Баня. Новый взгляд на известные вещи
Мне хотелось бы посвятить статью одной из главных особенностей человека, принадлежащего к славянской культуре. Речь идёт о традиционной народной любви к хождению в баню, которая тянется своими корнями в наше далёкое прошлое и по–прежнему является важным атрибутом русского мировоззрения.
Баня – это учреждение не только для исцеления тела и духа; баня центрирует и приводит человека в равновесие. Баня – оккультное место, в котором «дышат» поры тела, раскрываются чары, у иных проявляются «сверхъестественные способности». Здесь встречаются с запредельным.
В бане все равны. В ней стираются различия между полами, нациями, профессиями, возрастом и обнажается истинная сущность человека, его сокровенное «Я». Каждый, кто хоть раз бывал в нашей русской бане, прекрасно знает, каким хорошим после нее бывает самочувствие. Выражение «родиться заново» подходит сюда лучше всего – отдохнувшее, выхоленное в пару, подтянутое после ледяной купели тело как будто молодеет сразу на несколько лет [1].
В древней Руси с баней была связана вся жизнь человека, так как считалось, что именно в бане можно очистить не только тело, но и душу. Считалось, если больному не помогла даже баня, то никто ему уже не поможет. Еще в «Повести временных лет» было подробное описание бани. Апостол Андрей, увидев древнерусскую баню в Новгороде, был поражен самим процессом парения, обливания квасом и бития веником друг друга. «Удивительное видел я в славянской земле... Видел бани деревянные, и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются водою студеною, и только так живут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучати, и то совершают омовенье себе, а не мученье» [2].
Меня познакомил с банным искусством мой отец, можно сказать, парильщик со стажем. В свое время ему довелось побывать во многих банях в Москве: Сандуны, Донгауэровские, Владимировские, в Омске, Хабаровске, на Камчатке, Алма–Ате. Поэтому по возможности я с семьёй посещаю такие заведения.
Мне также, наверное, хотелось бы похвалиться тем, что у нас есть определённое семейное дело, связанное с заготовкой банных веников, которое в–основном происходит в заповедном регионе Святогорских лесов, что на севере Донбасса. Несмотря на утомительный труд, творение банных веников – это тем не менее вещь приятная и наполняющая духовными силами природы. Как рыбак на зорьке с удочкой в руках, так и заготовщики веников встречают рассвет, пробуждение растительного и животного мира.
В свете этого, думаю, не прочим будет сказать несколько слов о свойствах разных веников, их запаривании и, конечно же, самом происходящем в парной.
Мужчинам рекомендуется париться «женскими» вениками. Когда пара березовых или липовых веников касается мужской груди или спины – это не веники прикасаются к телу, но сами восхитительные женские груди.Когда женского тела касаются «мужские» веники, – значит его касаются сильные мозолистые руки рабочего или крестьянина (дуб), утонченные кисти художника или музыканта (клен), расчетливые пальцы программиста или математика (ясень).
Береза. Грубого сделает нежным, жесткого – гибким, немощного – крепким.
Липа. Если жизнь безрадостна и сера, липа сделает ее изящной и красочной.
Дуб. Плаксивых и робких сделает сильными и храбрыми. Характеризует устойчивость в жизни.
Ясень. Символ мудрости. Приводит беспокойный ум в равновесие. Необходим при принятии сложных решений.
Клен. Расцвечивает жизнь яркими красками. Замкнутых делает общительными и раскованными. Для эстетов.
Банный веник – это порыв свежего ветра, поцелуй весны, улыбка природы.
Работа банщика – не просто искусство, а нечто большее. Это – священнодействие. Назначение веника не в том, чтобы отстегать парильщика, а вызвать в нем движение жизненной силы. Парилка в конечном итоге выполняет функции любви. Достаточно бросить взгляд на человека в парной – и видишь его сияющим и обновленным. Не зря так ценили парилку наши предки, что и по сей день почитает каждый славянин. В настоящей парилке обязательно поселяется банный дух. Пращуры называли его ласково – банник и относились как к божеству.
Несколько мыслей о запаривании веников. Существует множество способов, но суть одна – сделать лист устойчивым на ветке, гибким, крепким и нежным одновременно. Когда же веник сразу окунают в кипяток, листья кричат от боли; они испытывают натуральный шок. Пусть они срезаны с дерева, но они живые. Лучше опустить веник на пару часов в холодную воду. Таким образом происходит своеобразная стратификация, повышается устойчивость листа к опаданию и тогда веник не будет подобен дереву в осенний листопад. После, веник желательно запарить 10–15 минут в теплой воде – и будьте любезны, берите его в руки, наслаждайтесь рукотворным чудом природы, вдыхайте чудесный аромат леса.
Каждый священнодействует по–своему. Руки с вениками описывают столь замысловатые пируэты, пропитанные звуковым сопровождением ревущих глоток и телодвижениями мастеров своего дела, что любо–дорого смотреть и ощущать свою причастность к великому празднику Русского Духа. И потому со всей ответственностью могу сказать: «Кто не был в бане, тот не познал Русский Дух». Ни в одной бане мира нет такого сочетания факторов как в русской: высокая влажность, предельная температура и направленное движение пара вениками.
В условиях экономического кризиса, когда души людей разъедают апатия, безысходность, в голову лезут черные мысли, именно баня есть та отдушина, которая придает человеку силу и целеустремленность.
Заявляю, что когда я вижу как в банях люди, может быть, на последние копейки берут билеты и веники на сеанс, то этот народ ни сломить, ни победить нельзя, убить ничем невозможно, значит в наших генах проснулся дух великих предков, значит мы живы, следовательно, такой народ обладает правом на историческое безсмертие.