Биография
Детство
На Донецкой земле наши предки поселились практически с основания города. Мою семью можно отнести к так называемой старой донецкой интеллигенции. История нашей семьи известна мне начиная с пра-прабабушки и пра-прадедушки со стороны бабушки. А лично (и притом очень тесно) мне довелось общаться с их дочерью – мамой моей бабушки и ее супругом. В этой семье проходили мои выходные и каникулы до моего двенадцатилетия. Прадед, еврей по рождению, несмотря на, ограничения, накладываемые такой «пятой графой» в советские годы, сумел получить три высших образования и, что совсем уж удивительно, по совершенно не связанным между собой специальностям: он окончил математический факультет университета, медицинский университет и консерваторию. В его с прабабушкой доме было множество книг, там меня учили игре на фортепиано – в общем, всячески «культурно развивали». В родительском доме царила похожая атмосфера: родители и дедушка – инженеры, причем мама – преподаватель Донецкого национального технического университета, а дедушка – Донецкого государственного университета экономики и торговли; бабушка – врач, в начале карьеры – педиатр, а впоследствии – биохимик.
Не удивительно, что с появлением единственного ребенка все члены семьи активно занялись его развитием. Первым моим учителем была бабушка, которая, согласно семейной истории, уже к двум с половиной годам научила меня бегло читать – и с этого момента оторвать от книг меня было непросто. Лет с четырех я помню, как к моему образованию и воспитанию подключился папа. Под его диктовку было переписано немного фрагментов моих любимых книг – «Волшебника Изумрудного города», «Карлсона», «Незнайки» - и, как оказалось, писание оказалось не менее увлекательным занятием, чем чтение. Тогда, наверное, у меня и сформировалось то, что школьные учителя определили как «чувство языка» (что, кстати, дало мне заслуженное право не учить правила правописания). Папа же приучил меня пользоваться словарями. Помню, на все мои детские «почему» он отвечал одно: посмотри в словаре – и сам помогал освоиться с непривычной поначалу структурой справочных изданий. А их в доме тоже было предостаточно: иностранные двуязычные, энциклопедические, словари иностранных слов, этимологические, различные тематические (энциклопедия мифов, искусства, анатомическая и, почему-то, двухтомная энциклопедия Африки) и, конечно, множество детских изданий. Одним словом, пока мои ровесники в детском саду по складам читали букварь, я, с презрением на них поглядывая, начала писать стихи и тогда же «издала» свою первую книгу – из сложенных тетрадных листков. Воспитатели пророчили мне большое будущее и советовали родителям не дожидаясь положенного возраста отдать меня в школу. .
Школа
Впрочем, долгожданная школа (это был «престижный» УВК №1 города Донецка), вопреки моим ожиданиям, оказалась не таким уж сказочным местом. Из достижений и увлечений этого периода могу назвать исключительно внешкольные проекты: спортивные достижения (до четырнадцати лет я занималась художественной гимнастикой, получив звание кандидата в мастера спорта), подруг по спортивной школе, занятия английским языком с репетитороми и, конечно, множество книг.
Собственно, с книгами и связан момент, который я считаю пунктом этого периода жизни: папа, вернувшись из очередной командировки в столицу, подарил мне, впечатлительному пятнадцатилетнему подростку со склонностью к девиантному поведению, три книги – «1984» Оруэлла, «Лолиту» Набокова и двухтомник Ницше. Строжайший выговор от остальных членов семьи папа, конечно, получил, но зерна уже были брошены в почву и с жадностью восприняты моим, еще не тронутым «глубокой» литературой, но неосознанно мечтающим о ней сознанием. Примерно в это же время кто-то подарил нашей семье двухтомник «Мифы народов мира» С. Токарева – и вот эта, мягко говоря, странная смесь, надо полагать, и повернула течение моей мысли раз и навсегда.
Опыт работы
Потом наступила эпоха частного бизнеса. Было испробовано все, что только приходило в голову – от разработки программного обеспечения и строительных работ до чуть было не сбывшейся мечты о разведении страусов. Дольше всего просуществовало рекламное агентство, где мне, как и моим партнерам, пришлось на протяжении нескольких лет быть всем – от дизайнеров, менеджеров по продажам и работников мастерской до бухгалтеров и директоров. Мы собственноручно делали ремонт, ночевали в офисе, устанавливали рекламные конструкции на крыши домов, учились всему буквально «с нуля», на протяжении длительного времени имели гораздо больше расходов, чем доходов – и чувствовали себя счастливыми.
Попутно были написаны две книги: «Электронная коммерция» (в то время, когда я планировала заняться интернет-мошенничествами) и «Банк идей для частного бизнеса», содержащий около сотни бизнес-проектов частного бизнеса с минимальными стартовыми вложениями. Права на публикацию обеих книг были тут же приобретены крупными издательствами (причем вторая дважды допечатывалась), а у меня впервые зародилась мысль о том, что я хочу не столько не заниматься бизнесом, сколько писать о нем. И в результате, как многие молодые люди определенного склада ума и темперамента, засела за писание того самого великого произведения, которое потрясет весь мир.
Через полгода у меня впервые зародилась мысль о том, что для создания такой работы мне не хватает… даже не таланта, а знаний – ведь до сих пор я не сомневалась не только в своей гениальности, но и в эрудиции. Оказалось, что годы частного бизнеса принесли богатый практический опыт, но никак не теоретические знания, необходимые для написания моей книги (точнее, к тому времени, набросков книг стало уже более десятка). Все это, как я теперь понимаю, были работы в области метафизики, онтологии, феноменологии, философии культуры и теории познания. Я интуитивно чувствовала, что пытаюсь сказать, но не находила нужных слов, а главное – книг, посвященных схожим проблемам. Да-да, попробуйте посадить за компьютер человека, никогда не слышавшего об академической науке (в моем случае – философии, социологии, психологии), а, следовательно, не владеющего категориальным аппаратом этих сфер знания – и вы увидите, что он не сможет сформулировать поисковый запрос таким образом, чтобы получить сколько-нибудь научныю выборку результатов. Ну а авторы популярной литературы не слишком часто пишут о метафизике.
Университет
В это время, в 2007 году, и произошло одно из важнейших событий этого периода жизни: мне посоветовали поступить на факультет философии и религиоведения Государственного университета информатики и искусственного интеллекта, о существовании которого (да еще и в родном городе!) я даже не подозревала. Решиться на такой шаг было непросто: как это – я вдруг сяду за парту! Да и после поступления я, воспринимая себя скорее как предпринимателя, нежели как студента, я долго рассматривала это образование как хобби, которому не стоило уделять пять лет жизни: мне казалось, одного года будет более, чем достаточно для того, чтобы повысить уровень эрудиции (и без того, несомненно, весьма высокий!) и вернуться к своим обычным занятиям, и, главное, дописать начатые книги.
Однако, вхождение в этот новый для меня мир, к моему великому удивлению, не было ни легким, ни быстрым. Уровень знаний, которым мог гордиться молодой предприниматель, оказался явно недостаточным для того, чтобы почувствовать себя «своим» среди ученых, изданные книги показались наивными, а недавние амбиции - необоснованными. Мне пришлось краснеть у доски, не спать ночами за домашними заданиями и с каждым днем разуверяться в собственной гениальности и эрудиции – убеждениях, которые согревали меня столько лет. Возможно, это и заствило меня продолжить обучение: ведь уйти при таком положении дел означало бы, что я сдалась, признала, что у меня ничего не получилось. К тому же к этому времени мне уже начал приоткрываться удивительный мир философии.
Важнейшим событием этого периода для меня стало начало научной работы под руководством доктора философских наук, профессора Александра Владимировича Белокобыльского, увидев которого на первой же лекции, я твердо решила: хочу, чтобы моим научным руководителем был именно он. Мои скромные наработки, по-видимому, заинтересовали его – и началась совместная работа. Конечно, в то время мне еще не удавалось сформулировать на научном языке те мысли, которые волновали меня уже не первый год, он же удивительным образом, понимал, что я пытаюсь сказать или написать. Познакомившись с его монографиями, я увидела в них те самые темы, которые до сих пор безуспешно пыталась развивать. Впрочем, все преподаватели факультета философии и религиоведения оказались людьми неординарными, способными достучаться до умов и сердец студентов и, несомненно, навсегда изменившие жизнь многих из нас.
И наконец, случилось то, чего я меньше всего ожидала: я влюбилась в факультет, которому отдала столько усилий и чувств, и вскоре увидела в науке свое истинное призвание, а в стенах университета нашла целый новый мир - мир, который почувствовала своим домом. Этот опыт социализации и изменения жизненной позиции я считаю сегодня не только своим самым большим успехом за последние годы, но и началом нового жизненного пути. И этот мир, хоть и не сразу, кажется, начал отвечать мне взаимностью. На третьем курсе я была избрана главным редактором студенческой газеты факультета; принята в секции Совета молодых ученых факультета (членами которой, как правило, выступают молодые преподаватели и аспиранты факультета, и лишь как исключение, студенты) приняла участие во многих научных конференциях, победила во Всеукраинской студенческой олимпиаде по философии и религиоведению; инициировала и внедрила в университете несколько социальных и научных проектов, получила две ректорские грамоты за научные достижения и за активную общественную деятельность; стала победителем в номинации «Студент года»; дважды стала стипендиатом программы «Завтра.UA» Фонда В. Пинчука, стала президентом Ассоциации философов и религиоведов, опубликовала ряд научных статей и многое другое.
Закончив летом 2011 года бакалаврат и подводя итоги четырем годам обучения, я (все еще с некоторым удивлением) осознала, что факультет философии и религиоведения, на котором я вовсе не планировала задерживаться, прочно вошел в мою жизнь. Именно здесь мне впервые открылся смысл выражения «Alma Mater»: университет, если отдаться ему в полной мере, становится поистине вторым рождением человека, а образование, как следует из самого слова (обретать образ, образовываться, т.е. появляться: до сих пор тебя не было, а тут появился, образовался) – настоящим становлением человека, который из чего-то без-образного, то есть не имеющего образа, становится сформированной, состоявшейся личностью.
Неудивительно поэтому, что, держа в руках не только долгожданный диплом, но и, фактически, освобождение от ежедневных лекций и домашних заданий и возможность всецело отдаться работе, я без тени сомнения вступила в ряды конкурсантов на поступление в магистратуру - теперь уже Донецкого национального технического университета по специальности «Религиоведение». Здесь с сентября 2011 года я продолжила работу над научной темой, заинтересовавшей меня еще в начале второго курса - «Категория субъектности и ее трансформация в обществе начала ХХІ века». Тему эту считаю исключительно актуальной для современного гуманитарного знания, так как социальная субъектность претерпевает сегодня кардинальные изменения под влиянием ряда факторов, важное место среди которых занимает развитие информационных и коммуникационных технологий. Моим научным руководителем остался Александр Владимирович Белокобыльский, комментарии, советы, а порой и критика которого продолжают открывать мне новые и новые грани этой давно знакомой темы.
Профессиональные планы
Сегодня я не мыслю своего будущего вне академической деятельности. Карьеру в этой области представляю приблизительно так:
- получение степеней кандидата и доктора философских наук;
- преподавательская деятельность на специализированном факультете (философия и близкие сферы) или работа в Институте философии им. Г.С. Сковороды;
- сотрудничество (лекции, научные конференции, совместные исследовательские проекты) с другими отечественными и зарубежными универсиетами, а также тренинговыми центрами, информационными проектами;
- членство в специализированных научных организациях, в том числе, международных;
- научно-литературная деятельность (монографии, учебно-методические работы, популярная литература публикации в научных и популярных периодических изданиях).
Вторая важнейшая сфера самореализации – социальные проекты:
- работа в ООН, ЮНЕСКО или др. международной общественной организации;
- реализация собственных социальных проектов
И, наконец, самореализация не будет полной без живого познания мира. Это:
- экстремальные виды спорта: испробовать максимум видов активного отдыха и экстрима;
- путешествия: планирую объехать максимум стран, городов, природных объектов – с блокнотом и фотоаппаратом в руках.