|
|||||||
Поротников Владимир Игоревич Факультет инженерной механики и машиностроения |
|||||||
|
|||||||
Реферат
по теме магистерской работы
Актуальность темы Оптимизация динамических свойств очистных комбайнов нового поколения на стадии их автоматизированного проектирования является актуальной научно-технической проблемой, решение которой позволит увеличить надежность и производительность этих машин. Эта проблема предполагает решение ряда задач научного и практического характера. В их числе задача установления динамических характеристик всех силовых подсистем, прежде всего, тяжелонагруженных подсистем привода исполнительных органов. Анализ исследований и научная новизна Методики экспериментального и расчетного определения упругих характеристик подсистем приводов исполнительных органов применительно к проходческим комбайнам прежних поколений приведены в ряде работ ученых ДонНТУ, ИГД им. А.А. Скочинского и других организаций. Безусловно, более высокую точность результатов обеспечивают экспериментальные исследования при наличии натурных образцов машин.Вместе с тем, на стадии автоматизированного проектирования вновь создаваемых очистных комбайнов возможно только расчетное определение рассматриваемых характеристик. Очевидно, что при этом должны учитываться не только крутильные податливости участков валопровода, но и приведенные к крутильным изгибные деформации валов и упругие деформации в опорных узлах корпусов. Поэтому представляет интерес дальнейшее развитие ранее выполненных работ, посвященных определению упругих характеристик подсистем приводов исполнительных органов. Цель работы Целью работы является разработка и апробация методики установления упругих характеристик подсистем привода исполнительных органов для проходческих комбайнов. Установление динамических характеристик Нахождение упругих характеристик подсистемы ПИО производилось в два этапа. На первом этапе приведенные к крутильным упругие характеристики силовых элементов валопровода подсисте мы ПИО и их сопряжений определялись расчетным путем (учитывались крутильные, изгибные и контактные деформации). На базе структурного анализа валопровода была составлена следующая структурная формула: Рисунок 1 –Структурная формула механической части подсистемы ПИО комбайна КПД Деформация шлицевого соединения определяется податливостью контактирующих поверхностей слоев, подвергающихся смятию . Принимая приближенно пропорциональность нормальных давлений и вызываемых ими деформаций смятия, крутильная податливость шлицевого соединения определяется по формуле : где Кшл- коэффициент шлицевого соединения; Податливость участка круглого вала определяется: где G-модуль упругости второго рода, Па;
lв - длина участка вала; Так как крутящий момент распределяется по длине контакта в шлицевом соединении вал-втулка неравномерно, то расчетную длину вала необходимо принимать равной расстоянию между точками приложения равнодействующих эпюр крутящих моментов на длине контакта шлицев обычно для шлицевого соединения принимается равным 0.333 от длины шлицевого соединения. Податливость зубчатой передачи определяется изгибными и контактными деформациями зубьев, изгибом валов, на которых установлены зубчатые колеса и упругими деформациями подшипниковых опор. Учеными ДонНТУ, ИГД им. А.А. Скочинского и других организаций было выявленно что приведенная к ротору двигателя податливость, полученная расчетным путем отличаеться от реальной, полученной эксперементально на 55%. Это число получаеться из-за того, что не учитываються податливости корпусных элементов, элементов подшипниокв, которые также участвуют в динамике подсистемы. Из рис.1 видно, что остаються неизвестными массово-инерционные характеристики, которые были найдены при помощи современных САПР, а именно SolidWorks и Компас-3D. После небольших преобразований была получена расчетная эквивалентная схема электромеханической подсистемы привода (рис. 2), которая использовалась при дальнейших расчетах и выборе ВЗУ.
Проектирование ВЗУ
Общее устройство ВЗУ зубчато-пружинного типа ВЗУ состоит из оси 7, на которой размещена шестерня 3, связанная винтовыми геликоидальными зубьями с втулкой 2. Последняя с помощью эвольвентного шлицевого соединения (m=8 мм, z=34) расположена в колесе 1 и может перемещаться относительно этого колеса в осевом направлении. При этом втулка 2 размещена на оси 7 с радиальным зазором. На цилиндрическом конце шестерни 3 с помощью штифта (условно не показан) жестко закреплен стакан 5. Между деталями 2 и 5 помещена цилиндрическая пружина 4 и упорный шариковый подшипник 6 (№8136). Шестерня 3 с осью 7 может быть связана радиальным штифтом, расположенным в отверстии между зубьями детали 3 и в продольном пазу на оси 7. Этот штифт будет обеспечивать вращение детали 7 совместно с шестерней 3. Возможен и другой вариант связи крутильного характера между деталями 3 и 7. Его можно реализовать путем удлинения штифта, обеспечивающего жесткое соединение деталей 3 и 5, и выполнением соответствующего продольного паза в оси 7, в который будет входить конец этого штифта. При соединенной кинематической цепи вращающий момент М от колеса 1 передается шлицевой втулке 2 и далее, с помощью винтовых зубьев, шестерне 3. При соответствующем направлении вращения колеса 1 втулка 2 при увеличении М под воздействием усилий, возникающих в винтовом сопряжении, будет перемещаться по направлению к шестерне 3, сжимая пружину 4, а при снижении М – в противоположном направлении. При перемещении втулки 2 формируется демпфирующий момент за счет сил трения в имеющихся парах трения, что обеспечивает снижение динамических нагрузок.
Рисунок 5 – Схема отработки шахтного пласта. (Анимация: объем – 18 КБ; количество кадров – 20; количество циклов повторения – 50) Выводы В данной работе предложено использование ВЗУ для снижения динамической нагруженности подситсемы, а следовательно, увеличивыаеться ресурс машины. Но с другой стороны усложняется конструкция редуктора, за счет введения новых элементов. Список литературы
Примечание При написании данного реферата магистерская работа была не завершена. Окончательное завершение – 1 декабря 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или научного руководителя после указанной даты. |
|||||||
|
|||||||
© Чередниченко Ю. А., ДонНТУ, 2011