Бальные танцы — ча-ча-ча и медленный вальс
Нина Рубштейн
Индивидуальный раздел я решила посвятить своему наиболее ярко выраженному хобби ещё с детства — бальным танцам. Не могу не отметить руководителя КСТ «Пролисок-Донецк» Людмилу Викторовну Громыко. На своей практике я столкнулась с тем, что работая с разными педагогами, мне каждый раз приходилось удивляться обилию деталей в техническом исполнении того или иного танца. Причём, каждый из педагогов предлагал своё толкование. Когда же меня стала обучать Людмила Викторовна я окончательно поняла, что для того, чтобы развиваться по намеченному пути, нельзя излишне увлекаться противоречивой детализацией. Людмила Викторовна учит танцевать прежде всего естественно, определяя индивидуально для каждого фронт работ, обеспечивающий свободу владения телом.
Далее я подробно опишу два вида бальных танцев, таких разных и горячо любимых мной: ча-ча-ча и медленный вальс...
Ча-ча-ча
Очень популярный и зажигательный латиноамериканский танец
- Год появления: 1952
- Родина: Куба
- Музыкальный размер: 4/4
- Темп: 30-32 такта в минуту, умеренно-быстрый
- Счёт: два медленных и три быстрых — «1-2-3-ча-ча» или «2-3-ча-ча-ча»
- Характер: Быстрый весёлый танец с сильным движением бёдер и характерным ритмом выпрямляемых колен. Важнейшая особенность — принципиальное танцевание без поднятий и снижений. Считается, что беззаботность и развязанность также характерны этому танцу.
Краткая характеристика
История возникновения
Важную роль в развитии танца ча-ча-ча сыграл известный английский танцор и педагог Пьер Лавель. Изучение афро-бразильской культуры на Кубе убедило его в том, что румбу можно танцевать в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими дополнительным ударам музыки. В 1952 году, вернувшись в Англию, он представил Европе совершенно новый, независимый и сенсационный танец. Пьер и Дорис Лавель стандартизировали ча-ча-ча и адаптировали его для конкурсного исполнения. Ча-ча-ча так понравился европейцам, что был включен в конкурсную программу латиноамериканских танцев вместе с самбой.
В 1954 году этот танец был описан как «мамбо в ритме guiro» (guiro — музыкальный инструмент, сделанный из пустой высушенной тыквы). Мамбо является национальным танцем Гаити и имеет три формы — одиночную, двойную и тройную. В тройной форме исполняется пять шагов в такт, именно этот вариант стал предшественником ча-ча-ча.
- Именно такой, похожий на трещотку, характерный звук — «ча-ча-ча» — издает перкуссия в музыке.
- Название происходит от быстрого и весёлого кубинского танца Guaracha (Гуарача).
- Название появилось благодаря танцорам. Новый ритм понравился танцорам и они стали придумывать новые движения на три быстрых счёта, следуя звукам перкуссии (маракас), используемых как аккомпанемент, создавая движениями ног новый звук. Обнаружилось, что ногами издавался звук касания пола, три раза подряд: «ча-ча-ча».
Версии происхождения названия
Особенности танцевания
Многие движения ча-ча-ча похожи на движения мамбо и румбы. Однако само название танца говорит о том, что он построен на остром четырёхдольном ритме, который невозможно спутать ни с каким другим.
Во время танца пары должны передать весёлый, беззаботный и развязный характер. Ча-ча-ча позволяет женщине показать весь свой шарм и подчеркнуть достоинства фигуры, так как в танце присутствуют выразительные движения бёдер. Ча-ча-ча предоставляет женщине возможность пофлиртовать, пококетничать: она гордо проходит перед своим партнёром, будто хочет покорить не только его, но и всех остальных мужчин.
Шаги выполняются на каждый удар, с сильным движением бёдер и сторон корпуса, колени выпрямляются на каждом шаге. Вес расположен впереди, на носках, все шаги выполняются с носка, движение происходит вдоль пола без подъёмов и снижений. Шассе исполняется на счет «4 и», используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет «раз», который длиннее других шагов по музыке.
Ча-ча-ча можно танцевать в паре и на расстоянии друг от друга. В паре тоже можно танцевать двумя способами: в закрытой позиции и держась за одну руку.
С развитием танцевального фитнеса и танцев для женщин появилось ещё и соло-танцевание ча-ча-ча. Некоторые движения ча-ча-ча входят в такие танцевальные направления как леди-дэнс и леди-латина.
Ча-ча-ча настолько весёлый и беззаботный танец, что именно с него дети и взрослые танцоры-любители начинают изучать латиноамериканскую программу бальных танцев.
Медленный вальс
Очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец
- Год появления: 1920-е
- Родина: Англия
- Музыкальный размер: 3/4
- Темп: 28-30 тактов в минуту, медленный
- Счёт: «1-2-3»
- Характер: Медленный лирический танец с очень характерно выраженной и постоянно повторяющейся «накатной волной прибоя», создающей впечатление полёта, невесомости и романтичности. Особую привлекательность и выразительность ему может придать более мягкий характер исполнения снижений. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.
Краткая характеристика
История возникновения
Медленный вальс — потомок венского вальса. Венский вальс часто критиковался за чересчур быстрый, изматывающий темп, неприлично близкую позицию партнёров и постоянные вращения. Постепенно появилась более медленная музыка для вальсов и новый вид вальса — бостон (или американский вальс), с более медленными поворотами и более длинным, скользящим движением.
Примерно в 1874 году, в Англии, образовался очень влиятельный «Бостонский клуб» и начал появляться новый стиль танца (произошедший от танца бостон) — английский, названный впоследствии медленным вальсом (Slow Waltz).
В 1921 году в Англии была проведена конференция, на которой были определены официальные правила для различных танцев. Для медленного вальса была оставлена закрытая позиция, а программа состояла лишь из правого и левого поворотов и перемены. И хотя это было довольно странным, что популярный танец регламентировался советом, но результат превзошел все ожидания — танец получился красивым, изящным и нежным.
В 1926-1927 годах вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на «шаг, шаг в сторону, приставка». В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским обществом учителей танца (ISTD).
К 1929 году медленный вальс окончательно оформился. Особый вклад в модернизацию вальса внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс — первые английские чемпионы мира по бальным танцам. Многие из вариаций, введённые в танцевальный обиход в то время, до сих пор исполняются на конкурсах бальных танцев. История не забыла отметить заслуги англичан в развитии медленного вальса, его второе название — английский вальс.
Техника исполнения шагов
Исходная позиция ног в медленном вальсе — шестая. Шаги исполняются со скольжением плавно и слитно, с постепенным подъёмом на полупальцы и опусканием, которое имеет определённую последовательность. На затакт требуется мягко опуститься на всю ступню, слегка сгибая ногу в колене. Подъём начинается в конце первой четверти, а опускание — в конце третьей четверти. В высшей точке подъёма ступни ног соединены, колени выпрямлены, но без напряжения.
Шаг вперёд исполняется (от бедра) скользя сначала подушечкой стопы, затем следует проскользнуть на каблук (носок не касается пола), наконец мягкий перекат на всю ступню с переносом на неё веса корпуса. Одновременно свободная (от веса) нога лёгким скольжением подушечки ступни по полу подтягивается к опорной ноге. В момент наибольшего расстояния между ступнями, когда ведущая нога скользит по полу каблуком вперёд, другая нога находится позади, на подушечке стопы. Вес корпуса находится посередине этого расстояния.
При исполнении шага назад нога отводится от бедра широким движением точно назад. Вначале стопа скользит по полу подушечкой, затем (по мере удлинения шага) — носком и снова подушечкой с мягким переходом на всю ступню и полным переносом на неё веса корпуса. При каждом шаге вперёд или назад свободная (от веса корпуса) нога проходит рядом с опорной ногой через шестую позицию ног, каблук опорной ноги снимается с пола.
Шаг в сторону исполняется с носка на подушечку с мягким переходом на всю ступню и немного длиннее, чем вперёд или назад. Шаги медленного вальса надо исполнять без напряжения, легко и естественно. Начало каждого такта подчёркивается сильным, более интенсивным движением.
- Новости, мир танцев, спортивные бальные танцы [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dance-world.ru
- Украинский танцевальный портал Vsi-Tanci [электронный ресурс]. — Режим доступа: vsi-tanci.com/ru
- Танцевальные события, новости, статьи, уроки [электронный ресурс]. — Режим доступа: dancemania.kiev.ua
- О танцах в Беларуси / Независимый информационный ресурс о белорусском танцевальном движении [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dancesport.by
- Как научиться танцевать вальс дома. Бесплатные онлайн-уроки [электронный ресурс]. — Режим доступа: www.valsis.ru