head
 
Магистр ДонНТУ Ерихова Анна Викторовна

Ерихова Анна Викторовна

Механический факультет
Кафедра Управления качеством
Специальность: Качество, стандартизация и сертификация
Научный руководитель: Масюк Леонид Николаевич


Тема работы: Разработка предложений по ГМА поверке весов для определения массы автотранспорта в движении

 

Реферат

В связи с ростом товарообмена между странами резко увеличилась интенсивность внешних перевозок, осуществляемых грузовым автотранспортом.
Автомобильные весы все чаще включают в информационно-управляющие системы, где результаты взвешивания служат основой для расчетов между покупателями и продавцами, для  внутрифирменного и бухгалтерского учета, для управления технологическими процессами. Данные взвешиваний часто служат основной информацией при  принятии управляющих решений. В этих случаях повышенная погрешность весов может стать причиной неверных решений, материальных потерь, привести к несанкционированному перераспределению товаров и денежных средств между  участниками производства, транспорта, торговли.
В результате установки электронных автомобильных весов  можно получить контроль над грузооборотом предприятий и организаций, это не выгодно только тому, кто не заинтересован в уменьшении производственных потерь, а применение программного обеспечения позволяет еще более эффективно контролировать все этапы взвешивания.
Проблема обеспечения высокого качества продукции находится в прямой зависимости от степени метрологического обеспечения производства. Это, в значительной мере, проблема умения правильно измерять параметры качества материалов и комплектующих изделий, поддерживать заданные технологические режимы, т.е. измерять множество параметров технологических процессов, результаты измерений которых преобразуются в управляющие команды. Схема процесса измерения массы автотранспорта автомобильными весами приведена на рис.1 [4-6].

 

Анимированная схема процесса измерения массы автотранспорта автомобильными весами

Рисунок 1 - Анимированная схема процесса измерения массы автотранспорта автомобильными весами
Количество кадров - 14; количество циклов повторения - бесконечно; объём - 51кБ


Одной из многочисленных задач метрологической службы предприятия для обеспечения точности и надежности выполняемых измерений является  своевременное проведение поверки, калибровки и метрологической аттестации средств измерительной техники.
Поверка, калибровка и метрологическая аттестация средств измерительной техники выполняется в соответствии с нормативными документами [1-3,7,8,10].
Содержание действующих нормативно-методических документов  во многом не соответствует современному уровню техники, не учитывает новых требований.
Выбор норм точности измерений, результаты которых используются при контроле качества продукции, диктуется допускаемыми значениями вероятностей брака  контроля. Чем выше точность измерений, тем меньше вероятность брака  и тем меньше экономические потери, связанные с повторным контролем годных и эксплуатацией дефектных изделий.
Поэтому, в связи с выше сказанным, вопрос определения точности веса автотранспорта в движении  играет немаловажную роль, а совершенствование процессов взвешивания и самих средств взвешивания – весов,  в настоящее время очень актуален не только для нашей страны, но и для всех стран мира. Созвучна с актуальностью и цель, выбранная для работы – характеристика общих требований по совершенствованию измерения массы автотранспорта в движении.
Задачи работы сводятся к следующему: изучению нормативно-законодательных документов, регламентирующих проведение государственной метрологической аттестации и поверки автомобильных весов в движении.
Основные вопросы, касающиеся правоотношений, возникающих во время проведения метрологических работ, приведены в Законе Украины «О метрологии и метрологической деятельности». Закон определяет правовые основы обеспечения единства измерений в Украине, регулирует общественные отношения в сфере метрологической деятельности и направлен на защиту граждан и национальной экономики от последствий недостоверных результатов измерений.
Измерения, осуществляемые в сфере распространения государственного метрологического надзора, должны выполняться в соответствии с аттестованными методиками измерения. Результаты измерений могут быть использованы при условии, если известны соответствующие характеристики погрешностей измерений.
Государственная метрологическая аттестация автомобильных весов в движении относится к метрологическому контролю.
ДСТУ 3215 устанавливает общие требования к организации метрологической аттестации средств измерительной техники, порядок ее проведения и оформления результатов.


Заданиями метрологической аттестации СИТ являются [1,3,9]:
- определение и установление соответствия метрологических характеристик СИТ требованиям технического задания (ТЗ) на разработку и другие нормативные документы, которые распространяются на соответствующие СИТ;
- проверка правильности выбора, методов и средств поверки СИТ, приведенных в эксплуатационной документации;
- практические проведение методик поверки;
- установление пригодности СИТ к использованию.


Решения про пригодность к эксплуатации СИТ, предназначенных для использования в сфере распространения государственного метрологического надзора, принимается на основании результатов метрологической аттестации.
Средства измерительной техники передаются на метрологическую аттестацию вместе с документацией, в состав которой должны входить:


- ТЗ на разработку СИТ или документ, который его заменяет;
- эксплуатационная документация;
- технические условия (если в ТЗ предусмотрена их разработка);
-  проект программы и методики метрологической аттестации (ПМА);
- проект методики поверки СИТ как отдельный документ или раздел эксплуатационной документации.


На СИТ, которые поступают по импорту, эксплуатационная документация представляется в виде комплекта документации фирмы-производителя соответствующего СИТ (с переводом на украинский или русский язык) и эксплуатационной документации, разработанной на основании    документов    фирмы-производителя    с    учетом       требований
ДСТУ 2.601.
Проект программы метрологической аттестации разрабатывается и утверждается до начала проведения аттестации и в общем виде должен содержать последовательность действий и требований к:
- рассмотрению технической документации;
- экспериментальному исследованию метрологических характеристик;
- оформлению результатов аттестации.
ПМА утверждается организацией, которая проводит метрологическую аттестацию, и согласуется с организацией, которая подает СИТ на аттестацию.
По позитивным результатам метрологической аттестации оформляется свидетельство установленной формы, которое подлежит учету и хранится весь период эксплуатации данного СИТ [7,8,11].    

Весы электронно-тензометрические автомобильные типа ВB-15D1.4A/D  предназначены для взвешивания грузов в динамике, перевозимых автомобильным транспортом.  В обозначении весов зашифрованы следующие данные:              
В - общее обозначение весов
B - способ установки весов
15 - наибольший предел взвешивания — 15 т
D - вид отсчетного устройства — дискретно-цифровой
1 - визуальный отсчет
4 - дистанционный отсчет
A – автомобильные
D - взвешивание в динамике 

 

Весы электронно-тензометрические автомобильные типа

Рисунок 2 - Весы электронно-тензометрические автомобильные типа
ВB-15D1.4A/D

В состав весов входят: грузоприемное устройство в виде платформы, электронно-измерительных блоков вторичных преобразователей весового процессора, тензорезисторные датчики, соединительная коробка, руководство по эксплуатации с разделом «Поверка».
Эти весы позволяют в полуавтоматическом режиме:
- взвешивать на ходу загруженный и порожний автотранспорт;
- регистрировать в базе данных веса брутто и нетто автомашины с формированием и выдачей на экран дисплея или на печать протокола;
- регистрировать неравномерность загрузки автотранспорта в продольном направлении;
- формировать сигналы оператору (весовщику, диспетчеру) при нарушениях режима технологического процесса взвешивания и регистрировать их (превышение или занижение скорости движения);
- хранить и передавать информацию о массе груза ее технологическим пользователям - диспетчеру цеха, коммерческой службе и т.п. в соответствии с потребностями Заказчика;
- осуществлять связь с подсистемами АСУ предприятия;
- выполнять служебные (внутрисистемные) функции: тестирование системы и отдельных подсистем, информирование о сбоях в системе.
Назначение составных частей весов:
Грузоприемное устройство предназначено для размещения на нем одной оси взвешиваемого автотранспортного средства, независимо от типа оси (одинарной, сдвоенной или строенной). Грузоприемное устройство является сварной металлоконструкцией и установлено на 2-х силоизмерительных датчиках.
Электронное измерительное устройство предназначено для преобразования сигнала датчиков в цифровые значения, их считывания с последующей математической обработкой и индикацией результатов взвешивания нагрузки на ось. Электронно-измерительный блок подключается к датчикам весов с помощью кабеля. Для защиты кабеля от влияния внешних механических и других нежелательных воздействий необходимо проложить его в заглубленной в землю трубе, соединяющей операторскую с грузоприемным устройством.

Грузоприемное устройство      

Рисунок 3 - Грузоприемное устройство

Тензорезисторные датчики неподвижно и прочно прикрепляются к грузоприемной платформе. Способ установки датчиков должен предусматривать доступ к ним в процессе эксплуатации и периодических технологических или ремонтных осмотров и ТО.
Эксплуатационная документация предназначена для изучения правил эксплуатации весов, электронного устройства и программного обеспечение весов в рамках базовых функций. В эксплуатационную документацию могут включаться необходимые сведения о системе учета и передаче данных, отвечающей дополнительному ТЗ на специальное программное обеспечение весов.
Технические характеристики весов:
Класс точности весов по ГОСТ 30414 - 2.
Отсчетное устройство — дискретно-цифровое.
Непостоянство показаний ненагруженных весов и размах показаний не должны    превышать   значения   допускаемой  погрешности  согласно  ГОСТ 30414.
Наибольший предел взвешивания (НПВ), наименьший предел взвешивания (НмПВ), дискретность отсчета /dd/, число поверочных делений /ne/, пределы допускаемой погрешности согласно ГОСТ 30414.
Потребляемая мощность должна быть не более 35 ВА.

Весовой контроллер выполнен на базе IBM - совместимого процессора со слотами типа ICA / PCI . Весовой контроллер имеет развитое программное обеспечение, позволяющее решать широкий круг задач по взвешиванию и идентификации различных транспортных средств, а также температурной коррекции результатов взвешивания.
Программное обеспечение включает в себя следующие алгоритмы:
идентификации транспортных средств;
измерения и обработки информации по взвешиванию;
контроля параметров движения;
диагностики внештатных ситуаций.

Весовой контроллер

 

Рисунок 4 - Весовой контроллер


При этом определяется: скорость прохождения транспорта и факт нарушения допустимых скоростных режимов.

 

Перечень источников

  1. МР МОЗМ 76. Международная рекомендация. Международная организация законодательной метрологии. Неавтоматические весоизмерительные приборы.
  2. МР МОЗМ 106. Международная рекомендация. Международная организация законодательной метрологии. Автоматические железнодорожные весы для взвешивания в движении.
  3. МР МОЗМ 134. Международная рекомендация. Международная организация законодательной метрологии. Автоматическое оборудование для взвешивания автотранспортных средств в движении.
  4. ГОСТ 30414-96. Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования.
  5. OIML TC9/SC2. Fоurth Cоmmittee Draft Recоmmendatiоn. Autоmatic instruments fоr weighing rоad vehicles in mоtiоn.
  6. СТБ 1845-2008. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении. Общие требования и методы испытаний.
  7. МИ 2520-99 Весы электромеханические большегрузные. Методика поверок.
 
ДонНТУ Портал магистров