Бизнес-образование: психология потребителя
Автор: Глуханюк Н.С. (профессор, зав. кафедрой теоретической и экспериментальной психологии, директор института психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбург)
Источник: Доклад на II-й Конференции "Маркетинг компании на рынке бизнес-образования и консалтинга"
Большинство предлагаемых программ, услуг и продуктов рассчитаны на мало изученную в нашей стране социально-профессиональную группу предпринимателей. Причем в реальной жизни предпринимательство уже стало философией управления, способом мышления, образом поведения.
Предпринимательство – сложная сфера профессиональной деятельности, требующая не только специального экономического образования, но и специальных способностей, мотивации, личностных качества, причем в особом сочетании и выраженности. Поэтому продвижение бизнес образовательных программ на рынок невозможно без знаний психологических особенностей их потребителей.
Данные эмпирических исследований и наблюдения свидетельствуют в пользу высоких возможностей современных бизнесменов, но, в то же время и о постоянной потребности их выявления, а также о способах и средствах активизации. Одной из немногих институциализированных образовательных форм, не только создающих условия для развития личностных возможностей, но и заявляющих эту деятельность как целевую, является бизнес образование. Проблема заключается в выявлении особенностей специфической социально-профессиональной группы как основного потребителя бизнес образования.
Анализ исследований психологических характеристик предпринимателей позволил нам установить, что качества предпринимателей изучаются в экономической и психологической интерпретации в контексте успешности деятельности, с превалирующей опорой на данные зарубежных авторов и их теоретические предпочтения. Причем набор характеристик имеет устойчивую повторяемость: мотивация достижений, интернальный локус-контроля, склонность к риску, что составляет инвариантную часть психологического портрета предпринимателя. Делаются попытки типологизировать предпринимателей, которые характеризуются субъективным выбором оснований. Объектом большинства работ являются студенты и представители менеджмента, что не позволяет однозначно экстраполировать полученные данные на социально-профессиональную группу предпринимателей. К тому же просматривается определенный концептуальный волюнтаризм в выборе исследовательских планов и методов, а также проявляются стереотипы исследователей по отношению к предпринимателям.
Бизнесмены и менеджеры это самодостаточные амбициозные люди, которые не стремятся быть объектами изучения. Поэтому эксперимент проводился в образовательных учреждениях – Урало-Сибирском институте бизнеса и Институте управления и предпринимательства Уральского государственного университета (г. Екатеринбург). В нем принимали участие слушатели программ МВА, онтоменеджмента, директорских курсов, всего 238 человек. Все участники данных образовательных программ занимаются предпринимательской или управленческой деятельностью в Уральском регионе.
В качестве контрольной группы выступали предприниматели и управленческие кадры, не проходившие подготовку по данным образовательным программам. В работе использованы известные стандартизированные психодиагностические инструменты.
Исследование позволило выделить состав характеристик предпринимателей и отличительные особенности собственников и менеджеров.
Характерными особенностями психологического портрета собственников бизнеса являются хорошо развитая интуиция; выраженные познавательные потребности и стремление к профессиональному росту; потребность в самоактуализации в сфере бизнеса; выраженный интернальный локус ответственности, проявляющий сензитивность к ситуациям успеха и неудачи; ориентация на результат, а не на процесс; явное доминирование интересов и ценностных установок, связанных с работой, нежели с другими сферами жизни, направленность данных установок в будущее; сформированные рефлексивные способности, выраженная самоидентификация с бизнесом, высокие самоэффективность и уверенность в себе; развитая и адекватная система психологических защит.
Характерными особенностями психологического портрета менеджеров высшего и среднего звена выступают сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального в отношении решения будущих проблем; гармоничность выраженности интересов и ценностных установок в отношении работы в сравнении с другими сферами жизни; склонность рассматривать бизнес образование в качестве резерва профессионального и личностного развития; тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего роста, а не объективные результаты своего труда; стремление к профессиональному управлению, основанному на научных представлениях в области менеджмента, маркетинга и т.п.; стремление рассматривать профессиональные успехи в качестве следствия собственной активности.
В качестве резюме результаты сравнения психологических особенностей портрета собственников и менеджеров представлены ниже в виде отличительных и сходных характеристик.
Собственники | Менеджеры |
---|---|
явное доминирование ценностных установок, связанных с работой в сравнении с другими сферами жизни | гармоничность выраженности ценностных установок в отношении работы в сравнении с другими сферами жизни |
выраженный интернальный локус ответственности | сочетание экстернального локуса контроля в сфере неудач и интернального в отношении решения будущих проблем |
тенденция оценивать успешность своей профессиональной деятельности через объективные критерии функционирования бизнеса | тенденция оценивать успешность профессиональной деятельности через показатели внутреннего роста |
развитая интуиция в сочетании со сформированными рефлексивными способностями | развитые рефлексивные способности, склонность к самоанализу |
сфера личности:
|
сфера мотивации, ценностных установок, ориентиров:
|
сфера интеллекта:
|
сфера самосознания:
|
Выраженность показателей группы слушателей образовательных бизнес программ в сравнении с контрольной группой имеет как общие, так отличительные особенности. Предприниматели обеих групп характеризуются одинаково высоким уровнем потребности в достижении, высоким интеллектом, а также лабильностью в области когнитивных процессов и явно выраженным интернальным локусом контроля.
Обнаружен и ряд отличительных особенностей. В частности, предпринимателям, проходящим образовательную программу, свойственны большая гибкость поведения, сензитивность к себе, спонтанность, контактность, креативность, принятие агрессии как естественной человеческой характеристики, а также более адекватное самоотношение. Они характеризуются меньшей жесткостью в поведении, большей склонностью к мечтательности и более низким самоконтролем поведения.
Сравнение особенностей представлений о возможностях бизнес образования в группе собственников и менеджеров представлено ниже.
Собственники | Менеджеры |
---|---|
Бизнес образование как актуальная потребность | Бизнес образование как резерв, «страховка» |
Доминирование сферы профессиональных интересов | Профессиональные интересы выражены, но не доминируют явно |
Тенденция рассматривать успешность собственной профессиональной деятельности через успешность функционирования компании на рынке | Тенденция рассматривать успешность профессиональной деятельности через внутренний план личности (приобретение профессиональных знаний, навыков, интеллектуальное развитие, совершенствование социальных навыков), а также через материальное благополучие, карьерный рост в целом, при этом не обязательно в одной компании |
Обнаружено, что к окончанию процесса обучения у предпринимателей наблюдается снижение тревожности, гармонизируются эмоциональные состояния; а также уменьшается склонность к недооценке своих знаний, способностей; появляется большая осознаваемость возможности управлять собственными неудачами и меньшая сензитивность к внешним оценкам. Показатели предпринимателей качественно преобразовываются в процессе обучения от фрустрированности до самодостаточности; от ригидности и напряженности до расчетливости и высокого самоконтроля поведения.
Также следует отметить еще одну характерную особенность слушателей образовательных бизнес программ, свойственную как собственникам, так и менеджерам: ожидания слушателей успешного развития бизнеса или личной карьеры в связи с посещением бизнес курсов. Бизнес образование воспринимается как некоторое «средство от всех болезней».
В настоящем исследовании получены также данные об особенностях участников бизнес образования – мужчин и женщин. Обнаружены гендерные особенности проявления характеристик. Мужчинам-предпринимате¬лям свойственны большая интернальность, самоуверенность, склонность к нововведениям, синергия, а также напряженность, а женщинам-предприни¬мателям – большая контактность и коммуникабельность, независимость, гибкость поведения. В отношении остальных показателей ген¬дерные особенности не установлены.
Главный вывод состоит в том, что развитие, как предпринимательства, так и бизнес образования в нашей стране нуждается в научном осмыслении, эмпирических исследованиях и психологическом сопровождении не фрагментарно, а системно и систематически.