о высокоразвитой цивилизации, ученым не удалось найти свидетельств о наличии здесь письменности, за исключением отдельных пиктограмм, которые расшифровке не поддаются. Неизвестно даже, каково было настоящее название этого города. Имя, под которым он известен сейчас всему миру, дали ему ацтеки, основавшие свою древнюю столицу — Теночтитлан — неподалеку. Колоссальные постройки и их удивительная планировка вызывали у индейцев благоговейный трепет, поэтому покинутый город получил у них название Теотиуакан — божественное место. Они считали, что именно отсюда боги начали сотворение мира. Теотиуакан сегодня состоит более чем из двух тысяч различных построек, храмов, пирамид и искусственного канала. С высоты птичьего полета он удивительно напоминает материнскую плату современного компьютера с двумя «микропроцессорами» — колоссальными пирамидами Солнца и Луны. Их окружают шестьсот пирамид меньшего размера.
Пирамида Солнца           Первые упоминания об этом городе появляются в 5 веке до нашей эры. В 7 веке жители покидают Теотиуакан, и в настоящее время остается загадкой, по каким причинам население Теотиуакана покинуло государство, имеющее хорошие предпосылки для дальнейшего развития. В эпоху своего расцвета (около 500 года нашей эры) в городе проживало более 200 тысяч человек — практически столько же сколько в Лондоне во времена Вильяма Шекспира (конец 16 — начало 17 века).В 50 км к северо-востоку от мексиканской столицы находятся руины таинственного древнего города. Ученым удалось установить, что уникальный город-государство был основан приблизительно в 100 г. до н.э. и благополучно просуществовал около 850 лет. Он был самым выдающимся городом-государством на территории современной Мексики в доиспанские времена.
           Никто точно не может сказать, почему древний город неожиданно пришел в упадок и был покинут жителями около 750 г. Существуют лишь предположения, что причина тому — опустошительный пожар или нашествие враждебных племен.
          Главными сооружениями Теотиуакана являются пирамиды Солнца и Луны. Известно, что на вершине пирамиды Солнца находился храм, где проводились религиозные церемонии. Пирамида Солнца была воздвигнута около 150 г. На ее строительство ушло около трех миллионов тонн кирпичей, валунов и булыжников. В 1971 г. было обнаружено, что она воздвигнута над естественной пещерой, которая образовалась в пустотах вулканической породы и состоит из четырех камер. Пещера явно имела сакральное значение — в ней нашли фрагменты ритуальных предметов и жертвоприношений, относящихся к еще более раннему, чем постройка пирамиды, периоду. Одна из самых знаменитых построек на планете — Пирамида Луны, расположенная в 50 километрах от столицы Мексики — Мехико, по всей видимости, использовалась ее создателями для принесения богам человеческих жертв. Пирамида Луны


Случайности или аналогии?


          Ученые отмечают удивительное сходство пирамидального комплекса Теотиуакана с египетским. Пирамида Солнца имеет основание, равное по площади основанию Великой пирамиды в Гизе. Хотя высота последней почти в два раза больше, на этом сходство не заканчивается. Обе они имеют в своей математической основе число "пи". Периметр пирамиды Солнца равен ее высоте, умноженной на 4 «пи», а пирамиды в Гизе — на 2 «пи». Напоминает о Египте и наличие меньших по размеру пирамид-спутников вокруг двух главных, посвященных Солнцу и Луне. Еще один момент сходства с Египтом — вершины обеих теотиуаканских пирамид находятся на одном уровне, потому что меньшая по размеру пирамида Луны построена на возвышенном месте. Точно такое же взаиморасположение мы наблюдаем между двумя самыми большими пирамидами Гизы. И еще одно удивительное явление. Так называемая «цитадель» в Теотиуакане сильно напоминает фундамент недостроенной пирамиды, которая, будь она завершена, имела бы такой же размер, как и пирамида Солнца, а все три, вместе с пирамидой Луны, при виде сверху образовали бы схематическое изображение Ориона, как и пирамиды Гизы.
          Чем больше историки и археологи пытаются узнать о Теотиуакане, тем больше загадок получают они от «божественного места». Стало ясно, что здесь не обойтись без помощи других научных дисциплин. И наибольшие надежды сегодня возлагаются на физиков.
          Именно пирамиды Солнца и Луны становятся в день весеннего равноденствия главными героинями Теотиуакана. На вершине пирамиды Солнца местный шаман-науатль, облаченный в ритуальные одежды, увешанный амулетами, с яркой лентой на голове, взмахами жезла, украшенного орлиными перьями, призывает силы четырех сторон света снизойти, и многие верят, что в этот момент высвобождается божественная солнечная энергия, заключенная в пирамиде Солнца. Чтобы приобщиться к ней, тысячи паломников выстраиваются на ступенях пирамид Теотиуакана.
          Итак, майя, эти одинокие гении Юкатана и тропических джунглей юга, создали культуру, равной которой не было во всей индейской Америке. Слава этой культуры будет возрастать. Будут найдены новые Цибильчальтуны и новые пирамиды. Американистика по частицам восстановит мозаику древней культуры, и перед глазами изумленного мира предстанет еще более величественная и прекрасная картина исчезнувшей цивилизации американских майя.


          Изумрудная Скрижаль
вверх