Реформирование основ государственного устройства и экономические преобразования, проводимые в последнее десятилетие в России, привели к значительному изменению условий, в которых высшие учебные заведения вынуждены осуществлять свою основную деятельность – подготовку высококвалифицированных кадров. Новые черты, характеризующие текущую ситуацию, следующие:
- ограниченное государственное финансирование высших учебных заведений, которое приводит к старению материальной базы, сложностям с методическим обеспечением учебного процесса, сложностям с функционированием вузов в целом;
- низкая заработная плата и отсутствие перспектив ее повышения приводит к нежеланию талантливых молодых людей связывать свою будущую профессиональную деятельность с высшей школой, что приводит к «кадровому голоду», повышенной нагрузке на работающих преподавателей, снижению качества преподавания;
структурная перестройка промышленности, и, соответственно изменение структуры спроса на выпускников, вызывает необходимость изменения плана набора студентов, создает сложности с распределением выпускников, заставляет совершенствовать содержательную сторону учебного процесса с целью удовлетворения меняющихся потребностей, а все это требует затрат дополнительных интеллектуальных, материальных и других видов ресурсов;
повышение требований работодателей к уровню подготовки выпускников вузов;
многие высшие учебные заведения являются в масштабах региона, а по отдельным специальностям и в масштабах своего Федерального округа уникальными, что делает очень часто невозможным произвольное изменение направлений подготовки специалистов из-за необходимости обеспечения потребностей промышленности специалистами данного профиля;
появление платного образования, возможности зарабатывать дополнительные внебюджетные средства, а вместе с этим и реальной конкуренции в высшем образовании, как в лице государственных, так и негосударственных высших учебных заведений, так только в г. Рыбинске в настоящее время на рынке образовательных услуг действует 10 высших учебных заведений.
Для достижения целей устойчивого развития на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом выше изложенных особенностей текущей ситуации возникает необходимость осуществления государственным высшим учебным заведением несвойственных ранее для него функций, а именно функций маркетинга, распределения заработанных ресурсов, стратегического и оперативного планирования, развития вуза, дополнительного образования и т. п.
Все это является серьезным основанием для совершенствования системы управления вузом, как одного из решающих направлений сохранения и развития его потенциала, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, повышения престижа высшего образования в целом, удовлетворения потребностей предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах.
Одним из основных направлений совершенствования систем управления является разработка и внедрение системы менеджмента качества, основанной на принципах стандартов ИСО серии 9000:2000. Однако как показывает практика, чаще всего организации не получают ожидаемых результатов от системы менеджмента качества из-за попыток отделить эту систему от общей системы управления организацией. Обе системы строятся и развиваются параллельно и чаще всего без органичной связи между собой, что приводит к серьезному формализму. Система качества существует только лишь на бумаге. Главная проблема при этом заключается в выработке механизма, приводящего в движение систему менеджмента качества для того, чтобы она давала реальную пользу организации, ее сотрудникам, потребителям услуг, обществу в целом. Руководители должны иметь надежный инструмент выработки решений по достижению каких-либо целей, а исполнители, соответственно, такой же надежный инструмент, помогающий им достигать эти цели в практической работе.
Вышеприведенные рассуждения приводят к мысли о целесообразности развития системы управления организацией в целом, при одновременном встраивании в эту систему подсистемы менеджмента качества. Это также подтверждается накопленным опытом функционирования системы менеджмента качества в Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева: документы, регламентирующие практически все виды деятельности, связанные с учебным процессом, имеются (и надо заметить – хорошие документы), а в практическом их использовании возникают серьезные сложности.
Ниже приведены на наш взгляд основные принципы, которых следует придерживаться, при совершенствовании системы управления государственным высшим учебным заведением в условиях рыночной экономики:
соответствие уровня подготовки выпускников уровню подготовки ведущих мировых университетов, а также современным требованиям со стороны студентов, их родителей и работодателей;
неукоснительная реализация требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к подготовке специалистов;
повышение конкурентоспособности государственного вуза на рынке образовательных услуг, повышение эффективности и результативности работы всех его служб и подразделений, развитие кадрового потенциала, материальной базы, активизацию научных исследований;
сохранение и совершенствование положительных традиций и подходов к организации деятельности по всем направлениям, сложившихся в вузе;
вовлечение в совершенствование системы управления руководителей и сотрудников с целью повышения исполнительской дисциплины, совершенствования организационной структуры, повышения производительности труда, оптимизации трудовых ресурсов.
Таким образом, могут быть даны следующие общие рекомендации совершенствования системы управления вузом.
1. Целесообразно вести речь о развитии общей системы управления, а систему менеджмента качества рассматривать как ее составную часть.
2. Система управления вузом должна быть глобальной, т. е. охватывать все его подразделения и направления деятельности.
3. Развитие системы управления должно быть основано на признании факта нахождения вуза в условиях реальной рыночной конкуренции, и осуществляться с учетом современных подходов к менеджменту организаций.
4. Условием эффективного развития системы управления является широкое использование существующих внутренних электронных коммуникаций.
5. По поручению ректора вуза работы по развитию системы управления должно возглавлять лицо с достаточно широкими полномочиями.
6. Совершенствование системы управления вузом требует времени и выделения ресурсов: финансовых, технических, кадровых.