ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ


Магистр ДонНТУ Шилова Марина Сергеевна

Шилова Марина Сергеевна

Факультет экологии и химической технологии

Кафедра «Полезные ископаемые и экологическая геология»

Специальность «Экологическая геология»

Моделирование влияния природных и техногенных факторов при возникновении и развитии оползней (на примере территории треста «Донуглемашстрой» г. Дружковка)

Научный руководитель: д.г.н., проф., Волкова Татьяна Петровна


Резюме | Биография | | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске



    Вся наша жизнь, так или иначе, связана со стрессами. И полностью оградиться от них невозможно. Порою, мы сами провоцируем ненужные конфликты. Проявляем агрессию даже к близким нам людям.

    Да, от стресса не спрячешься. Он неизбежен, как неизбежна смена дня и ночи, как неизбежно сияние солнца. Но солнце может ослепить и сжечь, а может согреть и развеселить. Все зависит от того, как мы будем обходиться с ним.

    Так и со стрессом. Можно воспринимать его как фатальное проклятие, а можно выбрать путь его принятия и использования его могучей энергии для того, чтобы сделать что–то полезное для себя, любимого. Здоровье, как мы знаем, не купишь.

    Существует множество способов снятия стресса. Например, можно вспомнить хоть один приятный момент, случившийся за последнюю неделю; придумать приятную ситуацию; заняться медитацией в тишине; переменить обстановку; почитать книгу; оставить работу на работе; поиграть с домашним животным; петь; заняться уходом за растениями, уборкой; погрузиться в приготовлением разных блюд или их поеданием; принять ванную; посетить занятия по снятию стресса; в конце концов — ничего не делать, поплакать, обсудить свои проблемы с окружающими, забыться в развлечениях.

    Мне в таких (стрессовых) ситуациях помогает искусство, и в частности, создание всевозможных цветочных композиций. Мало того, что это довольно увлекательное занятие, так еще и приносящее, в итоге, радость окружающим, ведь свое творение можно кому–нибудь подарить, а как известно — приятно получать подарки, но еще приятней их дарить!

    Исходя из выше сказанного, свой индивидуальный раздел хочу посвятить истории японского искусства аранжеровки — икебана и особенностям их конструирования.


ИКЕБАНА

Содержание

 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ В ЯПОНИИ
 2. ШКОЛЫ И СТИЛИ
   2.1 Икэнобо
   2.2 Охара
   2.3 Согэцу
 3. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИКЕБАНЫ
 4. ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК


     Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана [1] :«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство… Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ В ЯПОНИИ

     Икебана или икэбана (яп. икэбана, «икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

     Корни японского искусства аранжировки цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм. И полторы тысячи лет эта традиция, не прерываясь, развивалась, обогащалась новыми красками и идеями. Первые композиции икебана появились в храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана — «стоящие цветы».

     Каждая ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия — прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.

     Цветы, которые выбирались для композиции, также имели символическое значение. «Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение» (Чжан Чао «Тени глубокого сна»).

     Сама композиция олицетворяла Мир, как он представлялся древним: из широкой горловины сосуда — символ Мирового Океана — поднималось дерево — Мировое Дерево, растущее на горе Сумеру или Хорай — центре всей Земли. Именно с тех пор и сохранилась до нашего времени символичность, осмысленность композиций икебана, а также строгие пропорции и законы их построения.

     Но идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX–XI вв.) — золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.

     Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов — самураи, — начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина — Бусидо, — становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII–XIVвв.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры — японской вишни.

     И новый поворот в истории икебана. XVII–XIX века — эпоха Эдо. Вновь расцвет искусств, музыки, живописи, поэзии, театра. Но, возможно, в противовес аскетичной духовности предыдущей эпохи, основным жизненным принципом становятся простые человеческие радости, наслаждение жизнью. Искусство из элитарного, тайного действа становится массовым. Появляется знаменитая японская гравюра укие–э («картины мгновенной, изменчивой жизни») — шедевр великого мастера может быть тиражирован в сотнях экземплярах. Наряду с церемонным, наполненным символическим смыслом театром «Но» появляется театр Кабуки — народный и демократичный. А где–то на дорогах Севера гений японской поэзии Басе создает свои бессмертные трехстишия хокку [2] ...

2. ШКОЛЫ И СТИЛИ

     Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

   2.1 Икэнобо

     Икэнобо считается первой школой развития икебаны. Икэнобо была основана в середине XV века Икенобо Сенкеем — священнослужителем буддийского храма Какудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икебаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икебана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль (рис. 2.1) отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки. В настоящее время школу Икэноба возглавляет 45–й глава, потомок Оно–но Имоко — Сэн Эй Икэнобо. В 1977 году и в 1999 году появились новые стили школы на основе стилей Рикка и Сёка. Традиционный стиль Рикка в настоящее время называется Рикка Сёфутай. Свободые современные композиции этого стиля принято называть Рикка Симпутай [3].

Икэнобо Икэбана

     Рисунок 2.1 — Икэнобо Икебана

   2.2 Охара

     Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах). Основатель школы Охара — Унсин Охара.

     Стили:

     — Морибана (рис. 2.2) — икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержаться вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кензан) или тяжелые металлические держатели с открытыми гнездами (сиппо).

Стиль Морибана

     Рисунок 2.2 – Икебана. Стиль Морибана

     — Хейка (рис. 2.3) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.

Стиль Хейка

     Рисунок 2.3 — Икебана. Стиль Хейка

   2.3 Согэцу

     Школа Согэцу (яп. — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Считается авангардной школой икебаны. Основатель школы — художник и скульптор Софу Тэсигахара. Основное отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Приветствуется использование камней, ткани, металла, пластика и других видов неживого материала, сочетая их с различными природными материалами, цветами и растениями из любой точки земного шара. Такими композициями можно украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, в парках, в метро. Кредо школы — икебана может создаваться из чего угодно, где угодно, кем угодно. Главное — свобода творчества. Икебана «Согэцу» может быть миниатюрной и возникнуть мгновенно, на едва уловимых образах, а может оказаться крупным объектом в саду, требующим кропотливого и долгого труда, или даже самим садом…

     Замечательные объекты для сада в виде беседок, лабиринтов, инсталляций, имитирующих водопады, фонтаны, арки создавал из бамбука Хироси Тэсигахара — сын Софу и продолжатель его идей, положенных в основу икебаны «Согэцу». Будучи разносторонне одаренным человеком — кинорежиссер (автор оскароносного фильма «Женщина в песках»), керамист, каллиграф и философ — он играл с бамбуком, как художник с кистью — виртуозно и легко. Он сгибал его, резал, красил, обнажая внутреннюю сущность и открывая неожиданные возможности этого традиционного для Японии материала.

     В 2002 году Хироси скончался, но эстафету поколений подхватила его дочь — Аканэ Тэсигахара. Прекрасный колорист и замечательный педагог, она обучает детей искусству икебаны. Её работы отличаются особым изяществом и колоритом. Сегодня школа «Согэцу» насчитывает более миллиона членов, являясь одной из самых популярных в Японии и за её пределами. В Москве работают два филиала школы и ежегодно проводятся выставки, в которых принимают участие как дипломированные мастера икебаны, так и их ученики.

     Основные правила построения икебана Согэцу (рис. 2.4)

     В отличие от традиционной Икэнобо, икебана Согэцу строится всего из трех главных элементов:

     • Син — олицетворяет небо (мужское начало, дух);

     • Соэ — олицетворяет землю (женское начало, душа);

     • Хикаэ — олицетворяет человека (дитя, творчество).

Икэбана школы Согэцу

     Рисунок 2.4 — Композиция школы Согэцу

     Высота и длина элементов соотносятся с размером вазы и пропорциональны друг другу. Основная принятая пропорция — 2 х 3. Длина Син в 2,5 раза больше размера вазы (размер = диаметр + высота). Длина Соэ = 3/4 длины Син. Длина Хикаэ = 3/4 длины Соэ. К главным элементам добавляются дополнительные усиливающие их элементы Дзюси (помощники).

     В соответствии с так называемой «диаграммой стилей», жестко определяющей углы наклона ветвей и цветов по отношению друг к другу и вазе, варианты нагеирэ и морибана бывают вертикальными, наклонными и горизонтальными плюс их зеркальные отражения.

     Для построения крупных интерьерных и ландшафтных инсталляций диаграмма стилей не применяется, а мастер руководствуется пропорцией и так называемым принципом соответствия духу времени [4].

3. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИКЕБАНЫ (рис. 3.1)

Необходимые инструменты

     Рисунок 3.1 — Вид рабочего места для создания икебаны

     Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, необходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространственная структура, способствуют восприятию ее в качестве единого целого. Конструирование икебаны, как и иероглифа, основано на сочетании элементов, каждый из которых несет определенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранного сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал — главный конструктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны активными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что позволяет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и играет роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки олицетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по ветвям и по стволу. Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А: символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С: символ земли («хикаэ»). Главные элементы букета «син», «соэ» и «хикаэ» составляют этот скелет. Эти линии могут быть ветками или цветами.

     Важнейшим элементом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит «человек», он должен соответствовать небу по форме и направленности. «Земля» уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором линий играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цветам и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам — растения зеленой или светлой окраски [2].

4. ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обложка книги

     Рисунок 4.1 — Книга «Икебана по–русски», автор: Галида Султанова

     Из книги «Икебана по–русски» читатель узнает о древнем японском искусстве создания цветочных композиций. Причем для составления букетов не понадобится никаких редких растений и материалов. Все предлагаемые икебаны сделаны из цветов, произрастающих в средней полосе России. Именно поэтому книга и носит такое название. А залогом успеха увлекательного занятия станут подробные инструкции и иллюстрации [5].

Обложка книги

     Рисунок 4.2 — Книга «Цветочный дизайн. Икебана»

     История Японии хранит множество загадок; искусство составления букетов, чайные церемонии, очаровательные карликовые деревья, поражающие красотой и изяществом сады камней, мир кабуки и гейш... И одну из этих тайн раскроет вам энциклопедия цветочного дизайна «Цветочный дизайн. Икебана»!

     Зимняя композиция из палочек корицы, розы и сосны или осенняя миниатюра на подносе из хризантемы и желтых листьев клена, а может быть, аранжировка в двух кружках из весенних веток ивы и гиацинта или собранные в чайнике тюльпаны, сухая мята и листья юкки? Хотите быть оригинальными — все очень просто!

     Вы узнаете, как с помощью закона трех линий составить необычную аранжировку и тем самым добавить в интерьер вашего дома восточную нотку. Благодаря искусству икебаны вы сможете поразить даже самого искушенного любителя букетов!

     Особенности продукта [6] :

     • История икебаны: небо, человек, земля.

     • Композиция: стили, формы, ряды, расстановка.

     • Цвет: язык цвета, контраст, гармония.

     • Все о школах Согецу, Икенобо, Охара.

     • 120 идей для создания икебаны на каждый день.

     • Полный список растений, используемых в аранжировках.

Обложка книги

   Рисунок 4.2 — Книга «Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана», автор: Витвицкая М. Э.

     Если Вы любите цветы и Вам интересно искусство составления букета, если Вам хочется узнать о значении цвета и запаха, о символике различных цветов — это книга для Вас.

     В ней Вы также найдете практические советы по аранжировке цветов, по составлению икебаны, по уходу за цветущими растениями и продлению их жизни, узнаете о том, как дарить цветы. В этом издании Вы встретите информацию о многих растениях, которые используются в букетах и всевозможных цветочных композициях, об их особенностях, способах их консервации и подготовки к работе.

     Отдельные главы книги посвящены искусственным цветам и их изготовлению, использованию растений в интерьере, познавательной информации о цветах.

     Книга будет незаменима как для любителей, так и для профессионалов — аранжировщиков и флористов [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Икебана (материал из Википедии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
  2. Икебана: Искусство создавать прекрасное [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://moikompas.ru
  3. История Икэбана Икэнобо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ikenobo.ru
  4. Икебана — древнее японское искусство составление букетов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dachnikam.ru
  5. Икебана по–русски [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozon.ru/1
  6. Цветочный дизайн. Икебана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozon.ru/2
  7. Искусство составления букетов. Великолепные букеты из цветов. Аранжировка, флористика, икебана [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://custos.ru

Резюме | Биография | | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске


Вверх