Гордиенко Сергей Владимирович

Факультет Компьютерных информационных технологий и автоматики

Спортивный покер

Введение

29 апреля 2010г. в Дубае  на ежегодном конгрессе Международной Ассоциации Интеллектуальных Игр было принято решение о признании покера «интеллектуальной игрой», наравне с шахматами и бриджем. Отныне покер являться частью World Mind Sport Games, которые будут проводиться в Великобритании, параллельно с Лондонской Олимпиадой 2012 года.
Последние годы все больше и больше стран признают покер видом спорта, создаются федерации спортивного покера и Украина не исключение. Так чем же интересна эта игр? В чем её особенности и благодаря чему она пользуется такой популярностью?
О всем этом я постараюсь изложить ниже в этом разделе.

История игры и её основы

Покер (англ. poker) – карточная игра, цель которой - выиграть ставки, собрав как можно более высокую покерную комбинацию, используя 5 карт, или вынудив всех соперников прекратить участвовать в игре.
Покер как карточная игра существует более 500 лет. Первые упоминания об игре, похожей на покер, относятся к 1526 году: в Италии и Испании очень любили играть в «primero», во Франции эту же игру называли «la prime». Каждому игроку сдавались 3 карты, после чего по кругу объявлялись ставки, и в итоге выигрывала одна из комбинаций: три или две карты одинаковой ценности, или же три одномастные карты.
К началу восемнадцатого века английский прототип покера назывался «брэг» (brag), немецкий – «похшпиль» (pochspiel), а французский – «пок» (poque). Причем на руки игрокам сдавалось по пять карт, а блеф стал одним из важнейших элементов игры.
Принято считать, что современное название игры «покер» произошло именно от названия французской карточной забавы XVIII века.
Одним из первых новую популярную игру описал Джонатан Грин во время своего путешествия по Миссиссиппи в 1834 году. Он не раз наблюдал за тем, как матросы увлеченно играли в карты. В игре принимали участие 2-4 человека, а колода карт состояла из тузов, королей, дам, валетов и десяток (т.е. всего из 20 карт). Грин прозвал эту карточную забаву «игрой обманщиков», т.к. успел заметить, насколько в ней было важно хитрить и блефовать.
Есть и другие версии происхождения этой карточной игры. Например, согласно одной, в Китае первого века нашей эры очень похожая на покер игра появилась в результате эволюции домино, а другая гласит, что прямой предок покера – персидская игра «as nas», в которой пятеро человек испытывали судьбу при помощи 25 карт пяти мастей.
В XIX веке французские колонисты, селившиеся первое время на территории Луизианы, завезли покер в Америку. Игра приобрела такую популярность, что одно время даже считалась национальной карточной игрой. В середине XIX века в покер играли уже колодой из 52 карт.
Возвращение покера в Европу относится к 1870 году, когда посол США в Великобритании полковник Джейкоб Шенк представил игру при дворе королевы Виктории. Полковник составил подробное описание правил игры в покер, крайне заинтересовавшее королеву.
В XX веке появился клубный покер, имеющий сегодня более десятка разновидностей, среди которых «Техасский Холдем», «Омаха», «Дро-покер», «Стад-покер». Наиболее распространенным из них является «Техасский Холдем» – первая карточная игра, согласно общеамериканской легенде, появившаяся в городке Робстаун, штат Техас.
Сейчас «Техасский Холдем» – официальная игра на турнирах World Series of Poker (WSOP). Впервые этот Чемпионат был проведен в 1970 году и теперь ежегодно собирает тысячи поклонников в стенах казино Horseshoe в Лас-Вегасе.

Правила игры в покер

В покер играют разными колодами — по 32, 36, 52 или 54 карты, но чаще всего используется стандартная колода из 52 листов с равнозначными мастями. Играет несколько участников (2 и более, обычно до 10). Значения карт располагаются по нисходящей от туза и далее (король, дама, валет, 10,…2). Туз может рассматриваться и как младшая карта для образования последовательности («стрит») до 5 включительно, и как старшая (в комбинации король-дама-валет-10). Игра (которая также часто называется рукой) состоит из нескольких фаз (в зависимости от разновидности покера), т.н. раундов торговли или улиц. Каждая из них начинается с раздачи новых карт. После раздачи карт каждый игрок имеет возможность сделать ставку или выйти из игры. Победителем считается тот, чья комбинация из пяти карт окажется лучшей, или тот, кто сможет вытеснить из игры других игроков с помощью ставок или блеф-ставок и останется один до вскрытия карт.
Покерные комбинации:
«Флеш-рояль» – 5 старших карт одной масти.
«Стрит-флеш» – 5 последовательных карт одной масти.
«Каре» – 4 карты одного достоинства.
«Фулл» («фулл-хаус») – 3 карты одного достоинства и 2 другого.
«Флеш» – 5 карт одной масти.
«Стрит» – 5 последовательных карт.
«Тройка» – 3 карты одного достоинства.
«Две пары» – 2 карты одного достоинства и 2 другого.
«Пара» – 2 карты одного достоинства.
«Старшая карта»/«кикер» – ни одной из вышеописанных комбинаций.

При совпадении комбинаций более сильной является комбинация со старшими картами.
Виды ставок и терминология игры:
Поставить, «бет» (англ. bet) – сделать ставку.
Ответить, «колл» (англ. call) – поставить столько же, сколько поставил соперник – уравнять.
Поднять, атаковать, «рэйз» (англ. raise) – увеличить ставку – поставить больше, чем соперники.
Пасовать, сбросить карты, «фолд» (англ. fold) – отказаться от дальнейшего участия и сбросить карты.
«Чек» (англ. check) – в ситуациях, когда ставка уже была сделана вслепую или ставки не были сделаны соперниками – не добавлять ставку, оставить «как есть».

В покере существует правило, по которому игрок участвует в игре только теми деньгами, которые он положил на стол – «стек» (англ. stack). Пополнять стек можно только между играми. Забирать из «стека» нельзя без ухода из-за стола. В случае, если у игрока кончились деньги в процессе торговли, он продолжает участвовать в игре, но не участвует в дальнейшей торговле и на столе образуется дополнительный или побочный банк (или банки), которые могут выиграть только оставшиеся соперники.

Спортивный покер – это интеллектуальная карточная игра, в которой игроки соревнуются друг с другом по утвержденным в установленном порядке правилам в умении, мастерстве просчитывать разнообразные вероятности и шансы сбора выигрышной комбинации, оценивать тактику и стратегию игры противника.
Цель каждого игрока – выиграть банк в раздаче путем набора более старшей, чем у партнеров комбинации, либо вывести партеров из игры посредством своей ставки (серии ставок).
Для игры в спортивный покер используется стандартная полная колода в 52 листа четырех мастей достоинством от двойки до туза. Старшинство карт: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, валет (J), дама (Q), король (K), туз (A). При образовании некоторых покерных комбинаций туз может выступать как самой старшей, так и самой младшей картой.
В спортивном покере масти не различаются по старшинству за исключением случаев:

  1. Определения положения баттона при жеребьевке в «Техасском Холдеме» и «Омахе». (Батон – маркер (как правило, круглый диск), указывающий очередность первого слова в торговле. Первую заявку в каждом круге торговли делает игрок, сидящий слева от баттона. После каждой раздачи баттон перемещается по часовой стрелке к следующему игроку).
  2. Определения игрока, делающего первую заявку в торговле в «Семикарточном стад-покере» в случае равенства комбинаций на борде (борд – карты, которые лежат на столе в открытую).
  3. Во время «чип-рэйза». (Чип-рэйз – обмен мелких чипов (фишек) на крупные в тот момент, когда мелкие чипы уже не нужны в игре).

Для этих целей старшинство мастей определяется следующим образом: пики, червы, бубны и трефы (где пики – старшая масть).
Масти не учитываются при определении победителя раздачи. Иными словами, флеш в одной масти не считается сильнее флеша в другой масти (при сравнении двух флешей учитывается только старшинство карт; при совпадении достоинства всех пяти карт, составляющих флеш, банк делится между обладателями равных флешей).
Соревнования проводятся по следующим дисциплинам спортивного покера: «Техасский Холдем», «Омаха», «Семикарточный стад-покер».

Математика покера

Покерная математика является очень обширной и многогранной. Играющим игрокам нужно следить за положением каждого игрока сидящих за столом, анализировать и оценивать диапазоны рук, подсчитывать количество фишек в своем стеке и стеках других участников за столом, определять правильный размер ставки и многое, многое другое.
Но основным разделом покерной математики безусловно является розыгрыш неготовых рук, подсчет своих аутов, оддсов и пот-оддсов. Более подробно об этом ниже.

Руками-дро называются неготовые руки, которым нужна определённая карта для улучшения до сильной комбинации. Чаще всего им не хватает только одной карты, например, если у вас 4 пики, вам нужна ещё одна пика для флеша. Карты, которых вам не хватает для завершения комбинации, называются аутами. Все оставшиеся пики в колоде и есть ваши ауты.
Классическая ситуация в покере выглядит следующим образом: на флопе или, может быть, на тёрне у вас рука-дро, и противник делает ставку. Вопрос состоит в том, выгодно ли вам коллировать эту ставку.
Именно тут в дело вступают ауты, оддсы и пот-оддсы. Они составляют математический фундамент, на основе которого мы должны принмать решение о дальнейшем плане участия в раздачи.
Аутами, как уже говорилось, называются карты, которые улучшают вашу руку до победной.
Оддсы это и есть вероятность того, что один из ваших аутов будет выложен на следующих улицах.  
И наконец-то пот-оддсы - это соотношение между возможным выигрышем и ставкой, которую вы должны коллировать. В каком-то смысле это соотношение риска и прибыли. Если сравнить его с оддсами, то можно сделать вывод, выгодно ли вам платить со своей рукой-дро, пытаться поймать свои ауты на следующей улице/улицах.
Как считать ауты мы разобрались, как же высчитываются оддсы?

Оддсы = все оставшиеся в колоде карты, кроме аутов : ауты

По сути это показатель того как часто моя рука останется дро к тому как часто она усилиться до готовой. Это и есть оддсы.
Данная запись является общепринятой, она облегчает вам принятие решения о том, стоит ли продолжать розыгрыш с рукой-дро.
Обратимся к примеру:

У вас:
Hand

 

На флопе:
Flop

Сейчас вам известно 5 вышедших карт, две у вас на руках и три на борде. Таким образом, на тёрне может быть выложена любая из неизвестных вам 47 оставшихся карт (всего в колоде 52 карты минус 5 известных вам). 8 из этих 47 карт вам помогают и завершают дро, в то время как другие 47-8=39 карт вам абсолютно бесполезны, которые не смогут усилить вашу руку. Следовательно, оддсы против того, что вы соберёте готовый стрейт на тёрне, состаляют 39:8, т.е. примерно 5:1.
Так как на флопе вы знаете 5 вышедших карт, две у себя на руках и три на борде, то всего в колоде осталось 52-5 = 47 неизвестных карт. На тёрне, соответственно, 46. Можно вывести следующую формулу:

Оддсы от флопа к тёрну = (47 - ауты) : ауты 

Для удобство вся жти расчетные данные были вынесены в таблицу:

Table Outs/Odds/Pot-Odds

Зная одсы мы можем определить как часто наша рука будет срастаться, теперь давайте определим когда же нам надо её тянуть.

Приведём пример ситуации из игры в безлимитный холдем. У вас вышеуказанные карты и на флопе один оппонент. Банк на данный момент составляет 10 chips. Соперник ставит 2 chips. Выгодно ли коллировать эту ставку с вашей рукой-дро, чтобы посмотреть карту тёрна?

Сделаем небольшой подсчет: банк до ставки оппонента: 10 chips + ставка оппонента: 2 chips = возможный выигрыш: 12 chips, сумма, которую нужно платить: 2 chips.
Оддсы против того, что на тёрне соберется стрейт, составляют примерно 5 к 1 или же говоря что стрейт будет выходить в одном из 6 случаяя.
Если вы соберёте свой стрейт, вы обязательно выиграете банк, т.е. в одном из 6-ти случаев вы будете выигрывать 12 chips. В остальных 5-ти случаях вы будете проигрывать 2 chips, если принять за данное, что на тёрне вы всегда будете сбрасываться, если не улучшитесь.
Если вы заколлируете эту ставку в 2 chips, это значит, что после 6-ти попыток вы 5 раз проиграете по2 chips, в сумме 10 chips, и один раз выиграете 12 chips. Ваша чистая прибыль, т.е. доходы - издержки, составляет 12 chips - 10 chips = 2 chips.
Таким образом, в долгосрочном периоде получается прибыль, если заколлировать здесь ставку оппонента.
Соотношение соотношение между возможным выигрышем и суммой, которой необходимо рискнуть ради этого и называется пот-одсами. Это своего рода соотношение между доходами и издержками.

Это краткое изложение одного из аспекта покерной математики, стоить отметить что если подробней рассматривать эту тему, необходимо упомянуть о дисконтируемых аутах и имплайд оддсах. Но все это является более глубоким и необходимо для игроков которые  решили намного детальней разобраться в данном вопросе.

Личный опыт

На данный момент мой личный опыт складывает более года занакомства и игры в покер. В эту игру можно играть не только в живую, но и благодаря современным технологиям он был перенесен и на просторы интернета. Приложения для игры в покер можно встретить в таких социальных сетях как Вконтакте, Facebook и др. Также существуют различные крупные покерны онлайн румы, количество игроков в котором насчитываются до 300 тысяч. В них часто проводятся различные турниры по практчиески всем видам покера, выкладывается статьи и трансляции покерных турниров таких как WSOP (англ. World Series of Poker - Мировая серия покера), EPT (англ. European Poker Tour - Европейский покерны турнир) и другие. Спортсмены с постсоветского пространства занимают призовые места в различных туринрах самого высого уровня. Самым громким событием последних лет является занятое второе место на WSOP 2008 российского спортсмена Ивана Демидова.
Что касается меня, кроме игры с друзьями и участи в нескольких туринрах в своем городе и университете, самым большим моим достижением является второе место в онлайн турнире который длился более 6 часов, в котором принимало участие более 600 человек.

Используема литература
  1. Интернет школа покера: PokerStrategy.com
  2. Интернет энциклопедия: Wikipedia.org
  3. Roy Rounder, «Poker Math», Published by Roy Rounder Communications, Inc