Болт
Магистр ДонНТУ Марьенков Вадим Станиславович

Марьенков Вадим Станиславович

Факультет компьютерных информационных технологий и автоматики
Кафедра АТ
группа СУА-07м

Тема научной работы: "Исследование системы управления магнитным подвесом высокоскоростного наземного транспорта"

Научный руководитель: Рафиков Гыяз Шагиевич

e-mail:   marvastan@gmail.com

Болт
 
 
 
 
 
 
 
Болт Болт

Болт Болт
Главная страница ДонНТУ
Портал магистров
Автореферат
Автобиография
Библиотека
Ссылки
Результаты поиска
Софиевский парк - жемчужина паркового искусства Украины
Болт Болт
  Болт Болт

Софиевский парк - жемчужина паркового искусства Украины

Содержание

  1. История "Софиевки".
  2. Достопримечательности парка.
  3. Мои впечатления о парке.
  4. Ссылки по теме.


История "Софиевки".

       Софиевка – шедевр паркового искусства, жемчужина Европы, рай на земле, украинское чудо, символ настоящей любви… как только не называют это прекрасное место, расположенное в г. Умань Черкасской области, широко известное далеко за пределами Украины как одно из наиболее выдающихся творений мирового садово-паркового искусства конца XVIII - первой половины XIX ст.
       За 205-летнюю историю существования "Софиевки" четко прослеживаются шесть отдельных периодов ее строительства и развития.
       Первый период: 1796-1832 гг. Парк был собственностью Потоцких и с начала строительства названный "Софиевкой" в честь возлюбленной графа Станислава Щенсного Потоцкого красавицы гречанки Софии. Автором монографического и архитектурного проекта парка был польский офицер артиллерии Людвик Христиан Метцель. Под его непосредственным руководством сооружены ставки, шлюзы, фонтаны и водопады, остров Анти-Цирцеи, подземная речка Ахеронт, мосты, гроты, Елисейские поля, обелиск "Разбитая колонна", дорожно-аллейна система, установлена статуи. Там, где сейчас находится павильон Флоры, был построен Сельский павильон (1820г.), а на площадке Бельведер - круглая деревянная беседка.
       Второй период: 1832-1859 гг. В 1832г. парк, как и всю собственность Потоцких, конфисковали и передали Киевской государственной палате, а с 1836 г. – управлению военных поселений. В литературе появляется название парка - Царицин сад, хотя официальных документов о его переименовании не существует. На протяжении этого времени парк претерпевает значительные изменения, сравнительно с тем что делал в нем Л. Метцель с самого начала. В 1833 году прокладывается улица Садовая, которая связывает парк с городом, 1838 - расширяется и излагается мостовой Главная аллея, одновременно выводится вода из центра парка к Главному входу. 1844 года здесь строятся две башни в готическом стиле. 1841 - устанавливается беседка "Грибок" и Китайская беседка. 1842-45 гг. по проекту архитектора Раппонета строится Павильон Флоры на месте прежде снесенного Сельского павильона. 1843-45 гг. на острове Анти-Цирцеи строится Розовый павильон. На протяжении этого времени из парка были удалены бюст Т. Костюшка и скульптура Ю. Понятовського. После посещения парка в 1847 году царем Николаем І, на протяжении 1850-52 гг. перестраивают по проекту А.И. Штакеншнейдера входные башни, павильоны Флоры и Розовый. На террасе Муз замуровали грот Аполлона и установили обелиск "Орел".
       Третий период: 1859-1929 гг. 30 марта 1859 года царским указом парк передается Главному училищу садоводства, которое переводится из г. Одессы в г. Умань. Продолжает называться Царициним садом, хотя согласно указа царя, сад имеет официальное название "Уманский сад Главного училища садоводства". В. В. Пашкевич заложил так называемый Английский парк. Проводятся санитарные рубки. Парк приходит в упадок.
       Четвертый период: 1929-1955 гг. Постановлением Совнаркома УССР за № 26/630 от 18.05.29 г. "Софиевка" (которая с 1923 года называется сад ІІІ Интернационала) объявляется заповедником. Оранжерея, парники и, соответственно, часть территории парка остается в подчинении сельскохозяйственной академии. Парку предоставляется самостоятельный статус, и он до 1955 года несколько раз переподчиняется разным ведомствам, которые были созданы при Совете Народных Комисаров тогдашней УССР. В 1945 г. парк присвоен полное название "Уманский государственный заповедник "Софиевка". В 1946г. Совет Министров УССР принял специальное постановление "О восстановлении и благоустройстве Уманского государственного заповедника "Софиевка". На ремонт и реставрацию парка выделяется 1 млн. крб. В 1949г. создается декоративный рассаданик на площади 20 га. Активно проводятся работы по ремонту и реставрации малых архитектурных форм, дорожно-аллейной системы, скульптур парка. Проводится инвентаризация древесных и кустарниковых пород, появляются научные работы об истории парка, о его дендрофлоре, скульптурах, малых архитектурных формах и т.д. В этот же период утрачены оригиналы мраморных скульптур Аполлона Бельведерского, Венеры купальщицы, Меркурия, из которых остались копии в органическом стекле, а статуя Амура, как и бюст С. Трембецкого, бесследно исчезли, хотя позднее найдены мраморные крылышки от статуи Амура, которые сейчас находятся в музее.
       Пятый период: с 1955 года по 1980г. 26 сентября 1955 года дендрозаповедник "Софиевка" на основании Постановления Совета Министров Украины за № 1184 вводится в систему Академии Наук Украины и подчиняется в своей научной деятельности Ботаническому саду АН Украины.
       В 1958 году решением Черкасского областного Совета "Софиевке" отведено 6,19 га земли за счет Уманского госкомхоз и 9,5 га за счет Уманского сельскохозяйственного института. В 1972 году к "Софиевке" присоединяется территория площадью 5,1га, которая раньше принадлежала военной части. Проводится капитальный ремонт Розового павильона с заменой гранитного фундамента. На Главном входе вместо деревянной изгороди на кирпичных столбиках строится ажурная металлическая изгородь с гранитными колонами. На Главной аллее согласно проекта Е. Лопушинской в 1974 году вместо кирпичной будки сооружается из гранита композиция "Серебряные ручьи". В эти же года асфальтируется мостовая парка от Главных ворот к воротам сельскохозяйственного института.
       На протяжении этого периода много сделано для дальнейшего изучения истории создания "Софиевки", становление ее как научного учреждения, которое призвано на научной основе вести работы, направленные на сохранение парка, восстановление его исторической достоверности.
       В этот период пополнилась растительность парка за счет посадок в Грековой балке, на Дубинке, Зверинце, в Арборетуме, где было взорвано больше 45 тыс. саженцев. 28 февраля 1957 года при парке создается научно-технический совет, который действует и по сей день.
       Шестой период: с 1980 года по данное время. Этот отсчет времени выделен в отдельный период, поскольку собственно с 1980 года начинается возрождение "Софиевки" не только в возвращении отдельным частям парка его первичной достоверности, восстановлению их по историческим документам к тому виду, как это было при Л. Метцеле, а и возвращение парковым композициям их первоначального семантического определения, которое задумывалось творцами парка, но со временем было утрачено.
       Сегодня на территории парка и рассадника, общей площадью 153,7 га, не проживает ни одна семья, а это создает идеальные условия для соблюдения заповедного режим парка, который с 1993 года охраняется подразделением милиции.
       28 февраля 2004 года Указом Президента Украины № 249/2004, дендрологическому парку дали статус национального учреждения и теперь он называется Национальный дендрологический парк „Софиевка”.


Достопримечательности парка.

       Попав в музей живой природы под названием "Софиевка", может показаться, что здесь все напоминает сказку. И это действительно так, ведь в основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима, а некоторые места напоминают жилище греческих богов, героев, писателей и философов.
       По замыслу архитектора, парк является наглядной иллюстрацией к отдельным частям поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея". "Софиевка" тем и славится, что она построена на классической основе, ибо это практически материализованная в конкретных объектах парка Гомеровская "Одиссея". Любая композиция или малая архитектурная форма не только красивая наружно, но и содержит в себе определенный замысел, выражает идею мифа или какого-то события, и все это настолько продуманно и связано между собой, что в общем сливается в единую симфонию красоты.
Змея       Рассказывают миф, а может напоминают об истинном историческом событии – Троянской войне, статуя Париса, фонтан «Змея» и павильон Фетиды, в котором находятся сейчас статуя Венеры. Это на свадьбе Фетиды неистовая Ирида – богиня раздора, подбросила трем красавицам-богиням яблоко с надписью: «Прекраснейшей», это царевич Парис вершил суд, избирая из трех и признав ею богиню любви – Афродиту, принес ей в жертву себя, а два народа обрек на 9-летнюю войну. Змея подала ахейцам знак, что продлится война именно 9 лет и лишь на 10 году Троя падет.
       Л. Метцель гениально решил проблему обеспечения водоемов и гидротехнических сооружений "Софиевки" водой. По руслу речки Камянки благодаря земляным дамбам, насыпанным крепостными, создано четыре пруда: Нижний, Верхний и Красный находятся в пределах парка, а Вийтивский расположен в с. Родникивка. Площадь Верхнего пруда, или еще его называют Волшебным морем, который является резервуаром для работы гидротехнических сооружений парка, 8,6 га. Нижнего (или Ионическое море) - 1,1 га. Все ложе Нижнего пруда вырублено в гранитной скале, очевидно, именно здесь крепостные били гранит для сооружения гротов и каменных композиций, изготовления ваз, колонн и постаментов. Вода в Нижний пруд поступает с Верхнего четырьмя направлениями за счет разницы уровней воды в этих двух прудах.
       Посреди просторной зеркальной поверхности Нижнего пруда с широко разинутой пасти змеи, которая извивается на камне, стремительно бьется 12-16-метровый столб воды. Это знаменитый фонтан "Змея". Вода поступает в фонтан по самоточному подземному водопроводу, выложенному из гранитного тесанного камня вдоль дороги, которая ведет от академии и оранжереи к павильону Флоры.
       Напротив Громового грота, или грота Каллипсо, находится отстойник и ответвление водовода, чтобы подавать воду в интерьер грота. Отстоянная и таким образом очищенная вода по чугунным трубам, уложенным под небольшим наклоном, медленно, самотеком, который сводит к минимуму потерю силы давления при трении воды о стенки трубопровода, направляется к фонтану "Змея".
       Диаметр фонтанной головки "Змеи" по сравнению с трубой водопровода уменьшен в 10 раз. Точно рассчитанная подача воды и простое инженерное разрешение извержения ее фонтана обеспечивает небольшую разницу в высоте между столбом фонтана и уровнем Верхнего пруда всего только 1,5-2,5 метра и, таким образом, высота фонтана "Змея" достигает 12-16 метров. Сначала вода фонтана неслась в высоту просто из отверстия в камне, и только позже, во времена военных поселений, на камне была установлена скульптура змеи. Вылитая из бронзы неизвестным мастером, змея привлекает своей выразительностью и пластичностью. В каждом изгибе ее тела чувствуется как будто внутреннее напряжение, а шум воды, который вырывается из пасти, производит впечатление, что перед нами безумно извивается в ярости живая змея.
       Остров на верхнем пруду называют сейчас островом Любви, первоначальное его название - остров Анти-Цирцеи, должен был напоминать миф о приключениях Одиссея. Согласно легенде, нимфа-волшебница Цирцея, которая жила на этом острове превращала людей, которые попадали на ее остров, в различных чудовищ и зверей, а спутников Одиссея превратила в свиней. Но здесь в "Софиевке" на острове Анти-Цирцеи происходит противоположное: даже животные, которые побывали на острове, превращались на воспитанных, честных, деятельных и почтенных людей.
       Остров Анти-Цирцеи создан в первый период строительства парка в расширенной части Верхнего пруда, или Чарующего моря. Крепостные насыпали остров вручную и придали ему овальную формы с таким расчетом, чтобы не закрывать далекие перспективы пруда, которыми можно полюбоваться, пройдя немного дальше от пристани по дамбе. Здесь же можно еще раз, уже сверху, осмотреть водопад и Елисейские поля.
       Берега острова Анти-Цирцеи, так же, как и пруда, обложены гранитом. Связь с островом сначала осуществлялась с помощью парома или лодки, а в 1853 г. между северным берегом и островом перекинут на каменных опорах деревянный мостик для пешеходов. Благодаря удачно подобранным пропорциям конструкции моста и его цвету, с расстояния дамбы он кажется легким, ажурным, создается впечатление, что он висит в воздухе. Во время наводнения 1980 г. вода сбросила мост с каменных опор на лед пруда. Потом его поставили на место, заменив поврежденные детали.
Розовый павильон       А в центре острова стоит павильон, построенный в стиле эпохи Возрождения. Он существует и в наше время, и его называют в соответствии с цветом первичного покраски Розовым. Нынешний павильон - стремительное сооружение, которое логично вписалось в общий ансамбль острова с его деревьями, кустами и является центральной архитектурной точкой на острове. В основе плана павильона лежит восьмиугольник. Интересна его внутренняя лепка, а также лепленные ленты, лепленный фриз фасадного навеса, который окаймляет его со всех сторон. Хотя, в общем, архитектурные сооружения парка, в том числе и Розовый павильон, оставляют достаточно сильное впечатление, потому что они удачно вписались в ландшафтные композиции, как будто срослись с ними, составляя единое логично законченное целое.
       Но было бы неправильно считать, что только греческая мифология взята за основу построения парка, ведь вся «Софиевка» - это собрание воедино наиболее прекрасного со всех концов мира.
       Какая романтика прогуляться по парку, посетить великолепную беседку и мысленно перенестись в Древний Китай. Здесь, далеко от шумливой многолюдной центральной части парка, можно прекрасно отдохнуть, помечтать, любуясь Большим водопадом и Площадью собраний. Китайская беседка с запада прикрыта ажурными ветвями лиственницы, а немного сбоку красуется старый дуб, возрастом около 400 лет, немой свидетель многих событий, которые происходили в этих местах.
Китайская беседка       Народные предания извещают, что именно под этим дубом встречались легендарные герои крестьянского антифеодального восстания в 1768 г. Максим Железняк и Иван Гонта. Не исключено, что именно здесь обдумывали свои заветные планы руководители Южного общества декабристов П. Пестель, И. Давидов, когда они приезжали в Умань к одному из активных участников этого движения С. Волконскому.
       Рядом с беседкой установлен в 1975 г. мемориальный камень в память о революционных событиях, которые здесь происходили. Поляна служила местом проведения первых городских митингов, демонстраций, собраний.
       Английский парк, или арборетум им. В.В. Пашкевича, занимает небольшую территорию в форме треугольника, площадью около 2 га. Его вершина касается ворот Уманской сельскохозяйственной академии. Одну сторону треугольника ограничивает широкое асфальтированное шоссе, обсаженное столетними липами. Вторая сторона граничит с партерным амфитеатром, а на линии основы как раз и находится поляна с бюстом Сократа. Территория арборетума густо порезана достаточно сложным лабиринтом тропинок. Здесь есть бассейн, где когда-то размещалась коллекция водяных растений, а также каменистая горка, покрытая когда-то растениями-суккулентами - многолетними растениями, вегетативные органы которых способны накапливать влагу, благодаря чему они могут расти в пустынях, на камнях и в песках.
       На участках арборетума, невзирая на сравнительно небольшие размеры, растет наибольшее количество экзотических древесных и кустовых растений, ценных и в декоративном, и в лесохозяйственном отношении, их количество в 1987 г. составляло больше 100 видов и форм.

Аллея

       Висячие сады Семирамиды – одно из чудес света, но только с ним можно сравнить Софиевские мосты: белые и нежные, с колдовским ажурным плетнием, один перегнулся через пруд, другой завис над водопадом…
       Арка из больших гранитных клиньев в Софиевке, Венецианский мостик – напоминают о величайшем городе на воде – Венеции.
       Гуляя по парку внимание путешественников невольно привлекает своеобразный круглый павильон, который назвали Фазанником. Этот павильон выстроен из круглых дубовых колонн, инкрустированный корой дуба, ясеня и клена. Установлен он в парке в 1812 г. Посреди павильона устроен небольшой бассейн с фонтаном в центре. Вода для него направляется по трубе из Верхнего пруда, высота водяной струи достигает 3-3,5 м. Т. Темери называет этот павильон просто птичником, а С. Гроза круглой проволочной клеткой, где нежное воркование горлиц перекликается с гомоном ниспадающей воды фонтана, который бьет под самый потолок. В современных литературных источниках нет сведений, что когда-то в парке содержали фазанов. Но они были еще в 1859 году.
       Скалы, деревья, вода, великолепная флора – все это волшебный сон, непередаваемая сказка, полная гармония природы и искусства, яркая и незабываемая феерия, восторженное зрелище, творение рук человека, которое никого не может оставить равнодушным…
       Единожды посетив парк «Софиевка» уже никто не сможет его забыть.


Мои впечатления о парке.

       Софиевский парк безусловно одно из прекраснейших творений человека, но, увы, осознание этого как и многих других вещей приходить лишь с годами. Первый раз я посетил парк в 2000 году в рамках школьной экскурсии. Честно говоря, в то время я не смог полностью оценить всю красоту и атмосферу этого творения. Для меня это был всего лишь парк, как собрание различного рода растительности, фонтанов, скульптур и аллей. Я немного внимания уделял рассказам экскурсовода об истории парка и об основных достопримечательностях, для меня это была всего лишь поездка далеко от родного города и это волновало меня сильнее всех красот парка.
       Однако, в прошлом году, мне вновь посчастливилось побывать в Умани и прогуляться по знаменитому парку, взглянув на него с другой точки зрения. Теперь во мне не было того юношеского восторга от дальней поездки и я мог более серьезно отнестись к окружающей меня среде. Ия действительно увидел много нового.
       Парк предстал передо мной во всей красе середины осени. Золотые кроны деревьев и легкий шелест уже опавшей листвы, прохлада водоемов и водопадов и, все еще теплый свет солнца. Парк завораживал... Сама атмосфера заставляла забыть о проблемах и шуме большого города, парк облагораживал. В воздухе витал запах умиротворения и спокойствия, заставляя расслабиться и, как бы слиться с окружающей природой.
       В целом Софиевский парк - идеальное место для отдыха и культурного просвещения. Нет атмосферы большого города, а наоборот возникает чувство единения с природой. Таких природных заповедников должно быть больше, может тогда слово "культура" не будет звучать как филологический атавизм, а приобретет более материальную оболочку.
       Единожды ступив на тихие аллеи парка, невозможно забыть его, и я обязательно найду время посетить его еще и желательно не один раз.

Ссылки по теме

  1. http://www.sofiyivka.org.ua/ - официальный сайт национального дендрологического парка "Софиевка".
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Софиевка_(парк) - статья Википедии о Софиевском парке.
  3. http://e-uman.org.ua/ - сайт города Умань.

Болт Болт
В начало
© ДонНТУ 2008 Марьенков В.С.