:: вернуться в библиотеку ::
ВОСХИЩЕНИЕ ПРОШЛО. ЧТО ОСТАЛОСЬ?
Автор: Алстер Н.
Интернет-источник: http://www.fd.ru/toprinter/article/1462.html
Несмотря на устойчивую популярность ROI (Return On Investment - доходность инвестиций как критерий оценки капиталовложений) и неослабевающий интерес к ней, реально применимые методики расчетов и использования ROI на практике только начинают появляться в современном бизнесе.
Один за другим они выносились на обсуждение управляющего комитетом по информационным технологиям. К концу дня, вспоминает консультант Даг Хаббард (Doug Hubbard), были рассмотрены более двадцати IT-проектов. Презентация каждого включала расчеты доходности и экономичности проекта для компании - гигантской ядерной электростанции на Среднем Западе США. Один из скептически настроенных представителей компании внимательно просмотрел все предложения и, сделав ряд расчетов на калькуляторе, подвел общий итог: "Если бы мы подписали к внедрению все предложенные проекты, то смогли бы сократить персонал на 110%".
По сути, рассказ Хаббарда отражает существовавшую в прошлом десятилетии картину слепой веры и, как следствие, огромных инвестиций в информационные технологии, а затем иногда горьких разочарований в них. Недавнее исследование, проведенное IT-консалтинговой компанией Gartner, показало, что 20% от 2,7 трлн долл. США (2,8 трлн евро), вложенных по всему миру в IT в 2001 году, были выброшены на ветер. В ходе других исследований выяснилось, что размеры инвестиций в IT практически не влияют на результататы деятельности компаний. "Надо признать, наконец, что должно быть четкое понимание, как инвестиции в IT создают добавленную стоимость, - замечает Кристофер Даллас-Фини (Christopher Dallas-Feeney), вице-президент отдела финансовых услуг компании Booz Allen Hamilton. - Доходность этих инвестиций была сильно завышена перед проблемой Y2K, в эру ERP инвестиции в IT также считались более выгодными, чем это было на самом деле, а сейчас аналогичным образом воспринимается CRM (Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами)".
Неудивительно, что большинство корпоративных инвесторов озабочены поиском новых возможностей для оценки доходности IT-проектов. Консультанты и субподрядчики, готовые удовлетворить возникающий спрос, представили на рынок большое число новых разработок, предназначенных для более точной оценки доходности инвестиций. Спектр таких разработок варьируется от бесплатных программ в интернете, которые моделируют и рассчитывают ROI на базе двух-трех входящих параметров, до нового программного обеспечения стоимостью до 200 тыс. долл. США. Действительно, всеобщее стремление использовать ROI становится похожим на приезд игроков в Лас-Вегас: автобус общий, но система игры у каждого своя.
При наличии на сегодняшний день такого разнообразия методик ROI проблема заключается в том, что эти разработки предоставляются теми же консультантами и системными интеграторами, которые заинтересованы в увеличении корпоративных инвестиций в IT. Это не секрет для финансовых менеджеров и даже для руководителей инвестиционных отделов. "Мы стараемся не слишком обращать внимание на неявные выгоды от проектов" - говорит Джон Проссер (John Prosser), старший вице-президент по финансам и административной работе компании Jacobs Engineering Group в Калифорнии. Аллан Вудс (Allan Woods), вице-председатель и директор по информационным технологиям компании Mellon Financial в Пенсильвании, добавляет: "Мы не станем рассматривать возможность повышения производительности труда, если проект не предполагает сокращения персонала".
Учитывая такое отношение, разработчики и консультанты прикладывают максимум усилий для количественной оценки неявных выгод от инвестиционных проектов. Хаббард, например, разработал методологию AIE (Applied Information Economics), которая, по его мнению, является "действительно научной и теоретически обоснованной". Он предлагает услуги собственной компании Hubbard Decision Research по оценке ROI, а также распространяет лицензию на использование AIE среди других консультантов.
Стивен Хошиер (Steven Hausheer), старший исполнительный директор чикагской компании Investrics, использующей основы методологии AIE в разработках программного обеспечения для оценки и анализа ROI, объясняет, как работает AIE. Основная идея заключается в том, что кажущиеся неизмеримыми выгоды от проекта можно количественно оценить. Рассмотрим, например, выгоду "более удобный доступ сотрудников к информации". На основании данных, полученных при опросах сотрудников, программное обеспечение компании Investrics дает возможность количественно оценить ответы на такой, например, вопрос: позволяет ли более удобный доступ к информации быстрее принимать решения? Вопросы могут зависеть и от вида деятельности компании. Например, если сотрудник страховой компании ответит на запрос клиента в течение часа, приведет ли это к увеличению вероятности заключения сделки, и если да, то на сколько процентов при этом повышается эта вероятность?
Аналогичным образом программа может быть использована для количественной оценки неизмеримых показателей выгодности проекта при помощи количественно-вероятных критериев (где вводной информацией служат ответы опрашиваемых с присвоенной количественной оценкой вероятности, то есть пять баллов для оценки "очень вероятно", один - для "маловероятно" и т. п.). Таким образом, оценке, основанной на качественных суждениях опрашиваемых, может быть присвоено адекватное количественное выражение.
Хаббард говорит, что система, которая дает вероятностное распределение оценки доходности проекта, отражает внутреннюю неопределенность критериев оценки возможного дохода по конкретному проекту. Таким образом, вместо единичной оценки доходности проекта AIE рассчитывает вероятностное распределение ROI, по сути являющееся совокупностью возможных результатов доходности проекта с указанием вероятности каждого результата. Хаббард может, например, рассчитать, что проект имеет ROI = 50% и вероятность этого результата равна 40%. Но, признавая риски, связанные с возможностью преждевременной отмены проекта или неполного его внедрения, он также может сделать вывод, что проект одновременно имеет десятипроцентную вероятность отрицательного ROI. На основании данных, предоставляемых менеджерами компании, Хаббард рассчитывает пороговый риск для компании клиента в отношении конкретного инвестиционного проекта. Если менеджеры согласны максимум на 15% риска отрицательного ROI в обмен на вероятный ROI, равный 50%, то проект получает "добро" на внедрение. Если же менеджеры готовы мириться лишь с пятипроцентной вероятностью убыточности проекта, то он не будет принят.
Зеленый свет - красный свет
Именно оценка общего риска проекта отличает Хаббарда и других подрядчиков и консультантов, использующих концепцию AIE, от тех, которые, по словам юмориста Уилла Роджерса (Will Rogers), никогда не сталкивались с IT-проектом, который бы им не понравился. Хаббард говорит, что в результате его аналитической работы около 20% рассматриваемых проектов получают отказ, а из оставшихся еще 60% требуют доработки или изменений, прежде чем будут утверждены для внедрения.
Финансовым директорам неплохо было бы опросить аналитиков, занимающихся расчетами ROI, сколько проектов получали отказ по результатам проведенного анализа. В условиях растущего числа клиентов, осознающих риск внедрения новых IT-проектов, некоторые консультанты по доходности инвестиций начинают предъявлять более жесткие требования к потенциально приемлемым инвестиционным проектам. "Если два или три года назад один из двух или трех проектов получал "добро" на внедрение в результате ROI-анализа, то сейчас это лишь один из пяти или десяти проектов. Критерии отбора становятся более жесткими", - говорит Даллас-Фини из компании Booz Allen Hamilton.
Однако, может быть, проблема не только в тщательности анализа, но и в самом подходе к оценке прибыльности проектов? Компания iValue использует принцип оценки IT-проектов, аналогичный методике оценки компаний на фондовой бирже. Основатели компании Рэй Тротта (Ray Trotta) и Кристофер Гарднер (Cristopher Gardner) убеждены, что большие IT-проекты нужно оценивать так же, как оценивают компании специалисты на Wall Street, уделяя особое внимание росту их стоимости для акционеров. Слишком часто, говорят они, компании проводят ROI-анализ с достаточной вероятностью успешности проекта, дают "добро" на внедрение, и после этого проект реализуется без должного финансового контроля. Тротта и Гарднер считают, что компании должны использовать пробные проекты-симуляции, для того чтобы понять, как и в какой степени проект будет приносить обещанный доход. Пилотный проект может также служить источником информации для анализа наряду с маркетинговыми исследованиями и аналитическими данными.
"ROI - это просто модный инструмент для тренировки управляющих, - говорит Гарднер. - Компании должны изменить сам подход к принятию инвестиционных решений". Ирония в том, добавляет он, что Wall Street нанимает IT-экспертов, стремясь повысить стоимость компаний за счет внедрения новых технологий, а IT-отделы не приглашают специалистов с Wall Street для более точной оценки финансовой стоимости IT-проектов.
Изменения, которые необходимо предпринять компаниям, потребуют значительных усилий, и Тротта допускает, что метод, используемый в компании iValue, "требует объединенных усилий специалистов обеих сложных дисциплин - IT и финансов". В таких условиях, говорит он, использование ROI позволит провести непрерывный анализ увеличения стоимости вложений.
Ясно одно - проведение ROI-анализа, на первый взгляд казавшееся "лекарством от всех болезней", то есть решением всех проблем, связанных с оценкой стоимости и общей сложностью IT-проектов, на самом деле быстро превращается, пожалуй, в главную проблему для всех управляющих, занимающихся IT-cтратегией: как разработать устойчивую систему оценки, в которой можно анализировать расходы на IT-проекты и наилучшим образом распределять инвестиции? Разумеется, нет недостатка в фирмах, предоставляющих услуги по решению подобного рода вопросов. Это означает, что компаниям придется выбирать между различными подходами к оценке проектов. Но те, которые успешно справятся с этой задачей, смогут сэкономить миллионы затрачиваемых впустую долларов и, кто знает, сколько часов работы персонала.
Может быть, Вы уже устали слышать термин "ROI", но основная дискуссия по этому поводу еще впереди.
:: вернуться в библиотеку ::