ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Баптизм является одним из наиболее распространенных религиозных течений в современной Украине. Эта конфессия играет значительную роль в религиозных, общественных и культурных процессах нашего государства. За 150 лет своего существования в Украине евангельское движение заняло важное место в духовной жизни украинского народа. За это время, а особенно в первые десятилетия своего существования на украинских землях, баптизм приобрёл яркие специфические национально-культурные особенности, что позволяет говорить о том, что в те времена сформировался такой самобытный феномен как «украинский баптизм». Впоследствии баптистская община испытала на себе все перипетии истории Украины в ХХ веке, а, соответственно, менялись конфессиональные, организационные, мировоззренческие, социальные аспекты бытия баптизма на украинских землях. Современные нациообразующие процессы, происходящие сейчас в Украине и в которых баптистская община Украины является важной частью, обуславливают украинские баптистские центры искать свою собственную идентичность и свое место в этих процессах.

1. Актуальность темы

В современных условиях христианские церкви, а также евангельско-баптистское братство в частности, становятся неразрывно связанными со всем украинским обществом, его жизнью и проблемами, а, следовательно, особенности современных трансформаций в среде евангельского сообщества Украины в контексте общественно-политических и культурных процессов является актуальной религиоведческой проблемой, которая касается многотысячного сообщества украинских христиан, от гражданской позиции и религиозных убеждений которых в значительной степени будет зависеть будущее Украины во всех сферах жизни.

2. Цель и задачи исследования, объект, предмет и методология

Целью работы является экспликация социальных и вероучительных особенностей становления и развития украинского баптизма.

Полноценному раскрытию проблемы будет способствовать решение следующих задач:

1. Проанализировать особенности становления и формирования евангельского христианства, его собственной религиозной традиции (формирование концептуальной религиозной позиции, формирование религиозной практики, организационных форм и т.п.)  в историко-культурных условиях духовного развития Украины во второй половине XIX – начале ХХ в.;

2. Исследовать процессы трансформации мировоззренческих, организационных, социальных аспектов конфессионального бытия евангельско-баптистского братства в Украине в условиях существования советского тоталитарного режима;

3. Выяснить роль и место евангельско-баптистской общины в современной религиозной жизни независимой Украины, проследить процессы институционального устройства, тенденции и специфику развития баптистской общины в аспекте определения собственного национального сознания.

Объектом работы является процесс развития украинского баптизма. Предмет – социальные и вероучительные особенности украинского баптизма.

Методологическая основа исследования основывается на системе общефилософских, общенаучных и историко-религиоведческих методах, а также базируется на определенных принципах. А именно принципах историзма и объективности, внеконфессиональности. В основу анализа были положены критическое изучение первоисточников, учета конфессионального подхода при формировании тех или иных источников исследования.

3. Обзор исследований по теме

Для изучения истории возникновения национального евангельского движения важными являются труды российских дореволюционных исследователей, содержащих фактический материал по истории евангельского движения в Украине и попытку его анализа. К этим работам можно отнести труды епископа Алексея (Дородницына) [2; 3] и протоиерея Арсения Рождественского [31]. Они ввели в научный оборот значительное количество документов, где отражено возникновение баптистских общин на юге Украины. Также в работе В.И. Ясевич-Бородаевской «Борьба за веру» [40], содержится ценное исследование законодательства Российской империи в отношении правового положения в ней иноверцев, проблемы жизни приверженцев этой конфессии в условиях того времени. Это фактически единственное достаточно полное специальное исследование того времени. Также этих проблем касался М.С. Грушевский в работе «З історії релігійної думки на Україні» [8].

Среди советских исследователей следует выделить труды А.И. Клибанова [15; 16], который действительно пытался последовательно придерживаться принципа научности и объективности, хотя и был существенно ограничен принципами марксистско-ленинской методологии. Видное место в историографии проблем украинско-российского протестантизма занимают труды Л.Н. Митрохина [23; 24], Е.Г. Филимонова [36; 37], в которых исследованы некоторые аспекты истории рационалистических движений в Российской империи, а именно история их возникновения и эволюции в контексте развития отечественного протестантизма и мирового баптизма, формирование их социальной базы и т.д. Стоит упомянуть о социологическом обзоре «Баптизм и баптисты», изданном в 1962 г. в Минске [5], в котором отражено представление верующих о базовых мировоззренческих концепциях «Бог», «человек», «Святое Писание», отношение к общественным, экономическим и политическим процессам того времени. В Украине социологические исследования баптизма проводились в меньших объемах и имели более прикладное, пропагандистско-атеистическое значение. 

 Интересными и достойными доверия являются труды ряда специалистов, которые проявили себя в этой области исследований: монографии Г.С. Лялиной [21; 22], В.И. Гараджи [7]. В них уделено внимание характеристике евангельских религиозных общин как отдельной социальной среды, в пределах которой человек получает определенное воспитание и мировоззренческие установки.

Историография по особенностям формирования вероисповедания представлена в труде С.И. Головащенко [12], где приводятся основные материалы и документы по формированию вероучения евангельских церквей Украины с 1880 года. 

Конфессиональная школа историографии, «конфессиональная» преимущественно потому, что к нему относят исключительно представителей данной конфессии. Первая попытка создать свою историю ЕХБ была осуществлена еще во второй половине 1980-х годов силами руководства Союза евангельских христиан-баптистов СССР. В 1989 г. выходит «История евангельских христиан-баптистов в СССР» [11] – первое серьезное исследование, над которым работали непосредственно сами баптисты. Среди конфессиональных исследователей украинского баптизма стоит отметить И.П. Плетта [27], который в своем труде «Зарождение ЕХБ» даёт внутренний конфессиональный взгляд на обозначенную проблему. Начало евангельского движения в Украине, его первые очаги и учредители, а потом первые союзные баптистские объединения освещены в работе С.Н. Савинского «История евангельских христиан-баптистов Украины, России. Белоруссии (1867-1917)» [32]. История образования Союза евангельских христиан рассмотрена в работе Ю.Е. Решетникова «Становлення та диференцiація євангельського руху в Україні» [28] а формирование первых союзных баптистских объединений в работе С.Н. Савинского «История евангельских христиан-баптистов Украины, России. Белоруссии (1917-1967)» [33].  Л. Коваленко в работе «Облако свидетелей Христовых» [17] собрал из разных источников биографические сведения о выдающихся деятелях евангельско-баптистского братства.

Зарубежная историография советского евангельско-баптистского движения начала активно развиваться во время и под влиянием «холодной войны». Религию и церковь в СССР западные исследователи склонны были воспринимать позитивно  потому, что она выглядела с одной стороны, невинной жертвой насильственной секуляризации, а с другой, реальной идеологической альтернативой советскому тоталитаризму. Наиболее подробная и глубокая работа по истории советского евангельского движения принадлежит В. Заватскому [10]. Ему удалось охватить различные стороны жизни конфессии, включая историю формирования Союза евангельских христиан-баптистов, появление оппозиционного движения, повседневную жизнь верующих и развитие богословия и т.д. Постсоветская «либеральная» историография евангельского движения в определенной степени стала продолжением западной. Ее представители делают основной акцент на борьбе евангельских христиан-баптистов за свободу совести. В книге Л. Алексеевой «История инакомыслия в СССР. Новейший период» [1] описываются различные ячейки инакомыслия и диссидентства в СССР, включая церковное диссидентское движение в том числе среди евангельских христиан-баптистов.

На современном этапе весомым вкладом в исследование украинского баптизма являются работы как светских, так и церковных авторов, в частности С.Н. Савинского «История Русско-Украинского Баптизма» [34], Ю. Решетникова «Становлення та диференціація євангельського руху в Україні» [28], М.С. Каретниковой «Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения» [14], которые содержат анализ возникновения и специфики евангельского движения в Украине в конце XIX - начале XX вв. Современное состояние организационного устройства евангельского баптистского движения в Украине освещено в статьях А.П. Лахно «Міжнародна спілка церков євангельських християн-баптистів» [25] и «Собор незалежних євангельських церков України» [35] в журнале «Религиозная панорама». Обзор основных центров, тенденции их развития рассмотрены в трудах В.И. Любащенко в частности в статье «Сучасний євангельсько-баптистський рух в Україні: оновлення традицій» [20]. Протестантская религиозная идентичность исследуется в теоретических изысканиях многих украинских религиоведов, в частности В.Е. Еленского, А.П. Лахно [18], В.И. Любащенко [19; 20], Ю.Е. Решетникова [28; 29; 30], Ю.В. Вильхового [6], Т. Грушевой [9]. На региональном уровне Донетчины вопрос протестантской идентичности рассматриваются в работах Е.И. Панич [41].

Отдельно следует акцентировать внимание на монографии М.М. Черенкова «Європейська Реформація та український євангельський протестантизм (генетико-типологічна спорідненість і національно-ідентифікаційні виміри)» [38]. В монографии рассматриваются архетипические и современные концепты европейской Реформации и особенности ее проявления в украинском евангельском протестантизме. Представлены новые образы евангельского протестантизма, проявлению которых способствовали развертывания демократических процессов и активная социализация евангельских церквей в украинском обществе. Значительное внимание уделено также возможным способам инкультурации идей европейской Реформации украинским евангельским протестантизмом как самобытным национальным духовным явлением, которое открытое в своей динамике как к культурному, так и к межцерковному диалогу.

4. Украинский баптизм: эволюция организационных форм и социальной ориентации

Первые евангельско-баптистские общины возникли в Украине в 60-х годах XIX в. в трех удаленных друг от друга регионах: на юге Украины: в Херсонской, Екатеринославской, а также Киевской губернии, а уже в 80-х годах распространились в Таврической губернии Левобережной Украины [32]. Евангельское движение обязано своим возникновением в XIX веке иностранного пиетического влияния, однако благодатная почва была подготовлена для него глубокой духовностью православных богоискателей. Если бы евангельское движение было лишь обычным иностранным заимствованием, его было бы легко устранить как влияние иностранных колонистов. А сегодня евангельские христиане является одной из многочисленных и быстрорастущих христианских конфессий Украины. Евангельское движение в Украине было связано как с процессами, которые происходили на Западе Европы, так и с внутренними культурно-историческими процессами, с духовными поисками православных верующих. Евангельское движение в Украине развивалось преимущественно в крестьянской среде и испытало влияние надежд среднего крестьянства на улучшение социального положения. Хотя евангельское движение не имело ощутимого влияния на политические процессы в Российской империи, но играло заметную роль в конфессиональной структуре общества того времени.

Возникновение первых евангельско-баптистских общин в каждом регионе имеет свою предысторию и своих предшественников. Они возникли в разных местах, почти независимо друг от друга, а впоследствии эти первые поместные общины-церкви объединялись в совместной работе, образовывали братства, а позже сложились в Союз.

Фактически, с самого начала основания первых баптистских общин, в их истории красной нитью проходит поиск путей единства как административного, так и духовного.

Преследования со стороны фанатичных односельчан и гонения властей способствовали сближению групп евангельского движения, которые имели различные наименования (штундисты, баптисты, евангельские христиане, петербургские верующие-пашковцы и другие), которые были очень похожи по догматике и богослужебной практике. Поэтому они скоро стали объединяться в союзы и проводить совместные конференции – съезды.

Общины, которые возникали, объединялись в группы вокруг более зрелых и духовно крепких общин. Так образовались группы вокруг общин в селах Основы, Любимирки, Карловки, Плоское и других первых общин (см. рис. 1). Между группами устанавливались письменные и личные связи [32].

Первые очаги зарождения баптизма в Украине в XIX веке

Рисунок 1 – Первые очаги зарождения баптизма в Украине в XIX веке

(анимация: 5 кадров, 7 циклов повторения, 145 килобайт)

Евангельско-баптистские объединения прошли непростой путь истории на украинских просторах. Анализируя эволюцию организационного упорядочения евангельских течений, можно выделить следующие периоды.
Начало баптистского братства – это отдельные лица, их собственный религиозный выбор. Баптизм неразрывно связан с южными регионами Украины во второй половине XIX ст.

С 80-х годов XIX в. среди баптистов осознается понимание необходимости объединения, корректировки своей деятельности. Ввозникает необходимость в созыве съездов, это был период братского баптистского развития. То же самое можно говорить и о родственных с баптистами братств евангельских христиан.

В начале 1900-х годов в братствах баптистов и евангельских христиан начинается движение по созданию союзных объединений. Возникают Союз баптистов и Союз евангельских христиан. Эти союзы прошли сложный путь в первые годы ХХ ст., а особенно со времени становления советской власти. Баптисты и евангельские христиане, а также и все евангельские сообщества подверглись преследованиям и репрессиям.

В средние 40-х годов ХХ в. по инициативе советской власти Союз баптистов и Союза евангельских христиан, а также и другие евангельские течения (пятидесятники, братские меннониты и т.д.) были объединены в один Союз, получивший название Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов, а впоследствии буква «и» превратилась в дефис.

Вторая половина ХХ в. – это времена, когда вследствие процессов, которые в первую очередь были инициированы властями, евангельсько-баптистское братство получило несколько расколов, следствием чего стало образование новых объединений. Протестантские объединения Украины послевоенного периода составили три больших группы: зарегистрированные (лояльно относились к советской власти); незарегистрированные, которые действовали в явочном порядке (лояльные к власти, но выступали против государственного вмешательства в дела церкви); религиозное подполье (незарегистрированные группы верующих, которые противопоставляли себя советской власти, а также другим баптистским организациям и выступали против государственного вмешательства в свои внутренние дела). Такое состояние было и среди верующих ЕХБ. 

Соответственно нужной была и необходимость приспособления к существующим условиям. В числе прочего, именно на этой почве и происходили расколы внутри баптистского братства. Попытки сформулировать  социальную позицию евангельских церквей имели место еще в 20-е годы ХХ в. Так, идеи так называемого «социального Евангелия» имели определенное распространение, в первую очередь благодаря И. Проханову, который пытался богословски интерпретировать принципы социального служения, в частности в работах «Евангельские христиане и социальный вопрос», «Новая, или евангельская жизнь» и воплотить это в жизнь в виде коммуны города Солнца. Но дальнейшее развитие евангельского сообщества на территории Украины в условиях тоталитарного режима не способствовало ни основательному богословскому осмыслению этих вопросов, ни практической деятельности в этой плоскости. Стоит напомнить, что эта проблема возникла еще на начальных этапах существования евангельского братства, ведь и Российская империя также не давала для этого возможностей. Кроме того, стоит отметить, что позиция социума, в котором приходилось жить евангельским церквям, негативное восприятие верующих, вывод их на край социума, в маргинес, способствовали капсулированию евангельсько-баптистского братства, формированию идеологии «неотмирности». В сознании верующего все больше создавалась парадигма отстраненности от этого мира и перенос истинного мира на небо (я странник на этой земле, земля – временное пристанище, как в песне «мой в Небе край родной, мой в Небе дом»), все помыслы верующего были направлены в потустороннее. Соответственно, и сама потребность в обосновании социального служения здесь, на этой земле, не нашла почвы для существования. Эта мировоззренческая позиция в тех или иных формах существовала во всех евангельских направлениях.

За последние двадцать лет после обретения Украиной независимости, во времена религиозной свободы баптистская конфессия заметно продвинулась вперед в сравнении с советскими временами. В современном украинском баптизме за это время наметились основные тенденции и проблемы, которые, по нашему мнению, будут определять развитие баптизма в ближайшие время (по крайней мере года). Это касается организационного аспекта (сотрудничество между различными союзами и объединениями), внутрицерковного устройства (налаживания эффективной системы руководства, решение кадровой проблемы и вопросы преемственности), качественное изменение интеллектуально-богословской и информационной составляющей, налаживание эффективной и многогранной деятельности вне церквей и т.п [26]. Эти проблемы можно рассматривать скорее как задачи, требующие решения: обновленное видение служения, гармоничное сочетание традиции (укоренение в многолетнем присутствии на украинских землях и неоценимый опыт существования в различных социально-исторических условиях) и новых форм внутренне- и внешнецерковного служения, которые следует понимать как ответ на вызовы современного мира.

Выводы

Украинский баптизм как самостоятельное конфессиональное образование прошел полуторавековой путь на украинских просторах. За это время произошло становление организационного оформления, формирование собственной религиозной традиции, позиции по отношению к социуму. Тенденции развития баптистского братства в Украине были обусловлены теми общественно-политическими, культурными и иными особенностями соответствующего периода (времен Российской империи, советского периода, годов независимости).

История украинского евангельсько-баптистского движения имеет достаточно весомую отечественную и зарубежную историографию. Изучение истории возникновения баптизма начинается почти сразу с появления этого феномена на территории Российской империи и носит преимущественно характер критический (сбоку православных авторов) или первые попытки апологетики (сбоку собственно баптистских писателей).

Научные исследования относительно исторического становления баптизма и формирования его религиозной традиции относятся к советским временам и носят элемент критики с точки зрения научно-атеистического мировоззрения. Другая ситуация сложилась в последние годы, когда появляются многочисленные научные исследования этого вопроса в монографиях и других исследованиях истории баптизма в независимой Украине.

Возникновение и первые десятилетия формирования пришлись на времена Российской империи. Становление баптистской традиции произошло под влиянием европейской протестантской традиции, которая упала на отечественную почву духовных поисков верующих, которые по тем или иным причинам не были удовлетворены духовным состоянием существующей официальной православной религиозности. Развитие баптистского братства прошло путь от отдельных подвижников-проповедников, через становление первых общин к образованию первых союзов. Все это происходило на фоне преследований и репрессий со стороны официальной имперской власти и церкви.

Принципиально иная ситуация сложилась в советские времена. Времена до Великой отечественной войны характеризуются сначала более-менее свободным существованием баптистских и родственных с ними евангельских течений, которое в 30-е годы изменилось наступлениями, ограничениями и прямыми репрессиями в отношении верующих. Времена войны и послевоенные годы характеризуются тем, что власть, пытаясь взять под контроль евангельское братство инициирует объединение родственных течений (баптистов, евангельских христиан, пятидесятников и т.д.) в единое организационное образование Всесоюзный совет Евангельских христиан-баптистов.

Вынужденная необходимость выработки позиции по отношению к власти и существующего строя привела в дальнейшем к разделению евангельсько-баптистского братства на несколько течений, лояльных и оппозиционных к власти. Существование в неблагоприятных условиях вынуждало или приспосабливаться к существующему строю, или наоборот, что стимулировало формулировать идеологически-богословское объяснение той или иной позиции.

Иная ситуация сложилась во времена независимости. Новые условия способствуют восстановлению свободной религиозной деятельности, а с другой стороны порождают новые проблемы. В современном украинском баптизме за эти времена наметились основные тенденции и проблемы, которые будут определять развитие баптизма в ближайшие времена (по крайней мере года). Эти проблемы можно рассматривать скорее как задачи, требующие решения: обновленного видения служения, гармоничного сочетания традиции (укоренение в многолетнем присутствиии на украинских землях и неоценимый опыт существования в различных социально-исторических условиях) и новых форм внутри- и внешнецерковного служения, которые следует понимать как ответ на вызовы современного мира.

Особенности формирования богословия и социальной позиции украинского евангельского протестантизма заключаются в синтезе западных и восточных культурно-богословских воздействий, совпадения объективно-исторических и внутренних факторов, конвергенции мирового исторического процесса и локального хронотопа.

Украинский евангельский протестантизм в социально-богословской плоскости является актуальным синтезом восточной и западной традиций, «основательным» и укоренившимся в историко-культурном субстрате, но в то же время является открытым к творческому усвоению западных культурно-богословских воздействий и достижений вселенского христианства. Это движение вобрало и трансформировало различные компоненты христианской духовности – восточной и западной, что проявилось, в частности, и в богословских взглядах, и на бытовом уровне верования рядовых евангельских верующих. Осмысление своей сложной идентичности и восстановления культурно-богословских связей с европейским христианством становится условием становления украинского евангельского протестантизма как самостоятельного феномена украинского христианства.

Список источников

1.  Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. –Вильнюс — М.: «Весть», 1992. — 450 с.

2.  Алексий (Дородницын), епископ. Материалы по истории религиозно-рационалистического движения на юге Росси во второй половине XΙX столетия. – Казань, 1908. – с. 572

3. Алексий (Дородницын), епископ. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине ХІХ-го столетия. – Казань, 1908. – 440 с.

4.  Бажан О.Г. Опозиційний рух в Україні (друга половина 50-х – 80-ті рр. XX ст.): дис. ...канд. істор. наук: 07.00.01. – К., 1996. – 193 с.

5. Баптизм и баптисты. Социологический очерк. Под ред. М.Л. Ленсу, Е.С. Прокошина. – Минск, 1969. – 320 с.

6. Вільховий Ю.В. Політика радянської держави щодо протестантських церков в Україні (середина 40 – 70-х років XX ст.): дис. ...канд. істор. наук: 09.0011. –  Полтава, 2002. – 298 с.

7.  Гараджа В.И. Протестантизм. – М., 1971. – 200 с.

8.  Грушевський М. З історії релігійної думки на Україні/ Ред. П.К. Вовк. - К.: «Освіта», 1992. –  192 с.

9. Грушова Т.В. Становлення протестантської традиції в Україні // Історія релігій в Україні: Праці ХΙ-ї міжнародної конференції (Львів, 16-19 травня 2001 року). – Книга I. – Львів: Логос, 2001. – С. 139-145.

10. Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. – М.: МСС, 1995. – 559 с.

11.  История евангельских христиан-баптистов в СССР. – М.: Издательство ВСЕХБ, 1989. – 623 с.

12. История евангельско-баптистского движения в Украине. Материалы и документы / Сост. С.И. Головащенко.– Одесса: Богомыслие, 1998. – 277 с.

13. Історія християнської церкви на Україні: релігієзнавчий довідковий нарис. – К., 1992. – 355 с.

14. Каретникова М.С. Русское богоискательство: национальные корни евангельско-баптистского движения. – СПб: Библия для всех, 1997. –  380 с.

15.  Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России XIX век М: изд-во Наука, 1978. –  335 с.

16.  Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России период феодализма. – М: изд-во Наука, 1977. –  335 с.

17. Коваленко Л. Облако свидетелей Христовых для народов России в XIX-XX: 62 биографии с фотографиями. – К.: Центр Христианского Сотрудничество, 2000. – 274 с.

18. Лахно О.П. Церковна опозиція Євангельских хритисян-баптистів в Україні (1940-1980-ті роки): Монографія. – Полтава: Друкарська майстерня, 2009. – 288 с.

19. Любащенко В. Історія протестантизму в Україні: курс лекції. – Львів: Просвіта, 1995. – 350 с.

20. Любащенко В. Сучасний євангельсько-баптистський рух в Україні: оновлення традицій // Людина і світ. — 1996. — №6. — С. 6-10.

21. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. – М., 1977. – 175 с.

22. Лялина Г.С. Новые тенденции и идеологии баптизма, - М., 1979. – 64 с.

23. Митрохин Л.Н. Баптизм. – М.: Политиздат, 1966. – 264 с.

24. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). – СПб, 1997.  455с.

25. Міжнародна спілка церков євангельських християн-баптистів // Релігійна панорама. — 2008. — № 11. С. 60-69.

26.  Неволин М. Двадцать лет свободы: достижения и проблемы // Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском пространстве. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям / Редактор составитель Михаил Черенков. – К.: Дух и Литера, 2011. – С. 8-16.

27.  Плетт И.П. Зарождение церквей ЕХБ. -  Издательство «Христианин» СЦ ЕХБ, 1994. – 155 с.

28.  Решетнiков Ю.Є. Становлення та диференцiацiя євангельського руху в Українi: Дисс ... фiлос. наук: Iн-т фiлософiї iм. Г.С. Сковороди Нац. акад. наук Українi: 2000.

29. Решетников Ю.Н. История  Евангельско-баптистского братства в Украине  О.: Богомыслие , 2000. –  246 с.

30. Решетников, Ю., Санников, С. Обзор истории Евангельско-баптистского братства на Украине.– Одесса: Богомыслие, 2000. – 420 с.

31. Рождественский А. Южнорусский штундизм. – СПб., 1889. –180 с.

32. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России. Белоруссии (1867-1917). – СПб.: Библия для всех, 1999. – 424 с.

33. Савинский С.Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России. Белоруссии (1917-1967). – СПб.: Библия для всех, 2001. – 421 с.

34. Савинский С.Н. История Русско-Украинского Баптизма.- О.: Богомыслие. 1995. – 128 с.

35. Собор незалежних євангельських церков України // Релігійна панорама — 2005. — № 5. С. 69-78.

36.  Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. – М.: Мысль, 1968. – 184 с.

37.  Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. – М.: Знание, 1977. – 63 с.

38. Черенков М.М. Європейська реформація та український протестантизм: Генетико-типологічна спорідненість і національно-ідентифікаційні виміри сучасності: Монографія. – Одеса: Християнська просвіта, 2008. – 566 с.

39.  Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Очерки истории русской философии. – Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1991. – С. 217-570.

40. Ясевич-Бородаевская В.І. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии, с приложением статей закона и Высочайших указов. – СПб., 1912. – 688 с.

41. Панич О.І. Міф про баптистів у радянському суспільстві 1950–1980-х рр.: марновірство і пропаганда. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.histans.com/JournALL/journal/2011/3/9.pdf

42. Дик Й. Новые мехи для молодого вина. –  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-aaa.info/files/Articles/Dyck_rus.pdf

Важное замечание

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение – декабрь 2012 г. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.