ДонНТУ   Портал магистров


СОВРЕМЕННЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ

История этих инструментов начинается с 60х годов прошлого столетия, хотя первые прототипы синтезаторов были созданы еще в 70-е годы XIX века. Но за эти чуть более 50 лет своей истории синтезатор стал неотъемлемой частью музыкальных коллективов, а иногда даже основным инструментом, а есть группы, которые пишут только синтезированную музыку. Поэтому обоснования для улучшения этих инструментов были. Трудно представить, что первые синтезаторы с их чистейшим аналоговым звуком и сейчас популярны, при чем изменению подверглись в большей степени лишь количество звуков и дизайн. В современной музыке даже не всегда нужно быть техничным музыкантом с большим опытом. Достаточно будет начальных музыкальных знаний и некоторой дружбы с техникой, чтоб создавать музыку и выйти на большую музыкальную сцену. Синтезатор – сейчас это инструмент, который может всё, главное – четко знать какого звучания пытаешься добиться и уметь настраивать это звучание. Эти разные факторы и влияют на их усовершенствование и формирование мышления современных музыкантов. Почему именно современных, потому что далеко не все музыканты 70-80х годов захотят сначала выбирать синтезатор из всего их нынешнего разнообразия, а потом еще разбираться в миллионах их настроек. Действительно, если раньше понятие пианист и клавишник были очень близки, потому что пианист мог сесть за любой синтезатор, из нескольких вариантов выбрать звук фортепиано требуемой обработки и играть в своё удовольствие, то сейчас мало того, что нужно научиться играть, так потом еще столько же времени потратить на освоение инструмента. А после некоторых успехов может оказаться, что с возможностями современных синтезаторов, особой техники игры уже и не нужно. Возможно, поэтому знаменитых клавишников (не пианистов) сейчас очень мало, по сравнению, например, с огромным количеством гитаристов. Со своей стороны хочется сказать, что если есть желание стать клавишником и уметь управлять и отстраивать звук синтезатора на высокого уровня, то сначала нужно научиться играть на фортепиано, потому что иначе осваивать одновременно и то и то будет крайне тяжело, а без какой-то техники игры, но с навыками звукового инженеринга, получится в большей степени человек, программирующий звуки, а не музыкант. Мой первый, и пока что единственный, крутой синтезатор Korg X50 появился у меня спустя шесть лет, как я начал играть на фортепиано. И осваивая его возможности я начал осознавать, что мое музыкальное развитие затормозилось. Поэтому всегда надо оставаться в первую очередь музыкантом, а инструмент должен быть всего лишь средством выражения своего музыкального Я.

Если посмотреть концерты классических рок групп 70-80х годов (Deep Purple, Rainbow, Yes и другие), то можно увидеть большое количество синтезаторов, при чем у некоторых из них крутилок разнообразных и потенциометров больше, чем собственно самих черно-белых клавиш. То сейчас чаще можно встретить клавишников с одним-двумя синтезаторами и при этом по звуку не уступающим целому ряду синтезаторов. Такое сокращение количества оборудования стало возможным благодаря созданию и использованию рабочих станций. Музыкальная рабочая станция – электромузыкальный инструмент, объединяющий в одном корпусе драм-машину, синтезатор, секвенсор, процессор эффектов, и, как правило, оборудованный клавиатурой фортепианного типа. Современные рабочие станции также обладают сэмплером и иногда выпускаются в бесклавиатурном (модульном) исполнении. Благодаря такой комбинации, рабочая станция позволяет обеспечить полный цикл создания, обработки и воспроизведения электронной музыки без принципиальной необходимости использования дополнительного оборудования [2]. Как подкласс синтезаторов они появились уже давно. New England Digital Synclavier Появление первых музыкальных рабочих станций относят к концу 1970-х годов. Возможность их появления была обусловлена миниатюризацией микроэлектроники и развитием технологий электронного синтеза. Клавишные инструменты New England Digital Synclavier и Fairlight CMI [1], представляющие первое поколение рабочих станций, были оборудованы управляющими микропроцессорами и флоппи-дисководом для хранения банков звуков. Потом были второе и третье поколение, и вот наконец рабочие станции четвертого поколения 2000-х годы выделяются прежде всего усовершенствованным пользовательским интерфейсом – большие экраны, в том числе сенсорные, позволяют интегрировать в рабочей станции широкие пользовательские возможности программного обеспечения для создания музыки, ранее доступного только на компьютерах. Уровень развития микроэлектроники начала XXI века позволяет в современных рабочих станциях использовать алгоритмы обработки звука и поддержки создания композиций существенно более сложные, чем ранее [2].

Рабочая станция представляет собой действительно мощный инструмент в руках профессионального музыканта. Я таковым не являюсь, хотя стремлюсь к этому, да и синтезатор мой не есть из самых навороченых, но его возможностей уже может хватить для создания разнообразной музыки: от классических органных партий Баха и струнных произведений Вивальди до синтезированных звуков современного рока и клубных ритмов. Большинство рабочих станций имеют схожие настройки и наборы сэмплов, которых отличаются только качеством в зависимости от фирмы-производителя. Но в то же время выбор их очень велик, при чем критериев по выбору тоже можно приводить множество. Например, я при выборе руководствовался во многом весом синтезатора. Так как носить на репетиции более 7 кг за плечами – удовольствие не из приятных, насколько не любил бы я музыку. Соответственно так ограничивается и размер клавиатуры (о чем речь пойдет ниже) и материал корпуса синтезатора. В этом случае есть отличные модели у фирмы Roland (серия Juno) и Alesis (серии Q и QX). Великолепные рабочие станции предлагают фирмы Korg, они отличаются отличным дизайном, огромной базой звуков (особенно мне нравятся их синтезированные звуки) и хорошей техподдержкой; Kurzweil предлагает отличные электронные фортепиано (с механикой от фирмы Fatar, которая отличается качеством и надежностью), отличный набор звуков фортепиано от приятного старого джазового звука с хрипотцой до чистого классического рояльного; Roland, Clavia, Yamaha и другие.

Korg KRONOS

Почти все фирмы-производители синтезаторов делают опор на рабочие станции и каждая фирма пытается как-то выделиться. Так что описывать все возможные варианты конечно не имеет смысла, и поэтому остановимся на конкретной довольно свежей моделе Korg Kronos, которая появилась в продаже в начале 2011 года. Kronos является не просто новым инструментом. Korg Kronos Он представляет собой веху на эволюционном пути синтезаторов и рабочих станций, и олицетворяет собой свежие идеи и выдающиеся технологии. Kronos объединяет несколько гармонично работающих звуковых модулей и новые интерактивные функции воспроизведения, отражающие приемы игры музыкантов. Наиболее важной его характеристикой является тот факт, что Kronos предлагает практически неисчерпаемый запас захватывающих несравненных звуков. Модель объединяет девять отдельных синтезаторных модулей, каждый из которых обеспечивает применение самых передовых технологий создания музыки. Все вместе они воплощают не только богатое наследие Korg, но и представляют всю историю развития производства электронных клавишных. Инструмент содержит тембры классических, не теряющих актуальности с течением времени инструментов, уникальных, поразивших мир и новых, недавно созданных тембров. Музыкальная рабочая станция Kronos представляет собой единственный инструмент, разработанный специально для исполнителей, работающих вживую, для разработчиков студийной или компьютерной производственной среды, а также для музыкантов и звукоинженеров, которым для работы необходимы синтезаторы новейших моделей При разработке были выслушаны мнения и пожелания многих музыкантов. На их основе и был создан Kronos. Расширенная панель управления предоставляет в ваше распоряжение джойстики, слайдеры, регуляторы, переключатели, ленточный контроллер, назначаемые входы педали и, конечно, усовершенствованный цветной 8-дюймовый дисплей TouchView™. Версий этого синтезатора есть три: 61-, 73-, 88-клавишная. 61-клавишная версия передает те же потрясающие ощущения при исполнении на чувствительной полувзвешенной клавиатуре, характерной для музыкальной рабочей станции M3-61. Известные своей чувствительностью к прикосновению клавиши обеспечивают гладкое и экспрессивное исполнение. 88-клавишная модель клавиатуры Kronos оборудована таким же молоточковым механизмом RH3, который использовался в профессиональных моделях фортепиано Korg и в SV-1. Жесткость нажатия на клавиши уменьшается при переходе от нижних регистров к верхним, что обеспечивает ощущение клавиатуры настоящего концертного рояля. 73-клавишная модель оснащена такой же клавиатурой RH3, но целью разработки этой модели было создание более компактного и удобного для транспортировки инструмента при сохранении характерного настоящему фортепиано ощущению клавиш. Kronos отличается тонкими формами, являясь примером превосходной гармонии многофункциональности и вкуса.[3]

Roland RD-700GX

В характеристиках Kronos присутствуют понятия полувзвешенной и молоточкой механики клавиатуры. Также еще есть взвешенная клавиатура. В полувзвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных пружин, взвешенная – имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более похожим на фортепианную клавиатуру. Ну и молоточковая – полностью имитирует фортепианную динамику клавиш, и практически идеально имитирует клавиатуру обычного пианино [4]. Конечно, добиться ощущений настоящего рояля от игры на синтезаторе с молоточковой механикой довольно сложно, да и иногда не имеет особого смысла. Если партии несложные, и охватывают не всю фортепианную раскладку, то нет смысла брать 23 килограммовые синтезаторы. Но большинство музыкантов все же нуждаются в электронных пианино с минимальными отличиями от фортепиано. В этом случа есть модели, которые отличаются максимальным приближением к таким ощущениям. Именно по этим ощущениям, а также по качеству звучания, очень близким к рояльным является модель фильмы Roland – RD-700GX.

Roland RD-700GX

Цифровое фианино Roland RD-700GX содержит совершенно новый, наилучший на сегодняшний день на рынке выразительный 88-нотный набор сэмплов фортепиано. Звучание каждой ноты запечатлено с пугающей достоверностью, занимая массу памяти. Помимо суперэкспрессивного набора фортепиано, тонгенератор содержит 10 тонов электропиано на основе новейшей технологии SuperNATURAL™. Вы можете изменить и сохранить эти звуки для последующего моментального вызова. Для того, чтобы наиболее точно соответствовать по ощущениям акустическому фортепиано, Roland RD-700GX содержит механизм клавиатуры нового поколения – PHA II Ivory Feel. Разработанная технология воссоздает реальное ощущение игры на дорогих традиционных инструментах – слоновая кость на белых клавишах, и черное дерево для черных клавиш. Такое покрытие поглощает пот, пальцы комфортно осязают клавишу и не соскальзывают. Как и на акустическом рояле, молоточки имеют больший вес в басах, а меньший – в верхах. В силу инертности молоточков они меньше сопротивляются при легкой игре, и ощутимо сопротивляются при сильной – как это и происходит в настоящих роялях. Также точно воссоздается репетиционный механизм рояля, когда клавиша на малой динамике сопротивляется чуть сильнее до некоторого порога. Одной из отличительных черт нового инструмента является новая технология SuperNATURAL, которая используется для воссоздания звучания электропиано. Эта технология позволяет добиваться реалистичного изменения тембра инструмента с динамикой. В отличие от резкого переключения сэмплов, звук будет естественно и органично менять тембр при изменении скорости нажатия клавиши [5].

Haken Continuum

Синтезатор по своей сути является электронным фортепиано, но в последнее время с развитием музыкальных контроллеров – устройств, которые обрабатывают миди-сигнал, поступающий с клавиатуры, или генерирующий сигнал, который задается программным путем – начались разработки таких контроллеров совмещенных с клавиатурой, хоть и весьма необычной. Одним из таких контроллеров является Haken Continuum Fingerboard.

Haken Continuum

Continuum Fingerboard – электронный музыкальный контроллер, разработанный Липпольдом Хакеном, профессором электроники и вычислительной техники университета штата Иллинойс. Инструмент представляет собой неопреновую рабочую поверхность размерами примерно 19 сантиметров в высоту и 137 (для полноразмерной версии) или 72 (для половинной) сантиметров в длину. Диапазон изменения высоты звука составляет 9350 центов (около 7,8 октав) для полноразмерной версии и 4610 центов (около 3,8 октав) для укороченной. Время отклика инструмента составляет 1,33 миллисекунды. Сенсоры под рабочей поверхностью определяют положение пальцев в двух измерениях и силу давления. Инструмент позволяет изменять высоту звука с разрешением в один цент и таким образом извлекать звуки с высотой, не входящей в равномерно темперированный строй – в частности, выполнять слайды и вибрато. Программное обеспечение позволяет округлять высоту звука для получения равномерно темперированного строя или других строёв. При этом присутствует возможность управлять дискретностью и продолжительностью округления в реальном времени. Помимо высоты звука, инструмент передаёт два дополнительных параметра, изменяющихся в зависимости от силы давления и положения пальцев по вертикали. Эти параметры могут использоваться для управления различными параметрами синтеза звука – например, сила давления может изменять громкость ноты, а положение пальцев по вертикали – тембр инструмента. Инструмент поддерживает одноголосый режим и режим с 16-голосой полифонией [6].

Разнообразие синтезаторов в наше время велико. Эта отрасль музыкальной индустрии достаточно развита в плане усовершенствования моделей. Поэтому не исключено, что в будущем фирмы-производители синтезаторов больше внимания будут уделять необычным формам и нестандарным звукам. И синтезатор на сцене будет занимать место не только как инструмент, но и как часть концертного антуража.

    Список источников

  1. New England Digital Synclavier – Vintage synth explorer [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vintagesynth.com/misc....
  2. Музыкальная рабочая станция – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki....
  3. Korg – описание – KRONOS [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.korgmusic.ru/products....
  4. Клавиатура – Архив: форум клавишников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.musicforums.ru/klavishnik_arc....
  5. Roland RD-700GX – Архив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alltime.ru/catalog....
  6. Континуум (музыкальный инструмент) – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki....