Болт
Магистр ДонНТУ Марьенков Вадим Станиславович

Марьенков Вадим Станиславович

Факультет компьютерных информационных технологий и автоматики
Кафедра АТ
группа СУА-07м

Тема научной работы: "Исследование системы управления магнитным подвесом высокоскоростного наземного транспорта"

Научный руководитель: Рафиков Гыяз Шагиевич

e-mail:   marvastan@gmail.com

Болт
 
 
 
 
 
 
 
Болт Болт

Болт Болт
Главная страница ДонНТУ
Портал магистров
Автореферат
Автобиография
Библиотека
Ссылки
Результаты поиска
Софиевский парк - жемчужина паркового искусства Украины
Болт Болт
  Болт Болт

Доклад
По дисциплине «Философия науки»
На тему:
«Дмитрий Сергеевич Лихачев. Представления о науке».

Марьенков В.С., группа СУА – 07м

       28 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ученый ушел из жизни в сентябре 1999-го, и сравнительно небольшой исторической дистанции хватило для весьма основательного расширения представлений о роли и сути его научного наследия. Дмитрий Сергеевич Лихачев внес огромный вклад в современное восприятие литературы, истории, культурологи. По приказу Президента Российской Федерации 2006 год был объявлен в стране "Годом гуманитарных наук, культуры и образования - Годом академика Д. С. Лихачева".
       Любопытно, но при жизни Дмитрия Сергеевича признание его вклада в науку ограничивалось лишь литературоведением - с 1937 года основным местом работы Лихачева был Отдел древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук.
       Сегодня огромный вклад Д. С. Лихачева в историю и культурологию России уже несомненен, его труды привлекают внимание философов, искусствоведов, педагогов и представите лей других отраслей науки. К сожалению, то, что до сих пор нет полного собрания сочинений академика, сдерживает полноценные исследования его творчества. И все же очевидно, что труды Лихачева обогащают широкий спектр гуманитарных наук. Анализируя научное наследие ученого, понимаешь, как по ходу занятий древнерусской литературой ему становится тесно в рамках классической филологии. Постепенно Дмитрий Сергеевич предстает перед нами ученым синтетического типа, свободно работающим практически во всех актуальных для его времени областях гуманитарного знания. Внимание, прежде всего, привлекает яркая и целостная концепция российской истории, предложенная Лихачевым.
       Что касается философских взглядов на науку, то Дмитрий Сергеевич рассматривал вопрос соотношения науки и искусства. Так он говорит, что познание мира может быть двояким: «успокоенным», чисто созерцательным, констатирующим, а с другой стороны – как бы «движущимся», следящим за движением познаваемого и поэтому «следующим», т. е. «идущим вслед».
       Первое познание мира в основном представлено наукой, второе – искусством. Искусство не передает мир «в отпечатке», а как бы ставит эксперимент, создает ситуацию. Это познание творит «второй мир», свой, особенный.
       Первое познание, научное, не ставит себе целью уловить мир в его потенциях, в его движущейся глубине. Познание же через искусство в той или иной мере нестабильно, ибо в нем огромную роль играет сам познающий, само его «бегущее восприятие».
       Впрочем, элемент искусства есть и в науке, поскольку познание невозможно без познающего. Различие в том, какое из двух познаний к чему стремится. Научное познание пытается освободиться от познающего, от исследователя, намеревается сделать себя «объективным». Познание же, которое дает искусство, напротив, стремится как можно сильнее вовлечь познающего в свой акт познания. В искусстве познающий (слушатель, читатель, зритель) творит вместе с автором или помимо автора, но по его «подсказке». Вследствие чего в особенно высоких произведениях искусства бывает два и больше осмысления. И от этого познание мира приобретает еще большую ценность. Наука же стремится к одному объяснению, к одному восприятию, к одному выражению осмысляемого (например, в виде математической формулы или той ли иной концепции).
       В искусстве может быть несколько одинаково верных объяснений действительности. Например, каждое литературное направление имеет свой подход (не скажем «метод») к объяснению и построению правды. В той же мере (если не в большей – особенно в новое время) свой подход имеет и каждый более или менее одаренный автор. Нечто сходное есть и в науке. В науке действительность открывается на «своем» уровне: на уровне механики, физики, химии и т. д. В науке есть элемент субъективизма, но он не зависит от элементов искусства в науке, он очерчен практическим применением выводов науки в цивилизации, в технике, в медицине и пр.
       Еще одно различие между наукой и искусством – в их познающих функциях. Искусство изучает действительность во времени. Явления хоть и типичные для чего-то, но все же развивающиеся во времени, имеющие начало и конец, – вот предмет познавательной деятельности искусства (напомним, что мы условились говорить не о всех задачах искусства, а лишь о познавательных его функциях). Наука же исследует то, что происходит всегда и всегда в точности может быть воспроизведено, повторено бесчисленное число раз. Кроме, конечно, науки истории (в том числе и истории литературы), но именно поэтому история соприкасается с искусством и имеет даже музу – Клио.
       Также можно сделать предположение, что ценности искусства чрезвычайно изменчивы. И это верно. Но одновременно следует сказать, что они и чрезвычайно устойчивы. В сущности искусство – единственное, что остается вечным в культуре. Выводы научные, усовершенствования технические – все изменчиво. Правда, в философии есть неизменяемые, не исчезающие достижения, позволяющие обращаться к ним и в наше время, но это потому, что философия в определенной своей части является искусством, родственна искусству. Поэтому истинные ценности искусства сохраняются и накапливаются. Исчезает в искусстве только то, что не является искусством, – различного рода «шлак».

Источник

       Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996. С. 9-35.

Болт Болт
В начало
© ДонНТУ 2008 Марьенков В.С.