Евгений Гришковец
Сегодня, я думаю, каждому знакомо это имя. Возможно, не всем известно его творчество. Возможно, есть те, кто негативно к нему относится. Но будучи большим ценителем этого творческого деятеля, я надеюсь, что таких меньшинство.
Итак, в двух словах для тех, кто не знает.
Евгений Валерьевич Гришковец – писатель, режиссёр, актёр, композитор.
Этот человек стал популярным благодаря своему незаурядному почерку. Используя минимум декораций и костюмов, Евгений Гришковец один может заставить зрителей проникнуться сюжетом и поверить, что рассказывают именно о нём
, о каждом из них.
Мне кажется, феномен искусства заключается далеко не в заученных годами репликах, эпатажных костюмах и новейших декорациях. Прежде всего, человек каждый стремится к искренности, чего Гришковцу не занимать!
Являясь режиссёром, постановщиком, сценаристом, костюмером и исполнителем собственных спектаклей, Евгений Гришковец, создаёт невероятно тёплую атмосферу доверия и понимания. В основе почти каждого спектакля лежит рассказ актёра о его жизни, причём в такой форме, что зритель поневоле ощущает, что звучит не чья-то автобиография, а рассказ о нём самом.
Театральные постановки
Среди наиболее поразивших меня спектаклей Евгения Гришковца хотелось бы выделить следующие: Как я съел собаку
, ОдноврЕмЕнноДредноуты
Как я съел собаку
– первая постановка Евгения Гришковца, представленная на суд широкой публике. В этом спектакле повествуется прохождении главным героем военной службы на Тихоокеанском флоте. Сам Гришковец называет этот спектакль универсальной историей взросления
. В этой пьесе показаны переживания, воспоминания о детстве и школе, тоска по дому, знакомые каждому. Но особенно, на мой взгляд, эта пьеса близка и понятна людям, проходившим армейскую службу.
Вот некоторые цитаты из этого спектакля:
- … И ты не обиделся. Потому что ты ещё не умеешь обижаться, потому что как только ты научишься обижаться, в ту же секунду, не в следующую, а в ту же секунду ты научишься обижать...
- В кабинете химии над доской почему-то всегда – и днем, и ночью – висит таблица Менделеева. И портрет Менделеева. И он – Менделеев – всегда смотрит на тебя.
И даже если он привык, что ты сидишь на первом ряду, а ты пересел на третий – он все равно будет смотреть на тебя.
Вот ты пришел, сел... Он не больше двух секунд тебя искал, нашел и уставился!
В спектакле своими словами пересказываются сюжеты произведений Эдгара Алана По. В тандеме с Александром Цекало, они создали милое и стильное представление, где два обаятельных рассказчика, перебивая друг друга, рассказывают с детства знакомые истории, украшая и свободно дополняя их. Рассказывают так, как рассказы помнятся человеку, не перечитывавшему их с детства. С 2009 года Александра Цекало заменил Игорь Золотовицкий. Теперь спектакль по По
Евгений играет с ним.
Не стоит удивляться, тому, как написано это слово. На самом деле в этимологическом словаре указано, что в слове «ОдноврЕмЕнно» ударение может падать, как на первое, так и на второе Е
, и главное, что сразу сделать ударение на оба слога невозможно. Этот спектакль воспринимается скорее как задушевный рассказ актёра о том, как сложно найти себя, как сложно и важно что-то почувствовать, как сложно становится жить, по кирпичикам познавая устройство мира. И главное – как научиться одноврЕмЕнно и понимать, и чувствовать, а соответственно – как найти счастье.
Но вот что такое почувствовать? Что это значит? А главное, какие нужны условия, чтобы что-то почувствовать? Это самый сложный вопрос. Что нужно сделать, чтобы что-то почувствовать? Иногда можно так почувствовать на пустом месте... Так почувствовать! Без всяких условий и подготовки. А можно к чему-то очень долго готовиться, чего-то сильно ждать, очень долго на какую-то тему думать и в итоге ни черта не почувствовать. А можно готовиться к какому-то событию не в одиночку, и даже не каким-то сплочённым коллективом, и даже не целым городом, не страной. Можно готовиться всем человечеством. И всем же человечеством ни черта не почувствовать
Дредноуты
– пьеса о мощнейших военных кораблях времён королевы Виктории. Сам Гришковец называет Дредноуты
спектаклем для женщин
. Актёр рассказывает историю Ютландской битвы подобно тому, как мальчик излагает друзьям увлекательную сказку о больших кораблях и морских боях. Гришковец дробит большую историю на крошечные осколки человеческих судеб. Он соединяет в спектакле короткие эпизоды сражений, причем только те из них, в которых запечатлелась история мужского благородства.
А я даже если поеду в командировку, и даже если сильно устану, даже если всё сделаю хорошо, но чего-нибудь по-командировочному там… натворю, схожу в ресторан, потанцую, ну, и так далее… Когда вернусь домой, ведь всё же поймут. А если она обидится… ну, Она. Обидится и уйдет в другую комнату, будет там сидеть и молчать, я же буду выпрашивать прощение, суетиться, да и то, кстати, только для того, чтобы стало спокойно мне самому. Чтобы самому успокоится. И продолжить…
Над его койкой в кубрике висит фотография жены или девушки, которая, он верит в это, его ждет. И ему очень нужна ее верность. Но при этом ему вполне достаточно фотографии. Без этой фотографии он бы не пошел в бой так спокойно, как уже ходил и как пойдет завтра
.
А ведь женщине ничего не объяснить! И сам же знаешь, что бесполезно объяснять! И когда произносишь такие слова, сам знаешь, что говорить их бесполезно… Когда в полном отчаянии говоришь женщине, и говоришь-то каким-то срывающимся голосом:
Поверь, поверь мне, что никто и никогда так, как я, любить тебя не будет. Никто и никогда! Ты понимаешь?!
И отчаянно при этом трясешь рукой. Потому что смотришь в ее глаза и сразу догадываешься по глазам, что все мужчины так говорят. Все так говорят! Этими же самыми словами. И это ужас! Потому что все говорят правду! Потому что, действительно, никто не сможет точно так же, как Я… Точно так же не сможет, а слова те же… И ясно, что ничего нельзя объяснить. Объяснить ничего не получится. И в этот момент хочется только головой в омут или в окно. Но останавливает то, что ты понимаешь, что всем хочется в такой момент того же самого
Книжки о мужской психологии женщины покупают и читают. Хотя там про мужчин написано как про каких-то диковинных животных или про инопланетян с очень странным поведением. А книги про корабли женщины не читают…Там, в книгах про корабли, есть много про мужские иллюзии, амбиции… И есть описания! Да, да, описание мужчин в том состоянии, в котором женщины мужчин никогда не видели. Описание того, как они, мужчины, умирали. Умирали в бою... Если бы женщины прочитали Эти книжки, то им, может быть, стало бы лучше и легче. Может быть, они бы большей надеждой смотрели на нас…
Библиография Евгения Гришковца
Романы
- 2004 – Рубашка
- 2008 – Асфальт
Повести
- 2005 – Реки
- 2010 – А…..а
Сборники пьес
- 2005 – Зима
- 2010 – Сатисфакция
Сборники рассказов
- 2006 – Планка
- 2007 – Следы на мне
Книги, основанные на ЖЖ
- 2008 – Год жжизни
- 2009 – Продолжение жжизни
- 2011 – 151 эпизод жжизни
- 2012 – От жжизни к жизни
Кино и музыка
Евгений Гришковец снялся в таких картинах:
- 2002 – Деньги
- 2002 – Азазель – Ахимас Вельде
- 2003 – Прогулка – Сева
- 2005 – Не хлебом единым – следователь
- 2005 – В круге первом – Галахов
- 2008 – Тринадцать месяцев
- 2010 – Московский фейерверк – Амак
- 2010 – Сатисфакция – Саша
Помимо прочего, Человек-оркестр
, как его часто называют, также вовлечён и в музыкальную среду. Отменным вокалом Гришковец, конечно, не отличается, но это не мешает ему оставаться бессменным солистом в группе Бигуди
.
Творчество данной группы не может оставить равнодушным. Ненавязчивый инструментальный фон и лёгкий вокал на втором плане дополняют короткие рассказы Гришковца. В этих песнях
и глубокие переживания (о любви, дружбе, верности), и простое желание исполнителя разделить со слушателем настроение о тяжёлой неделе или, наоборот – о приятных воспоминаниях из детства. Такие композиции создают ощущение беседы с очень близким человеком, который без слов всё понимает и которому безоговорочно хочется верить.
Хочется сказать, что высказываться о писателе невероятно сложно – всегда есть ощущение какого-то косноязычия
, но всё-таки надеюсь, что если Вы до сих пор не были знакомы с творчеством Евгения Гришковца, моя статья заставит Вас передумать!
В качестве послесловия хочу привести некоторые цитаты Е. Гришковца из композиции «Верить»:
Как же я хочу научиться одной простой, и такой необходимой вещи... Понимаю, что не умею – и мучаюсь от этого неумения. Как я хочу уметь всегда верить своим друзьям! Даже когда догадываюсь, или даже когда точно знаю, что мне говорят неправду.
Когда я знаю, что мой друг обещал прийти и не пришел. А потом сказал, что плохо себя чувствовал, или был ужасно занят, или случилась беда на работе, или была жуткая авария... Я-то знаю, что это неправда. Я знаю, что ему было хорошо: он просто засиделся с другими друзьями или встретился с женщиной... Да мало ли... Но как же я хочу ему поверить... Не простить! А именно поверить. Понимаете разницу?
Хочу поверить дочери, которая пришла поздно. Сказала, что засиделась у подруги за уроками, а телефон забыла включить. Я звонил этой подруге. Я волновался. Я знаю, что там, у неё, моей дочери не было. Но я хочу поверить СВОЕЙ дочери, а не её подруге.
Хочу верить тому, что говорят люди по телевизору и в газетах... Они же люди! Они говорят мне, чтобы я поверил. Они стараются. Я не хочу страдать от сомнений. Не хочу страдать от недоверия. Не хочу задыхаться от ревности.
Я хочу уметь верить... Верить всему. Всему, что говорят. Говорят Люди.
При написании данной статьи были задействованы электронные ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wik...
- http://man-band.ru/
- http://www.livelib.ru/author/29727/quotes
Более подробную информацию о Евгении Гришковце Вы сможете получить здесь:
- Биография – http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Evgeniy-Grishkovec...
- Скачать видеоспектакли – http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2458842
- Официальный сайт – http://odnovremenno.com/