Реферат по теме выпускной
работы
Разработка компьютерной системы оптимального планирования маршрутов и мониторинга грузовых перевозок
Введение
Современный бизнес требует оперативности. И зачастую выгодный контракт заключает именно тот коммерсант, который раньше конкурента успевает отправить партнеру образцы товаров или необходимые документы. Здесь немаловажную роль приобретают курьерские службы доставки, которые гарантируют необходимую скорость, надежность и ответственность.
Курьерские службы сегодня предлагают своим клиентам полный комплекс услуг в области грузоперевозок, в том числе логистические услуги, соответствующие самым современным стандартам обслуживания.
Современная транспортная логистика учитывает множество факторов для определения наиболее выгодного маршрута. Прежде всего, протяженность, продолжительность пути и экономичность выбираемого маршрута. Для эффективной маршрутизации (составления планов доставки) необходима компьютерная обработка исходных данных (заказы, параметры груза, автопарк, временные требования и т.д.) с помощью специального программного обеспечения.
Актуальность
Динамика расширения рынка транспортно-логистических услуг, наблюдаемая в последнее время, открытие новых логистических терминалов, усиление соперничества между операторами способствуют росту потребности в комплексном решении транспортно-логистических задач в целях более эффективного обслуживания клиентов.
Часто планировщик тратит много часов и даже дней на решение задачи оптимизации перевозок, используя для этого различные неспециализированные компьютерные программы. Как известно, эти программы не могут учесть всех реально существующих параметров и требований, которые налагают на них грузоотправители, транспортные средства, грузополучатели, реальная средняя скорость передвижения по автодорогам и иные факторы. При этом сложность транспортной сети возрастает по мере увеличения числа ее объектов (склад, грузоперевозчик, грузоотправитель, продукты) и числа бизнес-ограничений (график работы объектов, характеристики транспортных средств, маршрутов, скорость на автотрассах и т. д.). Уменьшается наглядность схемы взаимодействия, и выбор оптимального решения становится сложной задачей, решить которую без специализированных компьютерных программ практически невозможно. В результате планировщик упускает принципиальные моменты, которые существенно влияют на реальную стоимость транспортировки.
По данным международных консалтинговых компаний, оказывающих услуги по оптимизации транспортно-логистических процессов, применение специализированного программного обеспечения помогает снизить транспортные издержки почти на 15% [1]. Интерес к системам планирования и мониторинга грузовых перевозок возрастает.
Цель и задачи
Целью магистерской работы является минимизация транспортных издержек путем поиска оптимальных маршрутов и мониторинга грузовых перевозок.
Основные задачи:
- Разработать и реализовать алгоритм поиска первоначальных предполагаемых маршрутов.
- Учесть ограничения на порядок обхода городов в составленных маршрутах.
- Экспериментально проверить эффективность работы предложенных алгоритмов.
- Реализовать мониторинг движения грузов.
Предполагаемая научная новизна
Решение задачи грузоперевозок с дозагрузкой по пути следования как асимметричного случая задачи коммивояжера с дополнительными ограничениями на направленность маршрута. Разработка нового подхода к NP-сложным задачам комбинаторной оптимизации маршрутов грузовых перевозок.
Практическая ценность результатов работы
Автоматизация процессов управления транспортной логистикой доставки грузов предназначена для значительного сокращения издержек логистического планирования. В результате чего уменьшаются ошибки планирования, сокращается время доставки заказа и расходы на его транспортировку. Что приносит увеличение прибыли компаний, занимающихся доставкой грузов, и снижает стоимость услуг для потребителей.
За счет непрерывного контроля движения снижаются потери рабочего времени, и повышается оборачиваемость. Контроль фактических пробегов и расхода топлива снижает эксплуатационные расходы [2]. Отображение местоположения транспортного средства в реальном времени позволяет упредить или оперативно и эффективно реагировать на внештатные ситуации. Накопление статистической информации о маршрутах и режимах движения позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы. Постоянный контроль повышает дисциплину водителей и снижает показатели аварийности. Контроль местоположения автотранспорта предотвращает хищение перевозимых грузов и материалов.
Обзор исследований и разработок по теме
В нашей стране, в отличие от стран зарубежья, отсутствуют исследования и разработки по данной теме. Рассмотрим существующее программное обеспечение и методы, применяемые для решения данной задачи на глобальном уровне.
- Система «TopLogistic» позволяет оптимизировать деятельность по доставке грузов в крупном городе или регионе, осуществлять планирование, учет и контроль процессов, связанных с отгрузкой и доставкой [3]. «TopLogistic» комплектуется модулем GPS-мониторинг для контроля в режиме реального времени транспорта и записи маршрутов перемещения в архив, что позволяет сравнивать плановый и фактический пробег автомобилей.
Система обеспечивает:
- автоматизацию работ по распределению заказов по автомобилям;
- автоматизированный расчет маршрутов доставки заказов;
- визуализацию адресов и маршрутов доставки на электронной карте;
- формирование оптимального порядка объезда точек доставки с возможностью его изменения.
Недостатками данного программного комплекса являются:
- высокая стоимость;
- необходимость адаптации к условиям новой страны, так как продукт является русским (в частности его комплектация новыми картами);
- неизвестность, учтена ли здесь возможность дозагрузки транспортных средств по пути следования;
- неизвестно, по скольким складам ведется учет грузов, и сколько их предусмотрено вообще;
- неизвестно, сколько и какие пункты имеют собственный автопарк;
- скорее всего, здесь подразумевается один единственный склад, загрузка на нем и разгрузка в заданных точках.
-
Программное решение ANTOR LogisticsMasterТМ предназначено для автоматизации работы диспетчеров и позволяет предприятиям, занимающимся доставкой товаров клиентам или транспортировкой грузов на торговые точки и склады, автоматизировать процессы управления перевозками и планирования маршрутов [4].
Результаты работы системы
1. Список рейсов.
2. Заявки в рейсе.
ANTOR MonitorMaster предназначен для мониторинга транспорта и мобильных объектов, определения отклонений от заданных маршрутов и графиков их передвижения [4]. В состав комплекса входит бортовое устройство и комплекс программных средств для обработки данных и подготовки отчетов.
Недостатком данного программного комплекса является его ориентация на один склад, на котором производится загрузка, с последующей разгрузкой в точках доставки, следовательно, необходимость его корректирования для решения поставленных задач.
-
Решение «IT-Box: Грузоперевозки, Логистика, Склад» содержит автоматизацию специфических бизнес-функций управления грузопотоками, такими как планирование транспортно-логистической деятельности, оптимизация цепочек поставок, планирование и отслеживание маршрутов, учет, контроль и анализ грузопотоков, является комплексным решением для автоматизации всего жизненного цикла бизнес-процессов по учету, контролю и анализу грузопотоков [5].
Система содержит следующие модули:
- «Управление поставкой».
- «Управление парком Транспортных Средств».
- «Управление ВЭД и документооборотом».
- «Расширенное управление складом».
- «Постановка задач».
- «Аналитическая отчетность».
Недостатки решения:
- выбор оптимального маршрута и транспорта за счет наглядной оценки возможных вариантов и анализа «что-если?», потому что для поставленных задач это неприемлемый вариант;
- так как система ориентирована на международные поставки товара и содержит бизнес-функции управления грузопотоками, в ней содержится много лишней функциональности, такой как возможность организации мультимодальных перевозок, функция постановки задач сотрудникам, поддержание интеграции с таможенными системами, расширенное управление складом и т.д.
-
Конфигурация БИТ: НОВА Управление транспортной логистикой ред. 3.0 является идеологическим потомком конфигурации НОВА: Управление доставкой, созданным с использованием новейших технологий и на новой платформе 1С:Предприятие 8 [6].
Возможности системы управления транспортной логистикой:
- Управление адресами доставки
- Управление заказами на доставку
- Управление графиками доступности транспорта и работы водителей
- Автоматическое и ручное планирование маршрутов доставки
- Сопровождение рейсов в пути
- Учет затрат и доходов по рейсу
- Анализ грузоперевозок
- Возможность интеграции с системами GPS мониторинга транспорта
Система GPS мониторинга транспорта - это программно-аппаратный комплекс. Для определения местоположения автомобиля система GPS-мониторинга использует систему спутниковой навигации GPS (NAVSTAR), технологию GPRS в сетях GSM для передачи отчетов на сервер [6].
Недостатками такой системы являются:
- немалая стоимость;
- система предназначена для функционирования в пределах одного города, поэтому несложна, а значит, не способна решать задачи указанного масштаба.
Для решения задачи грузоперевозок с дозагрузкой по пути следования могут быть применены следующие методы:
-
Метод ветвей и границ. Метод является вариацией полного перебора с отсевом подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений.
Общая идея метода может быть описана на примере поиска минимума и максимума функции f(x) на множестве допустимых значений x. Функция f и x могут быть произвольной природы. Для метода ветвей и границ необходимы две процедуры: ветвление и нахождение оценок (границ) [7].
Правило отсева устраняет просмотр некоторых частей дерева, но на самом деле оно может допускать глубокое проникновение внутрь дерева до того, как ветви обрываются, поэтому метод ветвей и границ не эффективен по времени выполнения.
-
Эвристические методы вставок. Наилучшее решение для конкретных исходных данных может быть найдено путем последовательного применения различных эвристических методов, используя для сравнительной оценки качества приближения длину полученного маршрута [8]. Рассмотрим 4 наиболее популярных эвристических алгоритма:
1) метод ближайшего соседа (Nearest Neighbor) [9];
2) метод ближайшего города (Nearest Town) [9];
3) метод самого дешевого включения (Most Cheap Inclusion) [9];
4) метод минимального остовного дерева (Minimum Spanning Tree) [9].
В методе ближайшего соседа пункты плана последовательно включаются в маршрут, причем, каждый очередной включаемый пункт должен быть ближайшим к последнему выбранному пункту среди всех остальных, еще не включенных в состав маршрута.
Метод ближайшего города на каждом шаге алгоритма строит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт из числа еще не включенных в маршрут, для которого найдется ближайший сосед из числа пунктов уже принадлежащих маршруту.
Метод самого дешевого включения на каждом шаге алгоритма проводит допустимый маршрут по текущему подмножеству пунктов, уже включенных в маршрут, добавляя к нему новый пункт, включение которого между некоторыми смежными пунктами приводит к минимальному увеличению стоимости (длины) маршрута.
Однако любой эвристический метод базируется на формально не обоснованных соображениях, поэтому невозможно доказать, что эвристический алгоритм для любых исходных данных находит решения близкие к оптимальному.
-
Генетический алгоритм. Это эвристический алгоритм поиска, используемый для решения задач оптимизации и моделирования путём случайного подбора, комбинирования и вариации искомых параметров с использованием механизмов, напоминающих биологическую эволюцию [10]. Является разновидностью эволюционных вычислений.
Генетический алгоритм (ГА) представляет собой метод оптимизации, основанный на концепциях естественного отбора и генетики. В этом подходе переменные, характеризующие решение, представлены в виде ген в хромосоме. ГА оперирует конечным множеством решений (популяцией) — генерирует новые решения как различные комбинации частей решений популяции, используя такие операторы, как отбор, рекомбинация (кроссинговер) и мутация. Новые решения позиционируются в популяции в соответствии с их положением на поверхности исследуемой функции [11].
-
Табу-поиск. Основоположником мета-эвристического алгоритма табу поиска является Ф. Гловер, который предложил принципиально новую схему локального поиска [12].
Табу поиск является мета-эвристическим алгоритмом, который ведет местный поиск, чтобы уберечь его от попадания в ловушку преждевременных местных оптимумов, запрещая те перемещения, которые возвращают поиск к предыдущим решениям и приводят к циклической работе [13].
Основным механизмом, позволяющим алгоритму избегать локальный оптимум, является табу список, который обновляется в конце каждой итерации. Выбор лучшего решения в окрестности происходит таким образом, что он не принимает ни одного из запрещённых атрибутов.
Алгоритм табу поиска является довольно перспективным, однако введение штрафов на нарушение всех видов ограничений в целевую функцию не дает гарантий нахождения допустимых решений.
-
Муравьиный алгоритм. Один из эффективных полиномиальных алгоритмов для нахождения приближённых решений задачи коммивояжёра, а также аналогичных задач поиска маршрутов на графах [14]. Суть подхода заключается в анализе и использовании модели поведения муравьёв, ищущих пути от колонии к источнику питания, и представляет собой метаэвристическую оптимизацию. Изначально предложен доктором философских наук Марко Дориго в 1992 году, является первым алгоритмом, направленым на поиск оптимального пути в графе [14].
Моделирование поведения муравьёв связано с распределением феромона на тропе - ребре графа в задаче коммивояжёра. При этом вероятность включения ребра в маршрут отдельного муравья пропорциональна количеству феромона на этом ребре, а количество откладываемого феромона пропорционально длине маршрута [15]. Чем короче маршрут, тем больше феромона будет отложено на его рёбрах, следовательно, большее количество муравьёв будет включать его в синтез собственных маршрутов. Моделирование такого подхода, использующего только положительную обратную связь, приводит к преждевременной сходимости - большинство муравьёв двигается по локально оптимальному маршруту. Избежать этого можно, моделируя отрицательную обратную связь в виде испарения феромона. При этом, если феромон испаряется быстро, то это приводит к потере памяти колонии и забыванию хороших решений, с другой стороны, большое время испарения может привести к получению устойчивого локального оптимального решения [15].
Постановка задачи оптимального планирования маршрутов грузовых перевозок
Для планирования маршрутов курьерской доставки грузов необходимо решить задачу последовательного упорядочения пунктов следования.
В каждом областном центре Украины существует склад, который использует некоторое количество транспортных средств поставки с идентичной грузоподъемностью Q.
На N складах есть груз весом
,
.
На каждом i-м складе,
, имеется Z заказов весом
,
.
Требуется составить маршруты доставки грузов с одних складов на другие в течение 48 часов, причем выгрузка и дозагрузка могут осуществляться на складах по пути следования транспортного средства.
Дан полный взвешенный граф из вершин N.
Вершинам графа сопоставим склады, на которых имеется груз, ребрам - пути, ведущие от склада к складу, и припишем им стоимость пути
.
Решение для задачи маршрутизации транспорта может быть представлено в виде перевозок всего имеющегося на всех складах груза K маршрутами {R1...Rk}, К --> min.
Задача оптимизации грузовых перевозок может быть сформулирована как минимизация общей стоимости всех маршрутов с учетом выполнения ограничений:
где
- вес ребра, ведущего из вершины i в вершину j,
– подмаршрут от склада i к складу j,
- соответствующий маршрут, где
, К – количество маршрутов, Е – вес уже имеющегося груза в автомобиле.
Ограничение (2) определяет, что транспортное средство не может быть загружено больше, чем позволяет его грузоподъемность.
– вес р-го груза на i-м складе,
, N – количество складов,
, Z – количество грузов на складе.
Ограничение (3) – это ограничение по времени; прибытие машины на склад не должно быть позднее установленного срока.
– это время прибытия соответствующей k-й машины на i-й склад,
– крайний срок времени обслуживания i-го склада.
Задача последовательного упорядочения также может быть сформулирована, как общий случай ассиметричной задачи коммивояжера, основываясь только на весах узлов.
В этой интерпретации
- вес ребра (i,j), где
может отличаться от
, и этот вес может представлять собой стоимость ребра (i,j), если
, или ограничение на порядок обхода, при
=-1. Значение
=-1 означает, что узел i должен предшествовать узлу j, причем, необязательно последовательно.
Решение задачи
Рассматриваемая задача относится к NP-сложным задачам комбинаторной оптимизации, для которых нецелесообразно находить оптимальное решение. К таким задачам разумно применять эвристические алгоритмы, которые быстро находят хорошие, хотя и не обязательно оптимальные, решения.
Можно попробовать связать с метаэвристикой локальную оптимизацию. Это интересное сочетание, так как локальный оптимизатор часто страдает от проблемы «инициализации», кроме того, локальная процедура поиска тратит много времени, улучшая низкое начальное качественное решение [16]. Поэтому интересно найти хорошие метаэвристические локальные оптимальные сцепления, где сцепление хорошо, если метаэвристика генерирует начальные решения, которые можно отнести к очень хорошим локальным оптимумам локальным оптимизатором. Необходимо решить задачу последовательного упорядочения (SOP) с помощью муравьиного алгоритма в сочетании с модифицированной версией 3-х оптимальной процедуры поиска.
Задача последовательного упорядочения может быть сформулирована как общий случай ассиметричной задачи коммивояжера (за исключением того, что маршрут не обязательно должен быть замкнутым).
В данной работе предлагается решить задачу с помощью муравьиного алгоритма.
Каждый муравей многократно начинает движение с узла 0 и добавляет новые узлы, пока все узлы не были посещены, и узел n достигнут. Находясь в узле і, муравей выбирает вероятностно следующий узел j из набора F (i) из выполнимых узлов. F (i) сдержит все узлы j, которые еще должны быть посещены, и все, что должны предшествовать j, согласно ограничениям предшествования, были уже вставлены в последовательность.
Система выбирает с вероятностью
узел с лучшим
(детерминированное правило), в то время как с вероятностью
, узел выбран согласно вероятностному правилу, которое одобряет узлы, связанные ребрами с более высокими значениями
[15].
основан на параметре S, который является числом узлов. S позволяет системе определить
независимо от задачи, измеряя его таким образом, что ожидаемое число узлов, отобранных с вероятностным правилом, является S.
Как только каждый муравей построил выполнимое решение, к нему применяют локальный поиск. В локальном масштабе оптимальные решения используются, чтобы обновить следы феромона на дугах, согласно правилу испарения следа феромона. В нашем случае только лучший муравей - муравей, который построил самый короткий тур, может отложить след феромона. Объяснение этому - то, что таким образом "привилегированный маршрут" запоминается в матрице следов феромона, и будущие муравьи будут использовать эту информацию, чтобы произвести новые решения в соседстве этого привилегированного маршрута.
где
- самый короткий путь, полученный с начала вычисления (путь самого лучшего муравья).
След феромона также испаряется в течение построения решения. В этом случае, однако, он удален из посещенных ребер. Другими словами, каждый муравей, перемещаясь из города i в город j, применяет правило испарения феромона, которое заставляет количество следа феромона на ребре (і,j) уменьшаться [15]. Правило:
где
- первоначальное значение следов. Считается, что хорошее значение для этого параметра
Объяснение использования формулы (7) - то, что муравьи съедают след феромона, в то время как они строят решения так, чтобы определенное множество в произведенных решениях было точно.
Далее для того, чтобы учесть ограничения на порядок обхода городов (узлов графа) будет применен лексикографический поиск. Который будет заключаться в следующем. Берем найденную ранее последовательность узлов и получаем новую посредством обмена узлов в ней так, как это было предложено Дориго и Гамбарделла в [16]. Проходим все узлы и инвертируем те из них, которые стоят не в нужном порядке. Для этого генерируем 2 пути (левый и правый), которые первоначально составлены из одного единственного узла и расширяются добавлением одного нового узла на каждом шаге. Эта особенность позволяет легко проверить выполнимость решения, потому что условия предшествования должны быть проверены только для нового добавленного узла. Будем различать прямой и обратный поиск. Процедура поиска начинается, устанавливая узел h=0, и затем перемещает h через последовательность, пока узел n-2 не достигнут. Каждый раз, когда узел h отобран, процедура выполняет прямой и обратный лексикографический поиск того же самого h.
Процедура прямого лексикографического 3-opt поиска начинается установкой значения i, которое определяет самый правый узел левого пути (path_left), и выполняется цикл на значение j, которое определяет самый правый узел правого пути (path_right)(Рис. 1а и 1б): path_right=(i+1,...j) итерационно расширяется новым ребром {j,j+1}[16].
Когда все возможные узлы добавлены в правый путь, левый путь расширяется новым ребром {i,i+1} (Рис. 1в). И поиск снова начинается в правом пути. Левый и правый пути при инициализации состоят только из элементов i=h+1 и j=i+1 (Рис. 1г).
В случае обратного поиска (Рис. 2) левый путь идентифицируется (j+1, ..., i) и правый (i+1, ..., h). После установки h, i=h-1 и j=i-1 (Рис. 2а), и расширяем левый путь перемещением j до начала последовательности, присваивая j значения i-2, i-3, ..., 0 (Рис. 2б). Затем правый путь итерационно расширяется в обратном порядке новым ребром {i,i+1}, и цикл в левом пути повторяется.
Полный лексикографический поиск посещает все возможные узлы последовательности, но он должен быть остановлен, как только находит невыполнимый обмен. Левый путь должен быть определен как (h+1, ..., i), тогда правый путь будет j=i+1. В этой ситуации возможно проверить обменную выполнимость, проверяя, есть ли отношение предшествования между узлом j и узлами в правом пути. Перед расширением правого пути новым ребром {j,j+1} мы проверяем, выполнимы ли все еще результирующие пути, проверкой отношения предшествования между новым узлом j+1 и узлами в левом пути. В случае, если проверка не выполняется, поиск останавливается.
Заключение
В ходе выполнения научно-исследовательской работы был изучен объект компьютеризации, определены пути его автоматизации; рассмотрены и проанализированы системы планирования и мониторинга маршрутов грузовых перевозок, сформулированы их недостатки и обоснована необходимость разработки новой системы; проанализированы методы нахождения оптимальных маршрутов. Сформулирована математическая постановка задачи грузоперевозок с дозагрузкой по пути следования, предложены методы ее решения.
Литература
- Современные системы планирования и управления транспортом. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.odamis.ru/doc/pub/analit/20080519_2123
- GPS GPRS Cлежение. Определение местоположение через спутник. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://gribok.kiev.ua
- Транспортная логистика :: Оптимизация грузоперевозок. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.toplogistic.ru/transport_logistics.html
- SystemGroup Логистика. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://systemgroup.com.ua/solutions/logistics
- Решение для транспортно-логистических компаний. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.itboxcons.ru/content/view/22/39/
- Транспортная логистика. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.nova-it.ru/
- Метод ветвей и границ. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Рейнгольд Э. Комбинаторные алгоритмы. Теория и практика. - М.: Мир, 1980. — 476 c.
- Пушкарёва Г.В. Исследование и применение бионических методов и моделей для автоматизированного проектирования маршрутов обхода геометрических объектов Компьютерная графика и представление GraphiCon 2005: науч.-техн. конф., 20-24 июня 2005г. : - 2005. - Режим доступа: URL: http://www.graphicon.ru/2005/proceedings/papers/Pushkaryova.pdf
- Генетический алгоритм. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Обобщённая задача коммивояжёра для определения рациональных маршрутов поставки. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://econference.ru
- Glover F. Tabu Search Journal of the Operational Research Society. - 1999. – Vol.50, № 1. – pp. 106–107. - Режим доступа: URL: http://glossary.computing.society.informs.org/notes/spanningtree.pdf
- Сухарев А.Г. Курс методов оптимизации: Учебное пособие. - [2-е изд]. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 368 с.
- Муравьиный алгоритм. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Штовба С.Д. Муравьиные алгоритмы// Exponenta Pro. Математика в приложениях. - 2003. – № 4. – С. 70-75
- Gambardella L.M., Dorigo M. HAS-SOP Hybrid Ant System for the Sequential Ordering Problem Technical Report IDSIA 11-97. - Режим доступа: URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc
Замечание. При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Дата окончательного завершения работы: декабрь 2011 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его научного руководителя после указанной даты.
Резюме |
Биография |
Библиотека
|
Ссылки
|
Отчет
о поиске |
Индивидуальный раздел