Религиоведенье
5.1 Особенности информативного пространства УГКЦ в Интернет-сети
5.2 Деятельность УГКЦ в социальных сетях
5.3Перспективы и последствия информатизации и компьютеризации для деятельности УГКЦ.
Информационное пространство как формирующий фактор современной социальной реальности, играет важную роль в формировании образа того или иного элемента человеческой жизни. Газеты, журналы, мобильная связь, Интернет страницы, социальные сети, телевидение радио какого бы оно формата не было: регионального, национального или международного формирует новые образы, мифы вокруг стран, организаций, персони т.д. Он может играть как положительную роль и негативную, поскольку единственное неверная действие и информация распространяется за несколько минут по всему миру. Такая скорость передачи информации отодного континента к другому, от человека к человеку не смогла не остаться без внимания религиозных деятелей.
Украинская Греко-католическая церковь на сегодняшний день находится в центре внимания украинского общества. И это неудивительно, поскольку ее деятельность за последние 5 лет выросла не только на западе, но и на востоке Украины. Ее деятельность распространяется на все сферы жизни Украины: от бытовых проблем гражданина, политики, этических ценностей. На сегодня УГКЦ является основателем круглых столов как межконфессионального диалога, так и диалога Церквей с государственной администрацией. Немало информационного пространства занимает УГКЦ, поскольку она имеет свои сайты, страницы в социальных сетях, консультантов-священников в on-line режиме, электронные библиотеки, радио передачи, skype-конференции, форумы католической молодежи, образовательные проекты в формате web, печатные издательства и т.д. [1-9]. По версии «Annuario Pontificio», общее количествокатоликов восточного обряда по состоянию на 31 января 2010 года составляет в Украине 4902294 человек. 2009 ежегодник указывал цифру 4801879 человек. То есть на январь 2010 года мы имеем увеличение количества прихожан УГКЦ на 100 000 человек. Можно допустить мысль, что информатизация украинского общества имеет одну из ведущих ролей в таком не малом подъема УГКЦ. Поэтому актуальность темы влияния информационного пространства на Украинской греко-католическую церковь целесообразно сегодня.
Цель исследовательской работы: выявить влияние на место и значение УГКЦ в Украине имеет ее деятельность в Интернет-сети. Согласно цели ставим следующие задачи:
Раскрыть особенности деятельности УГКЦ в Интернет-сети;
Выявить основные черты аудитории к которой направлена деятельность УГКЦ;
Исследовать последствия компьютеризации и информатизации для деятельности УГКЦ.
Объектом исследования является современное
состояние деятельности Украинской Греко-Католической Церкви в Украине. Предметом
исследования автор определяет деятельность УГКЦ в современном
информативном пространстве.
Новизна работы заключается в том, что впервые дается анализ информативного пространства УГКЦ.
В реферативные работе используются такие методы как:
Компаративный метод, направленный на раскрытие основных особенностей информационного пространства УГКЦ;
Метод классификации - используемый в классификации основных средств информатизации в Интернет сети УГКЦ;
Также в работе автор придерживается принципа объективности, всеконфессиональности, «полевого» метода исследования и комплексного подхода.
Поскольку тема исследования нова для украинского пространства, с основном большая часть источников пренадлежит западним автором и не имеет переводов на русский или украинский язык. Также следует отметить, что труды авторов использованные в реферативной работе имеют косвенных характер к теме исследования, и представляют собой уникальную методологическую базу.
Информационное пространство понятие новое, и в Украине мало изданий посвященных кибер-пространства, но много интересных работ приставлены на английском языке. Это такие издания: Paul Treanor «Internet as Hyper-liberalism» [14], Mark Stephenson «Web-Empower Your Church» [12], Anastasia Karaflogka «A Critical Appraisal of Religious Discourse on the World Wide Web» [9], Christopher Helland «Surfing for Salvation» [10], Stewart M.Hoover «Religion in the Media Age» [13], и статьи Glenn Young "Reading and Praying Online: The Continuity of Religion Online and Online Religion in Internet Christianity» [15], Mia Lоvheim «Young People, Religious Identity, and the Internet» [11]. Из всего массива иностранной литературы на украинский или русский языки переведены лишь некоторые работы, как Хеммит Ф. «Виртуальная реальность» [16], Бернерс-Ли Т. и Фичетти М. «Учреждение Паутины» [20], Мак-Люэн М . «Галактика Гутенберга» [21], Питерс Дж. Дарем «Слова на ветру: история идеи коммуникации» [22]
В постсоветском пространстве, в большинстве своем,
труды по информационному пространству представлены в статьях,
материалах конференций. Это такие работы как: Базаров Р.
«Духовные сферы сетевого бытия» [17],
Гройс Б. «Религия в эпоху дигитальной репродукции» [18],
Забияка А. П. «Язычество: от религии крестьян до
киберрелигии» [19],
Коршун. М. «Религия и Интернет» [23],
Костылев П.Н. «Интернет-церкви и кибер-религии: попытка
понимания» [24],
Пархоменко Е., Кузнецов А. «Радиоблог. Зачем священнику "Живой
журнал", или Интернет как богоугодное дело »[25].
Автор считает необходимым отметить, что униатская
церковь Украины подчиняют Католической церкви, поэтому ее деятельность
будет иметь сходные черты с деятельностью католической, но с поправкой
на особенности украинского пространства.
Прогресс современности идет неустанными шагами. Церковь, как авторитет для прихожан должна высказываться по поводу прогрессивных технологий.
Интернет пространство, достаточно новое явление, но которое иди не малыми шагами. Интернет как довольно новая форма коммуникации в обществе преобладает в развитых странах мира. Почти каждый пятый имеет мобильный телефон и компьютер, и можно предположить, что нет ни одного человека на Земле, как держал в руках современные средства коммуникации.
Поэтому Папа Бенедикт XVI (рис. 1) довольно часто высказывается к поводу средств коммуникации и Интернет-пространства. Из последних его обращений можно перечислить: «Роль посредников потоков информации» (07.10.2010), понтифик подчеркивает, что современные средства коммуникации: «новые технологии, наряду с заложенным в них потенциалом прогресса, могут сделать истину и ложь легко меняющимися местами, могут вводит в заблуждение, путая реальное с виртуальным.»,«"Абсолютизация техники" может породит мрачный сценарии» (12. 07.2009).
Греко-католическое Интернет пространство, имеет схожие черты с католическим: имеет официальную страницу, порталы, форумы. Также можно отметить, что официальные сайты УГКЦ, в Украине имеют четырех язычный интерфейс: украинский, русский, английский и немецкий языки. Но согласно, временному уставу УГКЦ, патриаршего собора, артикула 11: «Речь Собора § 1. Официальным языком Патриаршего Собора УГКЦ является украинский. Все документы печатаются на украинском языке»[27]. Также согласно артикулу 10: «Акты Собора. § 1. Вопросы, открыто обсуждаются, и решения, принятые на Соборе, могут свободно распространяться и стать известными верных через средства массовой информации, однако публикация официальных актов Собора оговаривается с Патриархом-Верховным Архиепископом»[27]. Поэтому согласно этому документу, УГКЦ распространяет свою деятельность в сети. Все официальные страницы УГКЦ, имеют большое количество ссылок, на сайты с новостями, аудио лекциями, фото и видео материалом. Также на сайтах можно найти адреса приходов, телефоны прихода и священников, расписание богослужений и т.п.
Новости униатской церкви обновляют каждый день, поэтому каждый человек может узнать о пройденных мероприятиях и посмотреть в календаре следующие мероприятия которые будут происходить. Страницы УГКЦ церкви обновляют динамично и в этом заключается ее особенность.
Социальные сети наиболее новый аппарат в развитии коммуникации между людьми. На данном этапе наиболее распространенными в мире являются такие социальные сети как Facebook, twitter, last.fm, LinkedIn, MySpace имеющие многоязычный интерфейс. Социальная сеть Facebook имеет наилучшие условия для распространения информации. Поэтому предметом нашего исследования выступает украинская Греко-католическая церковь в социальной сети Facebook. имеющие многоязычный интерфейс. Социальная сеть Facebook имеет наилучшие условия для распространения информации. Поэтому предметом нашего исследования выступает украинская Греко-католическая церковь в социальной сети Facebook.
По версии «Annuario Pontificio», общее количество католиков восточного обряда по состоянию на 31 января 2010 года составляет в Украине 4902294 человека. 2009 ежегодник указывал цифру 4801879 человек. То есть на январь 2010 года мы имеем увеличение количества прихожан УГКЦ на 100 000 человек. Также необходимо отметить, что деятельность УГКЦ охватывает всю территорию Украины. Возникает вопрос, какой фактор способствует тому, что за один год более 100 000 человек приняли греко-католицизм? Следует отметить, что УГКЦ на территории Украины действует активно, она принимает участие как в благотворительности, так в мирных акциях протеста, особенно поддерживает молодежь в активистских движениях за чистоту окружающей среды, здоровую жизнь, против насилия и т.п.; признает необходимость диалога между церквами. Информацию о деятельности УГКЦ можно узнать из светских СМИ, но быстрым носителем информации являются социальные сети, где информация распространяется от одного человека к другому только с помощью одного клика компьютерной "мыши".
рис. 2 Вселенский архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук. |
УГКЦ широко представлена в социальной сети
FaceBook, где украинский язык представлены новости католических церквей
со всего мира (МСИ - новости католического мира), на 9 ноября 2011 года
эта страницу насчитывает 1200 читателей и эта цифра продолжает расти.
Новости УГКЦ - освещают жизнь приходов со всего мира (насчитывает 1 500
читателей состоянию на 9 ноября 2011 года), благотворительные акции и
паломничеств на странице Caritas (насчитывает 1200 читателей на 9
ноября 2011 года); информативные службы на странице УГКЦ по делам мирян
где можно найти информацию как современную, так и исторические
документы, найти необходимую литературу и т.д.. И это все только на
украинском языке, но почти каждая страница имеет свою англоязычную
копию.
Главным плюсом социальной сети, является то, что на этих страницах легко найти священника любого прихода, задать ему вопрос или просто пообщаться. Такая открытость церкви дает ей возможность привлечь к себе больше новых прихожан, а социальная сеть предоставляет для этого широкие возможности. Большинство людей не обращается к священнику за советом или ответом на вопрос, но может с легкостью напечатать в виде электронного письма; может принять участие в общественной молитве за проект (молитва за проект «Христианская этика в школе», от 14 сентября 2011 года), высказать свое мнение через опросы или вносить свои предложения к проектам. Из выше сказанного можно сделать вывод, что УГКЦ, освещая свои новости как церковного учреждения, обеспечивает себе шаги в будущее, более того, благодаря УГКЦ в обществе начал расти интерес к украинскому народу и его традициям, что дает надежду на успешное возрождение украинской культуры. Социальная сеть здесь играет не последнюю роль.
Деятельность сегодня УГКЦ находится на подъеме, и этому способствует информатизация граждан через социальную сеть Facebook, которая позволяет быть с церковью не отходя от своего компьютера, и иметь прямое общение с людьми своего прихода - поделиться впечатлениями от проповеди, поздравить священника, задать вопрос и буди в курсе всех дел церкви, не тратя время поиски Интернет-страницы, так как необходимые ссылки есть в ленте новостей. Так Facebook занимает не последнюю роль в возрождении УГКЦ в Украине, потому что эта страница распространена по всему миру, что дает возможность общения во всех уголках земного шара где есть Интернет.
Важность распространения информации в Интернет-сети подчеркивает и Вселенкий арихиеписком УКГЦ Святослав Шевчук(рис. 2). Интернет пространство это очень специфическое поле деятельности церквей. Оно имеет свои положительные и отрицательные стороне. К положительным можно отнести следующие:
К отрицательным сторонам можно отнести:
Спам-информация Доступность и вседозволенность; Неограниченность возможностей;Перспективы компьютеризации и
информатизации УГКЦ могут быть различными, они могут принести
положительные так и отрицательные результаты.
Автор считает, что к положительным факторам можно отнести, следует:
Полная информация о деятельности церкви, которая позволяет проверить информацию;
Образовательные форумы молодежи, чтоспособствует омоложению церкви;
Аудио и видео материалы, которые позволяют учиться дома;
Интернет молебни, позволяют принимать участие в совместной молитве не выходя из дома;
Информация о паломничестве и религиозном туризме;
Информатизация УГКЦ завышает планку всем другим церквям Украины, поскольку имеет в своем уставе пункт, где, обязательного выполнения работы церкви входит информирование и обсуждение вопросов, к решению церковной жизни. Также к перспективам можно отнести то, что униатская церковь становится к диалогу с другими христианами, что проводит к толерантному отношению к людям другого вероисповедания. А последнее является достаточно приоритетной, не только на территории Украины, но и всего мира.
Формирование информационного пространства УГКЦ, позволяет омолодить церковь;
Деятельность УГКЦ в общественной жизни украинцев (в Украине и за ее пределами) формирует новый образ Украны в мире;
Информатизация УГКЦ и открытость доступа к ее деятельности, не оставляет шансов, что к составлению спам-информации, «желтой» прессы, фейк-страниц и т.д.;
Група обговорень у соціальній мережі Facebook [електроний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://www.facebook.com/groups/24info365/?notif_t=group_activity. – Назва з екрана.
Офіційний форум УГКЦ [електронний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://forum.ugcc.org.ua/ - назва з екрану.
УГКЦ СЬОГОДНІ. ДУШПАСТИРСТВО І СІМ’Я [електронний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://old.ugcc.org.ua/ukr/church_in_action/sobor/previous/3rd/eparchial/kolomiya-chernivtsi/vavryk/ - назва з екрану.
Католицький Медіа – Центр [електронний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://www.facebook.com/profile.php?id=100000500480776&ref=pb. – назва з екрану.
Комісія у справах мирян УГКЦ. Режим доступу : URL : http://www.laityugcc.org.ua/novina-povnistju/items/family-crisis-in-the-world.html. – назва з екрану.
Українська Греко-Католицька Церква. Режим доступу : URL : http://www.ugcc.org.ua/1.0.html. – назва з екрану.
Історія УГКЦ. Режим доступу : URL : http://www.ugcc.org.ua/30.0.html#c231. – назва з екрану.
УГКЦ: офіційні документи. Режим доступу : URL : http://www.ugcc.org.ua/6.0.html?&L=1. – назва з екрану.
Skype-зустрічь у соціальній мережі Facebook [електронний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://www.facebook.com/event.php?eid=113368822101474 – Назва екрану.
Karaflogka A. A Critical Appraisal of Religious Discourse on the World Wide Web. – UK., 2007. – 264 p.
Helland C. Surfing for Salvation. Religion – 2002. – Vol. 32 [Електронний ресурс]. – Режим доступу : URL : http://myweb.dal.ca/ch304502/ – назва з екрану.
Lоvheim M. Young People, Religious Identity, and the Internet. Religion online : finding faith on the Internet / edited by Lorne L. Dawson and Douglas E. Cowan. 2004 by Taylor & Francis Books, Inc – 281 р.
Stephenson M. Web-Empower Your Church [Електронний ресурс]. – Режим доступу: URL : http://webempoweredchurch.org/support/resources/webempowerbook/– назва з екрану.
Stewart M.Hoover. Religion in the Media Age [Електронний ресурс]. – Режим доступу: URL : http://bobrdobr.ru/ka45a – назва з екрану.
Treanor P. Internet as Hyper-liberalism [Електронний ресурс]. – Режим доступу: URL : http://web.inter.nl.net/users/Paul.Treanor/net.hyperliberal.html – назва з екрану.
Young G. Reading and Praying Online: The Continuity of Religion Online and Online Religion in Internet Christianity. Religion online : finding faith on the Internet / edited by Lorne L. Dawson and Douglas E. Cowan. 2004 by Taylor & Francis Books, Inc – 281 р.
Hammet F. Virtual reality. – N. Y., 1993 // Дзюбенко М. А. Дайджест книги.
Базаров Р. Духовные сферы сетевого бытия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://www.religare.ru/article24567.htm – назва з екрану.
Гройс Б. Религия в эпоху дигитальной репродукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : www.openspace.ru/art/projects/132/details/6243//page3/ – назва з екрану.
Забияка А. П. Язычество: от религии крестьян до киберрелигии (статья четвертая)/ Религиоведение . – 2008. – №4. – C.88-103.
Бернерс-Лі Т., Фічетті М. Заснування Павутини: З чого почалася і до чого прийде Всесвітня мережа [пер з англ.]. – К.: КМ Академія, 2007. – 207с.
Мак-Люен М. Галактика Ґутенберґа: становлення людини друкованої книги [пер. з англ.]. – К.: Ніка-Центр, 2008. – 392 с.
Пітерс Дж. Д. Слова на вітрі: історія ідеї комунікації [пер. з англ.]. – К.: КМ Академія, 2004. – 302 с.
Коршун. М., Религия и Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=article&id=10106 – назва з екрану.
Костылев П. Н. Интернет-церкви и кибер-религии: попытка понимания. In Человек@Религия@Интернет: материалы Междунар. научн. интернет - конференции, 1 октября - 1 декабря 2007 года, pages 82–92. Барс Волгоград, 2008.
Пархоменко Е., Кузнецов А. Радиоблог. Зачем священнику "Живой журнал", или Интернет как богоугодное дело [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : http://www.svobodanews.ru/content/transcript/378687.html – назва з экрану.
Українська Греко-Католицька Церква. Патріарший собор. дело [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL :http://old.ugcc.org.ua/ukr/church_in_action/sobor/Statut/ – назва з экрану.