Стародубцева (Нечепуренко)
Анна Юрьевна
Магистр ДонНТУ Стародубцева (Нечепуренко) Анна Юрьевна

Роспись по стеклу

Нам трудно представить себе жизнь без стекла – без легкой, словно невесомой современной архитектуры «из стекла и стали», без такой привычной стеклянной посуды – от обыденных стаканов до уникальных авторских изделий, без разнообразных светильников, экранов телевизоров и т.д. А ведь было время (по историческим меркам совсем недавнее), когда окна из небольших стеклышек мог себе позволить только очень богатый человек. Остальные обходились слюдой, бумагой, бычьим пузырем. Как же темно было в тех домах!

Стекло было не только дорого, но и красиво. Путем добавления различных примесей люди научились изготовлять цветное стекло. Знаменитым стекольщикам Венеции под страхом смертной казни запрещалось выдавать секрет своего ремесла иностранцам. Если стекольщик скрывался за границей, его разыскивали и преследовали в духе лучших современных шпионских триллеров. Но, как когда-то столь же тщательно оберегаемый секрет получения шелка, секрет стекольного мастерства перестал быть тайной.

Эпохой торжества стекла можно назвать период готики. Из дорогого цветного стекла создавали замечательные огромные витражи соборов. Какое потрясение испытывал, наверное, житель тесного и грязного средневекового города, когда входил в собор! Собор был не только самым высоким зданием т символом города, его гордостью, но своим огромным внутренним пространством и сиянием света он создавал впечатление того, что человек находится на небесах. Ведь без помощи ангельских сил такое невозможно!

Средневековье было периодом наивысшего расцвета искусства витража. Но ни сам материал, ни возможности его применения не были забыты и в более поздние времена. Иногда витражи занимали только часть окон жилого здания, порой украшено витражом было всего одно окно. Например, витражное окно есть в усадьбе А.П. Чехова в Мелихове. Таинственный и притягательный свет таких окон создает неповторимую атмосферу, ласкает взгляд.

В наше время интерес к украшению стекла возрождается. Изобретение современных, доступных и легких в работе материалов позволяет создавать иллюзию витража, не придерживаясь его традиционно трудоемкой технологии. Более того, подобные материалы позволяют оформлять не только стекло, но и прозрачный пластик. Благодаря этому значительно расширился ассортимент столь модных сейчас изделий «hand made», включая изделия от подарочных коробочек до открыток.[1]

Существует несколько типов классических витражей. Перечислим некоторые из них:

Витраж в технике Тиффани.

Витраж в технике Тиффани

Эта техника унаследовала название от своего изобретателя, Льюиса-Комфорта Тиффани, благодаря деятельности которого в начале ХХ века витражное искусство переживало настоящий расцвет: его тенденции радикальным образом влияли на стиль той эпохи. У Тиффани красители оказывались внутри стекольного листа, поэтому не было необходимости как-то дополнительно обрабатывать поверхность витража, не надо было наносить рисунок. Другим важным нововведением являлся метод предварительной компоновки витража: сначала стекла окаймлялись тончайшей полоской меди, затем лекала подгонялись под определенную модель, в конце концов, они соединялись методом оловянной пайки. В сравнении с профильной свинцовой конструкцией, тончайшая медная полоска оказывалась более податливой и значительно облегчала процесс, позволяя, таким образом, изготавливать лекала из стекла практически любого размера, даже совсем маленькие. То есть, благодаря изобретению техники Тиффани, стало возможным производить очень сложные витражи с детально разработанным рисунком.

Традиционный витраж

Традиционный витраж.

На протяжении всего Средневековья в качестве опоры для витражей использовались специальные каркасы из гипса, алебастра или дерева; в дальнейшем для этого стали применять свинцовые планки, что позволило уменьшить толщину оправ и облегчить тем самым конструкцию витражей. В наши дни эта техника, считающаяся наиболее экономичной, признается и используется всеми стекольщиками. Для того чтобы как-то декорировать такой витраж, который иначе будет казаться слишком простым и незатейливым, можно использовать метод окрашивания его поверхности специальными эмалями, или же технику гризайль.

Витраж-коллаж.

Витраж-коллаж

Речь идет о технике, безусловно, более современной и инновационной, применяется она также для изготовления художественных витражей; некоторые фазы производственного процесса имеют явное сходство с технологией изготовления витражей традиционным способом, но разрезанные стекла, вместо того, чтобы соединиться посредством свинцовых профилей или же медных полосок, соединяются полимерным раствором на специальном основании из прозрачного стекла, предназначенном для их сборки. Основной художественной особенностью витража-коллаж является отсутствие четких линий рисунка, благодаря чему вся композиция воспринимается как очень легкая и прозрачная. Пока этот метод еще не получил широкого распространения, однако можно ожидать, что совсем скоро он будет применяться во всех областях, где используются художественные витражи, поскольку при помощи подобной технологии можно создавать очень прочные витражи достаточно быстро, причем они будут отличаться легкостью конструкции, кроме того, метод не предусматривает никаких ограничений по размеру.

Псевдовитраж

Псевдовитраж

Техника псевдовитража была разработана для тех случаев, когда надо декорировать помещение за короткий срок, вкладывая минимум средств, при этом вовсе не обязательно иметь представление о технологии резки стекла. Только настоящий специалист в этой области заметит, что стекла не вырезаны и вставлены в свинцовые каркасы, это просто декоративный эффект, для создания которого использовали свинцовую клейкую ленту и красители, то есть на самом деле отделывается только поверхность стекла. Не так давно технику псевдовитража оценили по достоинству и начали использовать мастера-стекольщики, профессионально занимающиеся изготовлением витражей. Эта техника позволяет добиться впечатляющего эффекта, будучи при этом относительно несложной.[2]

Техника псевдовитража в последнее время развилась в роспись по стеклу. Которую используют при декорировании интерьера. Перчисленные ниже материалы и инструменты являются необходимыми для росписи по стеклу.

Краски для росписи по стеклу

В продаже имеется немало типов красок различной консистенции для росписи по стеклу, в их основе могут лежать синтетические растворители либо вода. Густые водяные краски при необходимости могут быть разбавлены, но в целом они обладают естественной текучестью. Период высыхания росписи колеблется от 30 минут до 10 дней в зависимости от используемой краски. В некоторых случаях композицию, выполненную красками, надо высушивать в духовом шкафу для придания ей прочности.

Краска-аутлайнер

С помощью этой краски можно наметить общую структуру рисунка. Первоначально она использовалась для разметки линий и прочерчивания контуров в витраже, но теперь эта краска, оставляющая на стекле и других поверхностях рельефные очертания, имеет более широкую сферу применения. Краска-аутлайнер бывает разных цветов, но чаще всего употребляют черную, серую, золотую и серебряную. Продают её в различных упаковках, наиболее распрстранены металлические тюбики и пластиковые флаконы, то и другое – с конусовидной насадкой, через которую выжимается краска. Аутлайнер разбавленный водой используют как обычную краску.

Кисти

Конечно существуют специальные инструменты для росписи стекла, но для работы в домашних условиях можно пользоваться практически любыми кистями. Можно взять мягкую кисть для краски №2, она особенно пригодна для мелких изделий для интерьера, так как её мягкий волос помогает делать мягкие, плавные, гладкие мазки.

Чтобы фактура росписи приобрела большую эффектность, используется либо более жесткая щетинная кисть, выровненная обрезыванием кончиков волоса, либо кусок губки, либо даже скомканный мешок из пластика. Для изображения, наносимого водяными красками, можно пользоваться различными кистями или даже аппликатором, но, расписывая стекло красками, основанными на растворителе, применяется только кисть.

Отделка

Для усиления декоративного эффекта росписи по стеклу в нее можно включить некоторые предметные детали. Так, можно добавить крошечные бусинки или маленькие ракушки, пуговицы, блестки.[3]

Роспись по стеклу относительно недавно стала моим хобби. Здесь выложены некоторые мои работы.

Ваза с лилией и цветком (вид сзади) Ваза с лилией и цветком (вид спереди)

Ваза с лилией и цветком

Ваза с лилиями и ромашками (вид сзади) Ваза с лилиями и ромашками (вид спереди)

Ваза с лилиями и ромашками

Картина с виноградом

Картина с виноградом

Кувшинчик (вид сзади) Кувшинчик (вид спереди)

Кувшинчик

Заварничек (вид сзади) Заварничек (вид спереди) Заварничек (вид сверху)

Заварничек

Коньячное солнышко

Коньячное солнышко

Витражная рамочка + акварельный рисунок

Витражная рамочка + акварельный рисунок

 

Список использованных источников и полезных ссылок по теме:

  1. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. – М.: Издательский Дом МСП, 2005. – 112с.
  2. Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу/ Мария де Спирито, пер. с итал. Е. Лысовой. – М.: «Альбом», 2006. – 128.
  3. Alan Gear Art Nouveau Glass Painting Made Easy Crafts & Hobbies/ Alan Gear, Barry L. Freestone, 2003. - 105p.
  4. Витражи в России - фото витражей, статьи про витражи, изготовление витражей
  5. Мастерская Витражной Росписи
  6. Авторский сайт - Художественная роспись по стеклу, роспись кожи
  7. КреатиFF во всех его проявлениях!
  8. Витраж - Википедия