Автореферат по теме магистерской работы
В последние годы в сфере товарного обращения и сфере предоставления услуг ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрогосподарських связей привели к увеличению расходов сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалась на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в этой сфере. Данная тенденция присуща и такой высокодоходной отрасли как туристический бизнес.
Уже в девяностые года прошлого века туризм превратился в наиболее динамичную отрасль мировой экономики, а с начала нынешнего века туризм влияет на экономику целых стран и регионов. Индустрия туризма является очень эффективной и высокодоходной отраслью, на долю которой приходится около 11% мирового валового продукта. Туризм оказывает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится около 10% капиталовложений. Рост объемов производства в индустрии туризма передается другим отраслям экономики, где разворачивается инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, следовательно, увеличивается прибыль. Часть полученных доходов поступает государству в виде налогов. Собранные таким образом средства могут быть направлены на дальнейшее финансирование инфраструктуры индустрии туризма, оказание материальной помощи социально незащищенным группам населения, на развитие системы подготовки персонала для сферы туристических услуг. Интеграция нашей страны в мировую экономическую систему, достаточно свободный доступ на рынок иностранных конкурентов, приводит отечественных производителей к необходимости завоевывать свое место на мировом рынке, что требует не только разнообразных знаний и профессионализма в туристической деятельности, но и умение пользоваться новыми прогрессивными методами обработки и приема - передачи информационных и материальных потоков. Вследствие этого возникает необходимость решения ряда управленческих проблем, которые связаны со всесторонним анализом, совершенствованием и развитием конкурентоспособности отечественных структур за счет активного формирования туристического рынка.
Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности современных туристических фирм является внедрение логистической системы управления с учетом современных требований бизнес - структур. За особенностей развития туристического рынка в настоящее время требуется нахождение оптимального уровня соответствия потоков, повышения эффективности всей логистической системы компании за счет оптимизации ее структуры, организационно-экономического механизма, оптимизации издержек, ориентированных на максимальное удовлетворение рыночных потребностей.
И как свидетельствует мировой опыт в области туризма, использование разработок и рекомендаций логистики является одним из факторов лидерства в конкурентной борьбе за рынки сбыта туристского продукта.
Рассматривая управления материальными потоками как основной процесс в организации туризма, считается, что постоянное повышение уровня управления будет задачей инновационной логистики, которая является наиболее актуальной составляющей логистики, в которой исследуется возможности и механизмы реального внедрения инноваций в организации текущего и стратегического управления потоковыми процессами путем их оптимизации.
Сегодня в Украине многие предприятия рассчитывают на повышение эффективности функцинування за счет выявления и использования резервов посредством логистических систем. Исследования свидетельствуют, что клиенты фирм логистического сервиса могут снизить общие затраты на 6 - 10% и одновременно улучшить качество обслуживания потребителей.
Процесс внедрения логистического управления не противоречит внутренней экономической политике туристической фирмы, а лишь дополняет их, выводя фирму на высший уровень, обеспечивающий улучшение финансовых дел и микроклимат в коллективе. Результатом трансформации управленческого процесса в логистическое обеспечение должно стать повышение уровня управляемости, мобильности ресурсного потенциала туристической компании, оптимизации и рационализация всех экономических потоков. Логистическая концепция управления развивает такие виды обеспечения, как маркетинговое, организационное, правовое, которые остаются полностью самостоятельными в силу специфики функционирования туристских компаний.
Туристическая отрасль сегодня является единственным комплексом, который включает множество подотраслей, дополняя друг друга, обеспечивают заданные темпы роста объемов туристических и вспомогательных услуг. Каждая из них отличается определенным технологическим процессом, организацией, управлением, продукцией (услугой) и т.д. Взаимодействие потоковых процессов между данными составляющими все еще не позволяет осуществлять эффективное управление резервами, незадействованными в хозяйственном обороте. В связи с вышеперечисленным, возникает потребность поиска наиболее современных методов управления потоковыми процессами и их применения, отличающиеся от ранее используемых, что имеет важное практическое значение и определяет актуальность темы.
Цель и задачи исследования
Цель данной работы заключается в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по использованию инноваций для развития логистической системы управления туристического бизнеса. В целях исследования необходимо решение следующих задач:
- выяснить сущность и социально - экономическую значимость рынка туристических услуг;
- определить место и роль логистики в туристическом бизнесе;
- исследовать тенденции и определить перспективы развития турбизнеса в городе Донецке и в Украине;
- обосновать целесообразность внедрения инноваций в структуру управления предоставления туристских услуг;
- предложить меры по совершенствованию организационной структуры управления;
- разработать рациональную модель управления предоставление туристических услуг;
- оценить эффективность предложенных мер.
Объект исследования -логистические процессы управления операционной деятельностью туристических фирм.
Предмет исследования -методы организации и планирования процессов предоставления туристических услуг с использованием инноваций в логистической системе управления туристическими фирмами.
Методическая и теоретическая основы работы
При написании работы использовались методологические подходы общенаучного и специального характера, которые были выбраны в соответствии со спецификой объекта изучения, преследуемых целей и задач. При написании работы были использованы следующие методы: обобщение, индукции, дедукции, метод допущений и аналогий, методы анализа, синтеза; метод наблюдения и сравнения и другие. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения теории мировой экономики, теории конкуренции, конкурентных преимуществ и интеграции, экономические теории управления и логистики. Вместе с этим основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области экономики, маркетинга и менеджмента, туризма и логистики, таких, как Ананьев М.А., Аникин Б.А., Афанасенко И.Д., Волкова Л.А., Гуляев В.Г., Дефер П., Калашников С.А., Квартальный В.А., Новиков Д.Т., носков СО, Папирян Г.А., Пейдж С, Портер М., Проценко О.Д. , Розанова Т.П., Сергеев В.И., Сосунова Л.А., Строгов Н.П., Харрис Р., Щербаков В.В. и другие. Они являются авторами решения многих научных задач, которые нашли отражение в теоретических исследованиях управлению и развитию механизма предоставления услуг.
Научная новизна исследования заключается в:
- уточнении объекта логистического управления в туризме;
- разработке модели организационно-управлинческой структуры туристического предприятия с использованием инноваций в логистике;
- выявлены проблемы развития рынка туристических услуг;
- определены перспективы развития туристического бизнеса;
- теоретическое обоснование целесообразности применения инноваций в логистической системе управления туристических фирм;
- разработке методических рекомендаций по формированию модели организационно-управленческой структуры предприятий.
-
Полученные в процессе исследования материалы, предложения и разработаны методики по совершенствованию деятельности туристических фирм в новых экономических условиях способствовать формированию отечественного рынка и конкурентоспособности туристического продукта. Предложенная организационно-управленческая модель может быть использована в работе туристических фирм, с целью совершенствования использования потоковых процессов за счет рационального управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Положения, содержащиеся в работе, основные выводы, аналитические обзоры и результаты могут быть использованы туристическими фирмами для совершенствования своей деятельности.
Результаты работы будут предусматривать подготовку и участие в научных конференциях, публикации основных научных результатов в профессиональных изданиях.
Первый раздел магистерской работы «Теоретические основы исследования логистических систем» посвящена исследованию сущности и особенностей логистических систем в туристическом бизнесе. В связи с чем было рассмотрено историческое развитие и формирование логистики как науки, методология анализа логистических систем. Определено место и роль логистических систем управления в туристическом секторе, необходимость внедрения и использования логистики в туристической индустрии, проанализирована необходимость внедрения инноваций в логистическую систему. Система управления в турфирме на основе логистического подхода - это система, которая базируется на интегрированном подходе, которая позволит создать реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, которые разделяют общую ответственность в рамках целевой функции управления резервами эффективности туристических компаний.
Исследован практический опыт зарубежных стран в развитии туризма. Изучены теоретические основы логистики, позволили обобщить теоретико-понятийный аппарат организации эффективной системы логистики туристических компаний и их современной концепции интегрированной логистизации, представляющая собой раздел инновационной логистики. Область взаимодействия базовой и инновационной логистики иллюстрирует рис. 1.
(Анимация: объем – 102 КБ; размер – 623х326; количество кадров – 4; задержка между кадрами – 50 мс; задержка между первым и последним кадрами – 2000 мс; количество циклов повторения – бесконечное.)
Во втором разделе «Исследования предпосылок использования инноваций в логистике в области туризма» с целью анализа состояния украинского туристического рынка определены тенденции развития и факторы влияния на рынок туристических услуг.
Определены сдерживающие развитие туризма факторы, такие как:
- дефицит позитивной информации о стране;
- отсутствие рекламы Украины на зарубежных рынках;
- неразвитость туристической инфраструктуры;
- невысокий уровень сервиса;
- несовершенство законодательной базы; еоретическое обоснование целесообразности применения инноваций в логистической системе управления туристических фирм;
- Недостаток квалифицированных кадров и др.
-
Выявленные проблемы в деятельности Донецких туристических фирм и определены резервы управления турбизнесом в городе Донецке, а также сформированы информационное обеспечение рынка.
Определено, что в разработке логистической системы необходимо учитывать следующие элементы и факторы: число и размещение филиалов туристической фирмы, связь, информационная связь, транспортная модель К туризма следует подходить как к великому самостоятельного межотраслевого хозяйственного комплекса национальной экономики, поскольку сфера туризма, соединяя разные отрасли, лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает весь горизонтальный пространство, включая предприятия и организации различной отраслевой принадлежности.
На основании выводов, полученных во втором разделе, в третьем разделе магистерской работы «Внедрение и использование инноваций в логистическую систему управления» предложены формы и методы логистизации рынке туристических услуг с использованием инновационного сервиса. Разработана модель управленческой структуры фирмы для совершенствования использования потоковых процессов за счет рационального управления материальными, финансовыми и информационными потоками. Выявлены пути повышения эффективности информационного обеспечения рынка туристических услуг.
1. Аникин Б.А. Логистика. М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Гражданский А.М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
4. Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993.
5. Берков М.В. Информационные технологии в логистике, М.:Фин. и статистика,1999.
6.Рынок и логистика. М.: Экономика, 1993.
7. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург,1995.-84с.
8. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС.- Ростов, 1992. - 128с.
9. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления., 2000 г.
10. Гвозденко А.А. Логистика в туризме: Учеб. Пособие.-М.: Финансы и статистика, 2004
11. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений.-2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
|