Тупикова Екатерина Геннадиевна

Тупикова Екатерина Геннадиевна

Тема магистерской работы: "Нормативное и методическое обеспечение разработки и внедрения систем управления качеством в Высшем учебном заведении "Донецкий национальный технический университет"

Научный руководитель: Момот Александр Иванович

Специальность: "Качество, стандартизация и сертификация"

Кафедра: Управление качеством, факультет: Механический, год поступления: 2007г.




430061524



Автобиография

Автореферат

Библиотека

Ссылки

Отчет о поиске

Индивидуальное задание

ДонНТУ

Портал магистров

Тема автореферата:

"Нормативное и методическое обеспечение разработки и внедрения систем управления качеством в Высшем учебном заведении "Донецкий национальный технический университет"

Руководитель: Момот Александр Иванович

Актуальность исследования

По оценкам специалистов в XXI в. определяющим конкурентным преимуществом предприятий и организаций будет компетентность их персонала.

В развитых странах хорошо понимают связь между конкурентоспособностью экономики и уровнем национальной системы образования, тем самым, направляя свои усилия на развитие этой важной отрасли. Именно поэтому для многих стран мира ключевым вопросом стало обеспечение высокого качества высшего образования.

Одним из самых эффективных методов достижения этой цели является использование идеологии всеобщего управления качеством (ТQМ) и основанных на ней международных стандартов ISO серии 9000 версии 2000 г. в отрасли образования. Почти 5 тыс. учебных заведений во всем мире внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с этими стандартами.

Украина поставила целью интеграцию к мировой и европейской экономической системе. Для этого она должна иметь адекватную систему высшего образования, способную отвечать современным требованиям глобализации, жесткой конкуренции, информатизации и тому подобное.

Современное образование должно готовить специалистов, компетентность которых признавалась бы в мировом образовательном пространстве. Стратегия развития высшего образования в Украине как участника Болонского процесса должна вобрать в себя общемировые тенденции трансформации сущности и методов современного высшего образования, которая во многих развитых странах стала ускорителем экономического роста, способствовала удовлетворению растущих потребностей и раскрытию творческого потенциала личности, обеспечила внедрение новых информационных технологий. На сегодня украинское образование в известной мере отстает по вопросам внедрения передовых принципов, которые характеризуют общемировое образовательное пространство. Одним из объяснений этого факта может быть то, что процесс реформирования отечественной высшей школы сдерживается из-за применения заведениями образования старых методов управления, недостаточного использования организационных инноваций и прогрессивных форм менеджмента, которые базируются на принципах ТQМ. Это, в свою очередь, объясняется недостаточностью необходимых методических рекомендаций и научных разработок по внедрению систем управления качеством в высшем образовании, отсутствием специальных концептуальных моделей качества подготовки выпускника ВУЗ, которые учитывают специфику этой отрасли.

Именно сейчас проблема повышения качества стоит на первом месте, ведь выпускники – это будущее нашей страны, поэтому разработка и внедрение СМК в ДонНТУ является одним из наиболее актуальных вопросов, и начать, на мой взгляд, стоит именно с нормативного и методического обеспечения, т.к. это позволит обеспечить стабильный выпуск компетентных специалистов, сознательных членов общества, обеспечит улучшение в структуре и управлении, повысит производительность, оптимизирует расходы, укрепит имидж и усилит позиции ДонНТУ на рынке образовательных услуг.

Мировой опыт

С начала 90-х годов XX ст., в первую очередь в США и Японии [1], начала применяться методология ТQМ в отрасли высшего образования. Сотни университетов развитых стран мира — США, Канады, Италии, Франции, Большой Британии, Испании, Нидерландов, Австралии и многих других, а также стран, которые развиваются, — Корее, Малайзии, Тайваню, Польше, Словении и тому подобное, начали активно внедрять принципы ТQМ в свою деятельность. Результатом этого стало повышение успеваемости студентов, улучшение качества учебных программ, расширения привлечения преподавательского состава и персонала ВУЗа к росту спроса на выпускников [2]. В 1990 г. 78 американских институтов сообщили, что они изучают и пытаются внедрить принципы ТQМ. Через три года их уже было больше 180, а в 1994 г. свыше 200 американских университетов в той или другой форме использовали принципы повышения качества ТQМ. Среди американских университетов, которые достигли существенного прогресса благодаря внедрению принципов ТQМ, были такие ВУЗы, как Орегонский, Делаварский, Вирджинийский, Аризонский, Чикагский, Мерилендский, Рочестерский и тому подобное.

Анализ аналогичной практики в Большой Британии в середине 90-х годов XX ст. засвидетельствовал, что ее университеты сравнительно с американскими оказались гибче относительно внедрения инноваций. Наибольших успехов относительно внедрения принципов ТQМ достигли университеты Астона, Лидса, Уолверхемптона, Ольстера, Ньюкасла и тому подобное.

Достойным внимания в отрасли высшего образования является опыт Российской Федерации, поскольку процессы, которые происходили в последние годы в российской высшей школе, в значительной мере были присущи и украинской образовательной отрасли.

Как отмечено в труде [3], качество высшего образования в РФ снижается. В то же время конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется, и это может побуждать российские ВУЗы искать пути для повышения качества подготовки выпускников. Проблема качества образования нашла отображение в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Российские специалисты в отрасли высшего образования ищут пути ее дальнейшего развития, внимательно изучают мировой опыт, в частности, внедрение принципов ТQМ, стандартов ISO 9000 и моделей делового совершенства. В труде [4] приведен пример внедрения в 1999 г. системы менеджмента качества в Томском политехническом университете, которая в конце 2001 г. была сертифицирована на соответствие стандарту ISO 9001. Предложена модель системы оценивания качества образовательного процесса на основе системного и процессного подходов. Еще одним примером построения системы качества в ВУЗе является опыт Тульского государственного университета [5, 6]. Система охватывает жизненный цикл подготовки специалистов, который состоит из восьми стадий.

По состоянию на середину в 2003 г. в РФ внедрено и сертифицировано восемь систем качества, в частности в Томскому политехническом университете, Тульском государственном университете, Санкт-Петербургском университете дизайна и технологий и Санкт-Петербургском финансово-экономическом университете, Кубанском аграрном университете, Сибирском университете путей сообщения, Дальневосточной академии экономики и управления, в 10-ти внедряются, а в 18-ти находятся на стадии разработки.

На сегодня в Украине насчитывается 997 высших учебных заведений, среди которых 130 университетов, 63 академии, 137 институтов, 169 колледжей, 301 техникум, 197 училищ всех форм собственности, которые осуществляют подготовку за 76 направлениями и свыше 700 специальностями.

Практика свидетельствует, что мероприятия, связанные с государственной аккредитацией, не являются достаточными, поскольку даже выполнение ВУЗом всех требований законодательства и Государственного стандарта образования (ДСО) не гарантируют высокого качества образования и, в сущности, являются минимальными ориентирами, которые обеспечивают передачу студентам определенных объемов информации и знаний. В то же время роста конкуренции на рынке услуг высшего образования как между государственными и коммерческими ВУЗами, так и между украинскими и иностранными заведениями, а также ряд негативных факторов, связанных с сокращением количества абитуриентов (общее количество лицензированного набора 502 тыс. абитуриентов, причем на сегодня в Украине рождаемость не превышает 400 тыс. на год), вынуждает ВУЗы искать новые пути повышения качества высшего образования и подготовки выпускников [7]. Состоянием на май в 2005 г. в Украине было зарегистрировано 926 сертифицированных систем качества. А в отрасли высшего образования на сегодня сертифицированы две системы: Киевского университета экономики и права "КРОК" и Института инвестиционного менеджмента.

Требования к нормативному обеспечению деятельности СМК

В соответствии со ст. 22 Закона Украины "О высшем образовании" [8] основной целью деятельности ВУЗа является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины. Главные задания ВУЗов — это осуществление образовательной деятельности, которая соответствует стандартам высшего образования, научной и научно-технической, творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также обеспечения культурного и духовного развития личности и выполнения государственного заказа и соглашений на подготовку специалистов, изучения спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействия трудоустройству.

Государство организует и контролирует процесс качественной подготовки специалистов путем комплексного оценивания ВУЗов, используя процедуры лицензирования образовательной деятельности, аккредитации направлений, специальностей и ВУЗа в целом [9] и государственной аттестации выпускников.

Анализ и сравнение требований, которые должен выполнить ВУЗ в ходе аккредитации и лицензирования свидетельствует об их схожести с принципами ТQМ и стандартами ISO 9000, в первую очередь, ориентацией на потребности общества и других заинтересованных сторон, необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров, организацией процесса набора, трудоустройства студентов и тому подобное.

В этом смысле система качества на основе принципов ТQМ является эффективным инструментом для достижения цели и главных заданий деятельности ВУЗа, а также успешного прохождения процедур лицензирования и аккредитации. Таким образом, если ДонНТУ ставит целью достижение высокого уровня качества подготовки выпускников с помощью разработки, внедрения и сертификации собственной системы качества, то требования к системе управления качеством, установленные в ДСТУ ISO 9001:2001 являются неотъемлемыми и обязательными для выполнения. Это касается, в частности, и требований к документации.

Так, пунктом 4.2 стандарта ДСТУ ISO 9001:2001 определен обязательный объем документации, который необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуализированном виде (рис.1).


Рисунок 1 - Обязательный объем документации

Следует учитывать, что разработка документации ВУЗа не самоцель, а средство для достижения основных целей ДонНТУ. На рисунке 2 изображена модель системы качества ДонНТУ на основе восьми ключевых процессов, из которых состоит его деятельность.


Рисунок 2 - Ключевые процессы деятельности ВУЗа

В соответствии с положениями ISO 9000 каждая организация самостоятельно определяет объем необходимой документации. При этом, исходя из большого общего объема необходимой документации и определенных ВУЗом приоритетов, целесообразно сосредоточить внимание на более детальной разработке отдельных документов, которые будут способствовать достижению соответствия требованиям законодательства, удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон, обеспечению высокого качества подготовки выпускников.

Для этого необходимо определить, какие именно документы будут представлять интерес для тех, кто их будет использовать в своей работе. К ним можно отнести руководство, персонал ВУЗа, представителей органов государственной и общественной аккредитации, а также представителей органов сертификации систем качества. В сущности, общие требования к документации ВУЗа со стороны ее "потребителей" нужно трансформировать в перечень конкретных документов, определяя при этом их рейтинг, то есть важность.

Следующей фазой работы должна стать разработка самих нормативных документов. Целесообразно построить процесс разработки документов системы качества в соответствии с методикой, изложенной в п. 7.3 Международного стандарта ISO 9001:2000. Блок-схема приведена на рисунке 3.


Рисунок 3 - Блок-схема процесса разработки документов системы качества

Выводы

По результатам проведенных исследований можно сделать определенные выводы:

1.Рекомендовать к применению в высших учебных заведениях, которые ставят целью достижение высокого уровня качества своих выпускников с помощью процедур аккредитации и сертификации, классический метод менеджмента качества для создания эффективного нормативного обеспечения.

2.Использовать в ДонНТУ предложенный в ISO 9001:2000 подход относительно разработки нормативных документов с учетом соответствующей специфики.

3.Нормативное обеспечение ВУЗа должно быть гибким, адаптированным к потребностям быстроменяющейся ситуации, а также таким, которое позволит не только отвечать регуляторным требованиям, но и содействовать устойчивому экономическому развитию организации.

Литература


1. Джордж С, Ваймерскирх А. ТQМ Всеобщее управление качеством. — СПб., 2002. - 252 с.

2. Подсыпанина Т. Эффективность и качество бизнес-образования // Бизнес-образование. — 2003. — № 1(14). — С. 184-195.

3. Ильинский И. Качество — ядро образовательного процесса // Стандарты и качество. — 2002. — № 4. — С. 22—24.

4. Рузаев Е., Погребняк С, Клеников А. и др. Томский политехнический институт: система менеджмента качества // Стандарты и качество. — 2002. — № 4. – С. 61 - 63.

5. Фролов В., Протасьев В., Шильдин В. Принципы построения систем качества в образовательных процессах // Стандарты и качество. — 2002. — № 4. — С. 41, 42.

6. Спиридонов 9., Савина Е. Разработка модели системы качества ВУЗа // Стандарты и качество. — 2002. — № 4. — С. 46, 47.

7. Віткін Л. Візьміться за впровадження міжнародної системи якості стандарту 150 9000 // Синергия. — № 1(5). — С. 8 — 11.

8. Закон України "Про вищу освіту" від 17 січня 2002 року № 2984 — ІП.

9. Шадриков В., Геворкян Е., Калабин С. и др. О процедуре комплексной оценки ВУЗа// Высшее образование в России. — 2001. — № 1. — С. 29-38.