Главная страница ДонНТУ Портал магистров ДонНТУ Поисковая система ДонНТУ

Биография
Автореферат
Библиотека
Ссылки
Отчет о поиске
Индивидуальное задание
Авторские работы Загорий Ю.В.

Искусство фотографии

Мотивация

Я увлекаюсь фотографией, а в особенности - черно-белой. Фотография - это творчество с неограничеными возможностями, мне кажется ,что это море, у которого нет дна. Поэтому в своем индивидуальном задании я постаралась раскрыть тему об искусстве фотографии.

Как все начиналось...

Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира [1].

Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.

Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов. Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги.[2]

Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями фотографии [3].

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий.

целью работы является рассмотрение фотографии, как искусства, ее история и развитие, а также краткий обзор отдельных жанров фотографии.

На современном этапе развития фотография является довольно распространенным явлением, сегодня трудно представить, что фотографии когда-то не существовало – так сжились и свыклись мы с нею, так прочно она вошла во многие отрасли промышленности.

Изобразительное решение снимка - результат творчества фотографа. Здесь проявляется его отношение к снимаемому материалу, его вкус, его почерк. А фототехника становится гибким инструментом, который позволяет получить самые разнообразные изобразительные структуры снимка, воплощающие тему, сюжет. Так, в зависимости от содержания и изобразительных замыслов фотографа появляются общие, средние или крупные планы, светлая или темная тональность снимка, ракурсные построения, те или иные соотношения главного объекта изображения с второстепенными деталями.

Для получения действительно шедевра фотограф использует множество приемов. Сталкиваясь с выбором не только при создании фотографии, но еще и при выборе самого фотоаппарата. Объектив, диафрагма, светосила, глубина резкости, аберрации, размер матрицы, шумы и цветопередача, разрешение, RAW, TIFF или JPG, автофокус, экспозамер, режимы съёмки и прочие тонкости являются составными создания фотографии. Данным аспектам посвящена масса литературы, но для настоящего фотографа залогом его успешного творчества, конечно же, является практика. Рассмотрение этих элементов, технологической стороны фотосъемки и многих других аспектов фотографии просто невозможно уместить в данную работу, поэтому мы проведем лишь краткий обзор некоторых жанров фотографии.

Фотография - это нечто большее, чем просто картинка. Это то, что будет интересно другим людям. Это то, где настроение фотографа, идеи и мысли обретают некую форму и существуют уже независимо от него. Даже независимо от того, что он собирались в эту фотографию вложить. Потому что часть работы фотографа делается не разумом, а сердцем. И это не поддается никакому анализу - оно либо есть, либо нет. Хотя, осознать это довольно просто. Фотография - это страсть. Страсть, которая ведет фотографа в самые удаленные уголки планеты, заставляет мерзнуть и мокнуть в поисках лучшего кадра, корпеть ночами над снятым материалом, читать книги и статьи на тему фотографии и снимать, снимать, снимать…

Существует множество жанров фотографии, можно выделить некоторые из них: природа, портрет, макро, животные, ню, черно-белое фото, репортажи, жанровое фото и др. Попробуем кратко рассмотреть некоторые из них.

Пейзажи

Фотосъемка природы - одна из сложнейших областей фотографии. Многообразие объектов и явлений, а также жесткие современные требования к качеству снимков ведут к узкой специализации фотографов.

При съемках природы следует обращать особое внимание на цветопередачу. Игра цвета и света украсит любую фотографию. Весной в первую очередь привлекает внимание свежая зелень - снимайте молодые листочки, играйте с естественным светом, экспериментируйте! Очень интересные кадры можно сделать, если попробовать запечатлеть дождь. Главное при этом - не забывать защищать камеру от воды, иначе вместо снимков вы получите сломанный фотоаппарат. Вообще, фотографируя, важно научиться использовать природные явления себе во благо - будь то солнце, ветер или проливной дождь. В любой ситуации можно сделать отличный кадр! Интересный эффект дадут поляризационные фильтры - тогда на снимке останется яркое голубое небо, даже если вы снимали в солнечный день.

Животные

Для съемки животных прежде всего нужно разбираться в их поведении и хорошо владеть фотоаппаратом. Даже самые искусные охотничьи уловки не помогут, если ошибиться в установке фокуса, выдержки или диафрагмы, и никакие знания по фотоделу не подскажут, какое лучше выбрать место, чтобы найти и сфотографировать чуткого и очень осторожного зверя.

Съемка животных характеризуется несколькими важными моментами. Во-первых, такие "модели" очень пугливы, и фотограф должен действовать как можно более осторожно. Во-вторых, их поведение зачастую непредсказуемо, и поэтому довольно сложно поймать интересный момент. Но если удастся-таки сделать яркий кадр, то фотограф будет вознагражден снимком, которым потом можно будет хвастаться перед друзьями не хуже охотничьего трофея.

Камера для съемки животных должна иметь длиннофокусный объектив или объектив с большой кратностью зума. Это позволит снимать на приличном расстоянии, не пугая животных. Собственно, все вышеперечисленное известно почти всем фотолюбителям. Но существует еще несколько важных правил.

Животные, как правило, очень непоседливы, поэтому при съемке придется устанавливать очень короткую выдержку. Значит, объектив фотоаппарата должен обладать хорошей светосилой. Также важным параметром является чувствительность матрицы. При этом нужно иметь в виду следующее. Хотя в большинстве современных моделей фотокамер матрицы обладают чувствительностью ISO 400 и даже больше, в реальности далеко не все фотоаппараты в состоянии нормально снимать при высоком значении чувствительности из-за большого количества шумов.

При значительном фокусном расстоянии объектива заметное влияние на формирование изображения оказывает дрожание рук фотографа. Было бы неплохо, чтобы фотоаппарат был оснащен системой оптической стабилизации изображения. Хорошим подспорьем на фотоохоте также будет малогабаритный штатив.ресное. Животное, увиденное в необычной ситуации, смотрится интересней статичного портрета.

При съемке животных очень полезна функция получения серии фотографий за короткий промежуток времени. Потом из них можно выбрать наиболее интересный кадр. Особый разговор - съемка животных, ведущих ночной образ жизни. Зачастую приходится работать практически в полной темноте, поскольку даже свет от фонарика может спугнуть зверя. В этом случае лучше всего подойдет модель с функцией ночной съемки. Если же таковой нет, то придется пользоваться фотовспышкой. Для фокусировки в полной темноте ряд аппаратов имеет функцию подсветки автофокуса. Эта подсветка может осуществляться как светом видимого спектра, так и инфракрасными лучами. В то же время даже с применением подобной системы автофокусировка оставит желать лучшего, потому что сложно точно навести аппарат на объект фокусировки. В такой ситуации можно порекомендовать пользоваться ручными настройками, полагаясь на свой глазомер.

Перед съемкой животных рекомендуется сначала узнать что-нибудь об их повадках, почитав соответствующую литературу. Дело в том, что некоторые "модели" могут бояться определенных действий человека. Избегая "опасных" движений, фотограф сможет приблизиться к объекту съемки на меньшее расстояние. Будьте деликатными и бережно относитесь к природе. Помните, что, снимая животных, вы не должны вторгаться в среду их обитания.

Макро

Энциклопедический словарь дает следующее определение термина "макросъемка": это фото- или киносъемка средних или мелких объектов или их деталей, структуры обычно в масштабах от 1:10 до 15:1. При этом масштабом называют отношение размера изображения на пленке к истинному размеру объекта. Несмотря на то что термин "макросъемка" имеет, впрочем, как и все другие термины, относящиеся к фотографии, сугубо техническое описание, сам процесс требует творческого, художественного подхода.

Задача фотографа при макросъемке на природе - получить снимки, рассматривая которые, удастся заметить детали, невидимые невооруженным глазом. При этом необходимо помнить, что сама по себе макросъемка - это всего лишь инструмент, который фотограф использует для реализации творческих замыслов. Хороший художественный снимок, привлекающий внимание "непосвященных" зрителей, может получиться только в том случае, если в основе фотографии лежит интересная идея. При взгляде на снимок на ум не должна приходить фраза вроде "Ну это же макросъмка, а так ничего особенного" [2].

Есть огромная разница в фотографировании подвижных и неподвижных объектов. Говоря о съемке, например, насекомых, нужно признать, что первая и основная задача в данном случае - незаметно подкрасться к объекту. Конечно, это проблема скорее из области биологии, чем творчества. Все остальное решается уже средствами фототехники - глубина резкости, экспонометрия, фотографическая широта и прочие приемы. При съемке растений задача "незаметно подкрасться" практически отпадает, наверное, поэтому фотографий растений гораздо больше, нежели фотографий насекомых. А уж при съемке монет, медалей и прочих искусственных предметов такой проблемы просто не существует. Для того чтобы результат вашей фотосессии соответствовал ожиданиям, необходима небольшая предварительная подготовка. Во-первых, обязательно нужно обзавестись хорошим штативом, чтобы исключить сотрясения камеры, работающей с длительными выдержками, которые часто применяются в макрофото графии. Съемка с большим увеличением также требует стабильного положения камеры. Обеспечение неподвижности фотоаппарата во время экспонирования кадра - обычная роль штатива. Если же вы снимаете со вспышкой и длительность импульса достаточно мала (менее 1/400 с, например), то штатив в этом случае должен помочь сохранить постоянную дистанцию до объекта. Без штатива это не всегда бывает просто, особенно если вы согнулись в неудобном положении или у вас попросту затекли руки. При этом следует очень тщательно выбирать место съемки, чтобы не создавать тень на объекте. Самый большой недостаток штатива при макросъемке - трата времени на его установку. Так что, скорее всего, подвижные объекты придется фотографировать с рук.

Спорт (съемка движения)

Тот факт, что многие опасаются фотографировать движущиеся объекты, не вызывает удивления. Десятилетия низкочувствительных фотоплёнок и тёмных объективов приучили фотографов снимать только портреты замерших в полдень на жарком августовском солнце несчастных "объектов". Однако времена заметно изменились.

Современное оборудование и высокочувствительные плёнки позволяют фотографировать с более короткими выдержками, обеспечивая правильную экспозицию. А короткие выдержки "замораживают" быстрые движения, позволяя сфотографировать такие сюжеты, о которых наши родители могли только мечтать.

Для того чтобы всё получалось как следует, требуется большая точность и немалая практика, но подобные снимки всегда являются самыми зрелищными и эффектными из всех спортивных фотографий.

Портрет

Для того чтобы снять хороший портрет фотограф должен уметь "ставить свет" и общаться с моделью. Первая часть, обычно всеми понимается и худо-бедно выполняется. А вот со второй частью чаще всего возникают проблемы. Большинство начинающих фотографов забывают, что сидящая перед ними модель тоже требует внимания. И как любой человек, которому не смогли четко и ясно объяснить то, чего от него хотят - она не может использовать весь свой потенциал для достижения требуемого результата.

У фотографа нет роскоши формулировать задачи для модели общими и расплывчатыми терминами. Он как режиссер на площадке должен точно представлять чего он хочет и выражать свои желания простым и понятным языком. Например "опусти подбородок", "слегка улыбнись", "нахмурь брови" и т.д. Если пытаться управлять моделью с помощью общих понятий, типа "будь агрессивной" или "будь мягкой" - это может утомить и модель и фотографа и все равно не дать нужного результата. Необходимо изучение аналогов - картин, фотографий, скульптур - обращение внимания на то, за счет изменения каких мышц лица или наклона головы достигается то или иное настроение. Где находятся руки? Куда устремлен взгляд? Помочь модели войти в образ с помощью позы, постановки рук, направления взгляда и т.п. - это важнейшая задача фотографа.

Для достижения нужного настроения не помешает вспомнить что-то соответствующее. Можно вспомнить недавнюю встречу с друзьями для создания хорошего настроения или поговорить о дождливой погоде для создания грустного образа (если, конечно, модель не ассоциирует дождь с чем-то радостным и веселым). Главное, не позволять модели просто ждать, пока будет нажата кнопку затвора. Она должна быть в образе. Не просто замереть перед камерой в требуемой позе, а жить перед ней согласно заданному вами образу и сценарию. А уже задачей фотографа будет остановить мгновение этой "придуманной вами" жизни.

Профессионалы утверждают - самые обычные снимки семьи, друзей, памятных событий можно выполнить на высоком художественном уровне, достойном строгих критериев фотобиеннале, если подойти творчески и серьезно к самому процессу съемки. Суть успеха не в марке или тюнинге фотоаппарата, а в умении интересно выстроить кадр, правильно выбрать освещение, подчеркнуть характер персонажа, найти парадоксальное в обыденном.

Жанровая и репортажная съемки

Безусловно связана с такими фамилиями как Брессон, Капа, Эрвитт, Куделка, Фуско. Наверняка этот жанр является натболее интересным не только для самих фотографов, но и для зрителей. Жанровое фото - не просто запечатление реальности, а порой и создание этой самой реальности в соответствии с видением фотографа и его мироощущением. Умение видеть в банальном необычное, смотреть на обычные вещи с другой стороны и создавать поистине шедевры, иногда непонятные среднестатистическому зрителю и отличает жанровый стиль.

Уходя, гасите цвет или черно-белая фотография...

Много противоречивых мнений существует о черно-белой фотографии. Одни говорят о том, что черно-белая фотография раскрывает всю гармонию фотографии, передает настроение, выделяет черты лица, цвет не отвлекает от главного - смысла, эмоций, красоты не связанной с цветом, линий. Другие же сходятся на мнении, что чёрно-белые фотографии подходят больше всего для портретов, чтобы сделать акцент на взгляд и состояние души, больше как бы чувствуется то мгновение. Но отрицательно относятся к черно-белым пейзажам, считая, что природа не должна увядать и незачем зачем с неё убирать краски.. Сделать хорошую черно-белую фотографию с одной стороны легче, так как можно скрыть недостатки цветовой гаммы, но с другой - намного сложнее. С черно-белой фотографией легче работать, когда техника не дает разгуляться на полную, но требует большей внимательности. Впрочем, сколько людей - столько мнений.

Есть в них магия. Настроение...

Люблю черно-белые фотографии и не только за сентиментальность и "ретро". Они ведь зачастую бывают более художественными и выразительными, более историчными, отражают дух эпохи, люди на них получаются более фактурными. И это не спроста, ведь у фотографа, сильно ограниченного в отличае от того же художника, отнимают очень многое - цвет, но и дают не мало - свет и тень, на которые в обычных фотографиях мало кто обращает внимание.

Для меня черно-белая фотография - это отдельное искусство. Совсем иное настроение получается, совсем иное восприятие фотографии. Это безусловно стиль, это безусловно настроение и красота. Не каждой фотографии "идёт" быть черно-белой. И не каждая фотография будет вызывать столько эмоций, если её просто в фотошопе сделать ч/б. Профессиональные фотографии бывают просто божественны. Просмотрела очень многие работы и действительно, черно-белая фотография это нечто особенное.

Литература
  1. Келби, Скотт. Цифровая фотография.: Пер.с англ.-М.:ООО"И.Д.Вильямс",2007.-С.120-137.

  2. Давид Захарович Бунимович «Краткий курс фотографии» Изд. второе. М., «Искусство», 1975.-С.60-78.

  3. Буш, Дэвид. Цифровые зеркальные фотокамеры для "чайников", 2-е изд.: Пер. с англ.- М.: ООО "И.Д.Вильямс",2008.- С.263-284.